В редакцию E1.RU читатели присылают по несколько писем в месяц с жалобами на нерадивые управляющие компании, которые не убирают подъезды. Лестничные пролеты и коридоры действительно зарастают грязью, если их не мыть. А мыть их — прямая обязанность управляющей организации.
Жильцы домов жалуются и в сами УК, но получают ответы, что уборка проводится и подъезды в их доме содержатся в чистоте.
Как доказать управляющей компании, что она не справляется с уборкой? И как она должна наводить чистоту в подъезде? Мы спросили об этом практикующего юриста Руслана Камалетдинова, который защищает права граждан как раз в сфере ЖКХ. Он рассказал, какие документы регламентируют уборку подъездов и как правильно проверять выполненные работы.
Кстати, ранее мы рассказывали, как заставить коммунальщиков сделать ремонт.
- Требования к уборке подъездов
- Как часто должны убирать подъезды?
- Как правильно жаловаться, если в подъезде не прибираются?
- Как управляющая компания должна реагировать на жалобу?
- Что должно быть в акте проверки?
- Как провести экспертизу уборки?
- Что делать, если УК не провела проверку в срок?
- Как высчитать время без уборки?
Требования к уборке подъездов
Что включает в себя влажная уборка подъездов:
сухую и влажную уборку тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов;
влажную протирку подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек;
мытье окон;
очистку систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов);
проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекцию септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом;
при проведении частичных осмотров осуществляется протирка электролампочек, смена перегоревших электролампочек на лестничных клетках, в технических подпольях и на чердаках.
На что ссылаться: п. 23 Минимального перечня работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Как часто должны убирать подъезды?
Каждый день:
влажное подметание лестничных площадок и маршей двух нижних этажей;
влажное подметание перед загрузочными клапанами мусоропроводов;
мытье пола в кабине лифта.
Каждую неделю:
влажное подметание лестничных площадок и маршей выше второго этажа.
Каждый месяц:
мытье лестничных площадок и маршей.
Раз в году (весной):
мытье окон;
влажная протирка стен, дверей, плафонов, подоконников, батарей, оконных решеток, чердачных лестниц, шкафов с электросчетчиками, почтовых ящиков, слаботочных устройств.
На что ссылаться: приложение № 1 к Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2–04.2004.
Как правильно жаловаться, если в подъезде не прибираются?
Если в вашем подъезде не проводят уборку, необходимо в первую очередь известить об этом саму управляющую организацию:
пожаловаться в аварийно-диспетчерскую службу письменно или устно;
убедиться, что информация зафиксирована;
узнать, кто принял сообщение и какой у вас номер обращения.
На что ссылаться: постановление правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (ред. от 11.04.2024 г.) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).
Как управляющая компания должна реагировать на жалобу?
В ответ на обращение диспетчер или другой сотрудник управляющей компании должен дать пояснения собственнику:
если причина нарушений известна, он должен рассказать ее заявителю;
если причина неизвестна, диспетчер должен договориться о проверке в течение двух часов;
если из-за форс-мажора приходится перенести согласованное время проверки, потребителя следует уведомить об этом заранее;
по окончании проверки составляется акт — по экземпляру для каждого участника проверки.
Что должно быть в акте проверки?
Время и дата проверки;
что именно нарушено;
как были обнаружены нарушения;
выводы о продолжительности нарушения;
подписи всех участников.
Один экземпляр передается потребителю, второй остается у исполнителя, остальные передают другим участникам проверки.
Если один из участников отказывается подписать акт, это делают другие участники и не менее двух незаинтересованных лиц. Например, соседей. Если между двумя участниками возник спор, остальные должны договориться о порядке проведения повторной проверки с участием представителя Госжилинспекции.
Как провести экспертизу уборки?
Любой участник проверки может инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги;
участники договариваются о времени проведения повторной проверки с участием приглашенного эксперта;
в акте проверки следует указать имя эксперта, его квалификацию и организацию, которую он представляет;
расходы на проведение экспертизы, инициированной потребителем, несет исполнитель;
если экспертиза не выявит нарушений, потребитель должен возместить расходы исполнителю.
Что делать, если УК не провела проверку в срок?
Потребитель может сам составить акт проверки качества коммунальных услуг без исполнителя;
такой акт подписывается председателем совета дома и как минимум двумя другими жильцами;
собственники помещения могут потребовать от управляющей компании перерасчета платы за период, когда уборка не проводилась.
Как высчитать время без уборки?
Отсчет ведется с момента обнаружения исполнителем факта нарушения;
отсчет ведется с момента жалобы потребителя в диспетчерскую службу, если нарушение подтвердится проверкой;
дата и время нарушения могут быть зафиксированы в акте проверки качества уборки, который составил потребитель;
время без уборки закончится, когда подъезд вымоют. Это может зафиксировать как управляющая организация, так и потребители, сообщив диспетчеру.