В Богдановичском районе приезжие из екатеринбургского Цыганского поселка устроили разборки с местными женщинами и разгромили забор семье бойца СВО. Всё началось с вполне безобидного повода: семья обратилась в одну стройфирму, чтобы установить новый забор вместо старого, деревянного — уже ветхого. Рассказываем, как вспыхнул конфликт и к чему он привел.
«Приехали "просто посмотреть" и заболтали»
— В почтовом ящике нашла бумагу про строительство и ремонт загородных домов, дач, бань, заборов, — рассказывает жительница села Тыгиш Валентина Копарова. — Пенсионерам скидка — 30 процентов.
Женщина живет в доме вместе с 84-летней мамой Прасковьей Петровной и взрослой дочерью. Единственный мужчина в семье сейчас далеко от дома. Зять Валентины Егор — участник СВО, награжденный медалью «За отвагу», — восстанавливается после ранения и обучает контрактников-новобранцев в учебном центре региона, в котором находится его часть. Он высылал родным деньги, в том числе и на обустройство дома.
Валентина набрала номер из рекламного буклета, найденного в ящике.
— Тут же согласились выехать, сказали: «Приедем на место — всё посмотрим, уточним всё по цене», — продолжает она.
Приехавшие представились армянами, сказали, что уже давно ведут свой бизнес, связанный с частным строительством. Назвали цену: 4,5 тысячи за погонный метр нового ограждения.
— Сказали, это самое дешевое, — говорит Валентина. — Я не смотрела, не проверяла, хотели быстрее всё сделать. Деньги нам перевел муж дочки.
Женщина говорит, что отдала троим приезжим строителям 230 тысяч за 46 метров ограждения из профлиста. Никакого письменного договора не заключали.
— Я понимаю, это моя ошибка, что я согласилась на такое. Но я даже не поняла, как всё произошло, — они же приехали «просто посмотреть», а потом заболтали.
Так ласково разговаривали: «Хозяюшка, хозяюшка…» Как под гипнозом была.
Когда деньги отдавала, всё-таки попросила у них расписку, они начали убеждать: «Да зачем? Всё будет нормально», — рассказала Валентина.
Ограждение устанавливали два дня, потом предложили хозяевам поставить еще несколько метров забора там, где они не планировали. Валентина начала отказываться.
— Я смотрю: то, что сделали, стоит криво, профлисты разного цвета. Говорю: «Собирайте вещи, уезжайте». Но они отказались, продолжали работать, выставить их сами мы не могли, — уверяет Валентина.
Тогда ее дочь позвонила мужу, всё рассказала. Он попросил помощи у мужа своей родной сестры, тот приехал в село к родне уже поздно ночью. К тому времени строители требовали у женщин деньги за работу: цена у них выросла до 430 тысяч. По словами Валентины, работники заявили, что резко подорожали стройматериалы. Но таких денег в семье не было, и после споров работники уехали.
На следующий день с утра представители этого «строительного бизнеса» начали звонить женщине с угрозами и требовать деньги. Выяснилось, что работники никакие не армяне-предприниматели, а жители Цыганского поселка на ВИЗе в Екатеринбурге.
— Угрожали приехать всем табором и спалить нас, — рассказывает женщина.
Через день, в воскресенье, трое мужчин на машине с глухой тонировкой приехали прямо к Валентине на работу: она доярка на ферме. Один из них — «строитель», который называл себя Вячеславом, еще двоих уралочка видела первый раз. Прибывшие начали требовать деньги, и женщина позвонила соседу-юристу, приехавшему на дачу. Тот подъехал на место и вызвал полицию.
Они вели себя уверенно, прямо при полицейских говорили, что устроят самосуд.
— Я предлагал заключить договор и все споры решить через суд. Отказались: «Зачем договор, если мы тут есть? Вы сейчас должны всему табору», — рассказывает екатеринбуржец Сергей Тетерин, который вмешался в эту историю. — Заявили, что сейчас поедут ломать забор.
По его словам, в итоге полиция взяла со всех объяснения и уехала.
— Мы спросили сотрудников, что делать, — нам же угрожают сейчас приехать в дом и сломать! Посоветовали: «Если будут ломать, звоните в дежурную часть». Недовольным работникам объяснили, что конфликтную ситуацию нужно решать в суде, — говорит юрист.
Но машина с тонировкой после беседы с полицией тут же поехала к дому, где живут женщины.
«Бизнесмены» объявили хозяйкам, что полиция разрешила им разрушить забор. Видимо, так эти люди восприняли рекомендацию оперативного работника решать спор в гражданско-правовом порядке с помощью обращения в суд. И один из них начал колуном рубить новое ограждение.
Прасковья Петровна не выдержала, бросилась спасать забор, пыталась помешать. Но ее никто не слушал. Всё это попало на видео.
— Всё это сопровождалось угрозами. Пообещали, что не оставят их, еще приедут. Обещали, что всю деревню они… скажем корректно, вступят в сексуальный контакт. Запугивали профессионально, — рассказывает Сергей Тетерин.
В итоге часть нового забора изуродовали, изрубили колуном. Вызванная полиция приехала, когда разрушители уже скрылись с места. Прасковье Петровне после этого разгрома стало плохо с сердцем, подскочило давление, ей помогли врачи скорой.
Валентина написала заявление в полицию об угрозах. Сергей Тетерин уверен, что в действиях «представителей табора» есть признаки самоуправства. Максимальное наказание по этой (330-й) статье УК РФ — пять лет лишения свободы.
Юрист также навел справки о стоимости услуг по установке ограждений и поясняет, что выставленная табором цена завышена в разы. Рыночная цена за метр забора из подобного материала (та, которую запрашивают уральские фирмы) — около 2700 рублей.
— Хотелось бы, чтобы правоохранительные органы встали на защиту граждан, — говорит Сергей Тетерин. — Единственный мужчина в семье не может ничем помочь на расстоянии, потому что выполняет боевые задачи. И он, желая защитить близких, в нашем телефонном разговоре высказывал намерение: если полиция будет бездействовать, он обратится к боевым товарищам, которые пока находятся тут. Представляете, как опасно может тогда развиваться ситуация! Я уговорил его не делать этого, чтобы не допустить, не дай бог, второй Сагры.
Массовая перестрелка, в которой погиб человек, случилась в 2011 году в поселке Сагра в 40 километрах от Екатеринбурга. Всё начиналось с затянувшегося бытового конфликта между местными жителями и приезжей цыганской семьей.
Валентина рассказывает, что ей до сих пор звонят с угрозами, требуют деньги, несмотря на то что часть забора уже сломана.
«Я закупил материалы на свои деньги»
Мы связались с противоположной стороной конфликта. Номер, указанный в рекламном буклете, сейчас недоступен. Нам ответили с другого номера, с которого Валентине поступают звонки. Ответивший представился Марком, подтвердил, что занимается стройками. И рассказал свою версию событий.
— Мы договорились о стоимости, заключили [устный] договор и приступили к работе. Сделали 60 метров забора, после чего заказчик попросил сделать еще 20 метров, — объясняет Марк.
Сколько метров сделали, мы точно сказать не можем, поскольку это документально не зафиксировано.
— Мы предупредили, что увеличится стоимость, хозяева согласились, — продолжает мужчина. — Когда мы потребовали деньги за сделанную работу, нам ответили, что таких денег нет. То есть нам отказались платить за работу, а я при этом закупил материалы на свои деньги.
Также наш собеседник пояснил, почему не заключили письменный договор с заказчиком:
— Я же вижу — здравый человек, старый. С собой у меня на тот момент [бланка] договора не было.
Марк отрицает, что угрожал женщинам, а также утверждает, что крушить забор ему посоветовала... полиция.
— Сотрудники полиции сказали нам: «Сломайте то, что вы построили, те 20 метров (за которые заказчики отказались платить), и забирайте материалы». Нам материалы были не нужны, забирать листы не стали. Мы сломали — пошли на принцип. А как нам еще было поступить, если мы потратили свои деньги на материалы? — говорит он.
В УВД Богдановича пояснили, что изначально ситуация должна была разрешаться в гражданско-правовом русле, с помощью судебного иска. Сейчас проводится проверка по заявлению местных жительниц. По ее результатам выяснится, есть ли состав преступления.
Также в полиции заверили, что никаких рекомендаций по порче имущества правоохранители не давали.
«У наших потребителей две основные ошибки»
Директор Екатеринбургского муниципального центра защиты потребителей Янина Голубева прокомментировала произошедшее, а также дала советы, как избежать подобных ситуаций. Самое главная ошибка потребителей — оплата услуг без заключения письменного договора.
— Если договор долгосрочный, связан с немалой для потребителя суммой денег, если работы сложные и требуют установления гарантии, то, конечно, такие договоры нужно заключать только в письменной форме. Не в форме подписания наряда или квитанции. И в этом договоре необходимо определять основные условия. Самое главное — это сроки и стоимость.
Причем, когда мы говорим о сложных работах — а к ним относится и установка забора, — необходимо прописывать и стоимость материалов.
Плюсом к договору составляется смета, она согласовывается. Также договором должен быть определен порядок изменения цены. И в длительных договорах желательно определить порядок приемки и оплачивать отдельно каждый этап работы. Нужно настоять на соглашении, чтобы оплата велась поэтапно, за каждую часть работ, — отметила эксперт.
По словам Янины Голубевой, это спасет от ситуаций, когда исполнитель, взяв всю сумму, сразу исчезает или откладывает работу на неопределенный срок. Деньги получены — спешить ему некуда.
— Как правило, у наших потребителей две основные ошибки, — говорит собеседница Е1.RU. — Они или вообще не оформляют никаких документов — и это фатально, — или подписывают документы не читая, лишь слушая обещания.
Еще один важный совет от Центра защиты потребителей: обязательно изучить информацию об организации, которой вы поручаете работу.
Сделать это несложно, всё можно найти в открытом доступе, написав название фирмы в поисковике и изучив отзывы, информацию о доходах, о прибыли. Также можно проверить компанию, зайдя на сайт ФНС и запросив выписку из реестра юрлиц или предпринимателей. Выписка готовится очень быстро, заказать ее можно бесплатно, достаточно ввести в специальную форму название организации или ИНН.
Таким способом можно узнать, существует ли вообще организация, с которой вы планируете заключить договор.
Бывает такое: в договоре указаны ИНН и название, а фирма, которой человек доверяет работу, или уже ликвидирована, или ее вообще нет. То есть, возможно, вы имеете дело с недобросовестными исполнителями, отмечает эксперт.
— Мы рекомендуем перед подписанием договора обратиться с составленным документом за консультацией к нам в муниципальный Центр защиты потребителей, мы посмотрим, есть ли какие-либо подводные камни, нужно ли что-то подправить или всё хорошо, — говорит наша собеседница.
Прием и консультации в муниципальном Центре защиты потребителей бесплатные для граждан. Предварительная запись — по телефонам (343) 354-55-82, 371-53-48. Вся информация есть на портале екатеринбург.рф в разделе «Жителям. Защита прав потребителей». Также можно получить консультацию в электронной форме.
— В данной ситуации мы бы рекомендовали потребителям из села обратиться в полицию и, если никаких действий по защите от угроз не будет предпринято, направить жалобу в вышестоящее подразделение, — советует Янина Голубева. — Мы также готовы попробовать разобраться с данной ситуацией с точки зрения защиты прав потребителей, если эти люди обратятся. Возможно, есть какие-то зацепки, с помощью которых можно что-то доказать.
При этом директор центра поясняет, что разрешить конфликт с помощью гражданского иска в суде сложно, поскольку документально ничего не зафиксировано. Даже оплата производилась наличными.
Но эксперт заверила: даже если допустить, что потребитель отказался расплачиваться за работу, решать всё таким образом — ломать построенное — исполнитель не имел никакого права, это незаконно.
— Мы живем в правовом государстве, и все споры разрешаются в правовом порядке. Способ, который ведет к уничтожению имущества, когда еще не установлено, были ли нарушены обязательства, — это недопустимый способ защиты прав. Уверена, что полиция не могла им посоветовать разрушить, спровоцировать на противоправные действия. Единственный нормальный способ — как для потребителей, так и для исполнителей — обратиться с иском в суд, — отмечает Янина Голубева.
Ранее мы писали о том, как в Екатеринбурге девушку на инвалидной коляске обманули при переезде грузчики-аферисты.
Чтобы предупредить уральцев, мы постоянно рассказываем о схемах обмана, которые используют мошенники. Так, сейчас аферисты научились звонить с липовых номеров ФСБ и прокуратуры.