Жительница Екатеринбурга Наталья едва не сварилась в собственной постели. Вечером 11 февраля 2024 года она легла спать позже обычного и еще не спала, когда услышала хлопок. В следующее мгновение в потолок ударил фонтан кипятка. Она спрыгнула с кровати за секунду до того, как горячие струи из прорвавшейся батареи упали на ложе.
Кипяток лился на кровать и на пол в комнате, видимость была нулевой. Дышать было нечем. Наталья успела взять телефон, забралась на диван и позвонила в аварийную службу. В ночной рубашке она выскочила в общий коридор, потому что в квартире было невозможно находиться. В ту ночь кипятком из этой батареи затопило десять квартир, хотя сантехник перекрыл отопление уже через 20 минут. Оказалось, что его коллеги поставили на батарее новые пробки, которые не выдержали давления. Ремонт квартиры оказался безнадежно испорчен.
— Вздулся пол — его точно надо менять. Необходимо ремонтировать стены и потолок, менять пробитый радиатор. Нужно менять дорогую ортопедическую подушку, мебель в комнате. Обиднее всего за ремонт. Я делала его два года, потратила много сил. Поэтому авария мне как нож в сердце, — рассказала девушка.
Управляющая компания выплатила Наталье 233 тысячи рублей после того, как она подала иск в суд. Но хозяйка квартиры не отказалась от разбирательств и рассчитывает увеличить сумму выплаты почти в два раза. Так поступают далеко не все.
— У коммунальщиков всё равно всё куплено, нет никакого смысла идти в суд.
— У меня нет денег на экспертизу.
— Сумма ущерба не такая большая, не стоит хлопот.
Такие аргументы приводят те, кто пострадал по вине управляющей компании. Часто они довольствуются скромными выплатами, которые им предлагают коммунальщики до суда, и не рассчитывают на большее.
Как засудить управляющую компанию и остаться в выигрыше? Мы решили рассказать об этом и попросили помочь профессионального юриста, который специализируется на проблемах ЖКХ. Но сначала проверили, как часто в Екатеринбурге рассматривают дела, в которых УК выступают ответчиками. Для этого корреспондент E1.RU посчитал, как рассматривали 228 дел в Чкаловском, Орджоникидзевском и Октябрьском районных судах в 2019–2024 годах.
В статистику вошли не только дела о возмещении ущерба, но и иные споры. Например, о начислении коммунальных платежей. Результаты исследования, которые вы видите в нашей инфографике, показывают, что судиться отнюдь не бесполезно. Каждый третий иск пользователя к управляющей компании суды удовлетворяют полностью или частично. Как минимум 9,21% закончились мировым соглашением, а 44,74% исков суды вернули заявителям, оставили без рассмотрения или исход был иным. В этой категории тоже есть мировые соглашения между сторонами.
Собственники квартир должны иметь в виду, что отношения между ними и управляющей компанией, которая обслуживает дом, регулируются законом о защите прав потребителей. Этот закон предполагает, что владелец квартиры является менее защищенной стороной, поэтому на УК ложится бо́льшая нагрузка в плане доказывания своей невиновности.
Что делать до суда
Вместе с тем хозяину квартиры или имущества, которому причинен ущерб, необходимо действовать правильно, чтобы сполна возместить убытки. Допустим, речь идет о затоплении квартиры, в котором виновата управляющая компания. Первое, что нужно сделать в таком случае, — составить подробный акт.
— В акте важно скрупулезно отразить все повреждения, которые возникли в результате затопления. Это поможет потом не отвлекаться на дополнительные доказательства, что тот или иной дефект появился вследствие потопа. В акте надо прописать, что в такой-то день случилось затопление по такой-то причине. Повреждены стены, потолок, паркет, мебель — всё в деталях. Этот акт должны подписать представитель аварийной службы (если ее вызывали) и соседи, — рассказал юрист компании «Аспект права» Руслан Камалетдинов.
Перед обращением в суд нужно обратиться к лицензированным экспертам для оценки. Представитель экспертной компании на основании акта осматривает возникшие повреждения и оценивает стоимость ущерба. По сути, это стоимость ремонта, который потребуется провести для восстановления повреждений.
Имея на руках досудебную экспертизу, надо написать досудебную претензию в управляющую компанию с требованием в десятидневный срок возместить ущерб, по закону о защите прав потребителей. К претензии обязательно нужно приложить копию паспорта, правоустанавливающие документы на квартиру, акт о затоплении или другом происшествии и заключение эксперта о размере ущерба.
Претензию можно отправить «Почтой России» с описью вложений либо лично отнести в УК. В этом случае нужно, чтобы представитель компании обязательно поставил в документе отметку с датой, когда он принял бумаги.
Если через десять дней требование не удовлетворяют, у гражданина появляется право обратиться в суд.
Что делать в суде
Если собственник пострадавшей квартиры не имеет опыта судебных процессов, ему стоит обратиться к юристу. Профессионал оценит ситуацию и подскажет, как действовать, либо сам возьмется представлять собственника в суде, если дело сложное или ущерб большой. Услуги юриста в подобных процессах обходятся в 25–30 тысяч рублей. Досудебная экспертиза — 15–20 тысяч рублей, а судебная, если потребуется, может стоить от 30 до 40 тысяч.
В суде, кроме суммы ущерба, по закону можно взыскать компенсацию морального вреда и штраф за неудовлетворение законных требований потребителя, компенсацию судебных и почтовых расходов, расходов на услуги юриста и эксперта.
Во время суда может выясниться, что требуется еще одна экспертиза. О независимом исследовании может ходатайствовать любая сторона.
— Как правило, управляющие компании пытаются предложить свою экспертную компанию.
Если УК подала такое ходатайство, истцу следует просить о том, чтобы отложить судебное заседание.
Это нужно, чтобы найти своего кандидата для проведения судебной экспертизы, и потом суд будет выбирать на свое усмотрение ту или иную компанию. Кстати, он может выбрать и третью фирму, — объяснил Руслан Камалетдинов.
По словам Руслана, сейчас перед ходатайством о судебной экспертизе нужно внести в суд деньги для ее оплаты, расходы в этом случае придется нести заказчику. По результатам этой процедуры определят стоимость ущерба. Истец может ходатайствовать о вызове на заседание эксперта, который проводил досудебную экспертизу.
Руслан Камалетдинов отметил, что иногда управляющая компания специально тянет с выплатами в надежде, что потерпевший не станет связываться с судом. Но иск надо подавать в любом случае и требовать не только возмещение ущерба, но и компенсацию морального вреда со штрафом за невыполнение требований.
— Изюминка в том, что, если компания перечислила деньги после подачи иска, это не является основанием для отказа в иске.
Ответчик, перечислив средства для компенсации ущерба, согласился с тем, что должен был заплатить [по досудебной претензии].
И суд рассмотрит и другие выплаты: судебные расходы, моральный вред и прочее, — рассказал юрист.
Рассмотрение иска к УК в суде первой инстанции от подачи документов до решения занимает в среднем 4–5 месяцев, но может растянуться на 7–8 месяцев и дольше. Сроки зависят от качества досудебной экспертизы. Если ее провели объективно и без натяжек в пользу заказчика, то суд занимает четыре месяца. Если причина коммунальной аварии не очевидна и требуется новое исследование, например, для определения ответственного, суд затянется.
Хорошая новость в том, что истец может не ходить на все заседания. Вместо него это может делать юрист.
— Для того чтобы вас представлял в суде третий человек, оформляется доверенность либо заявляется устное ходатайство в суде о допуске в качестве представителя. В соответствии с 53-й статьей Гражданского процессуального кодекса, можно сделать доверенность по месту работы, и тогда это будет бесплатно, — объяснил Руслан Камалетдинов.
Бывают случаи, когда суд полностью встает на сторону управляющей компании и решает, что она ничего не должна потерпевшему. О вероятности такого исхода предупредил юрист Алексей Поляшов.
— Надо быть готовым к исходу не в вашу пользу. В моей практике был случай, когда случилась авария из-за ветхого стояка. В суде выяснилось, что управляющая компания предупреждала жителей о риске ЧП и предлагала провести замену, но собрание собственников отклонило это предложение. В результате суд посчитал, что УК сделала всё возможное для предотвращения аварии и не должна компенсировать ущерб, — рассказал Алексей Поляшов.
А вы обращались в суд, чтобы защитить свои гражданские права и имущество?
Рекордсменом по судам в Екатеринбурге можно считать Юрия Мищенко. Стойкий житель Сортировки больше десяти лет борется за компенсацию от застройщика, который воткнул дом перед его пятиэтажкой и оставил квартиру Юрия без солнечного света.
Мы также публиковали инструкцию, как отсудить деньги у застройщика, если зимой в квартире обледенели окна.