В Екатеринбурге по почтовым ящикам раскладывают подозрительную рекламу в виде квитанций. Жители квартир на ВИЗе получают «извещения» с предупреждением о необходимости провести обязательную поверку приборов учета воды от имени компании «ЖКХ-Сервис Екатеринбург». В противном случае начисления вырастут в полтора раза, сообщают авторы и приводят расчеты начислений за водоснабжение.
Никаких реквизитов компании, кроме телефона, в листовке не указано, а штрихкод и QR-код, напечатанные на листовке, не работают.
Получатель такой квитанции Евгений позвонил по номеру, указанному в объявлении.
— Здравствуйте, вот пришло какое-то извещение, тут ваш номер, какие-то долги, — сообщил собственник квартиры.
— По документам счетчиков смотрели, у вас подошли сроки: шесть лет с момента выпуска приборов?
— Я даже не знаю. Но тут написано, что с 3 по 30 апреля. Я думал, вы адресно отправляете, у кого время поверки подошло.
— Объявление безадресное.
— То есть вы занимаетесь поверкой счетчиков?
— Да, совершенно верно. Это информационное извещение, которое рассылается жильцам как напоминание. Сверьте по документам, когда у вас подходит межповерочный срок. В случае необходимости обращайтесь для проведения данной процедуры, — ответил оператор.
— Это похоже на какую-то аферу, как будто расчет на бабушек и дедушек, которые увидят суммы в квитанции, предписание пройти поверку и синие буквы, как будто печать. Они решат, что это официальное предписание и поспешат связаться с компанией, а дальше навязать им услуги — дело техники, — полагает Евгений.
По правилам заниматься поверкой счетчиков могут только аккредитованные компании. Проверить лицензию можно в «Реестре аккредитованных лиц». Оператор назвал номер лицензии, по которой работает компания. Ее владелец оказался из Петрозаводска, ИП Фарутин А. А. По данным «Контур.Фокуса», он может заниматься деятельностью в области метрологии. Корреспондент E1.RU позвонил предпринимателю и поинтересовался, знает ли он, что по его лицензии работают и в Екатеринбурге.
— Аккредитацию мы проходили здесь, а имеем право работать по всей стране. Там сложная система, но поверка проводится от имени ИП Фарутин, всё по закону. Сами свидетельства о поверке будут выписаны от аккредитованной организации. А «ЖКХ-Сервис» — это просто рекламная кампания, — рассказал Александр Фарутин.
Сроки поверки прописаны в акте ввода в эксплуатацию, в паспорте прибора или в свидетельстве поверки.
— Если эти документы хранятся в управляющей организации, а информация направлена в расчетный центр, то за три месяца до окончания срока специалисты расчетного центра предупреждают собственников прямо в квитанции. В месяц, когда срок эксплуатации закончится, из квитанции пропадают поля для передачи показаний, — рассказали в Едином расчетном центре.
— Мы негативно относимся к такой рекламе. Наши жильцы уже попадались на подобные объявления. Своим жильцам мы всегда пишем сроки, когда заканчивается поверка приборов учета. Конечно, выбирать организацию — право жильцов. Но мы рекомендуем проверенные компании, с которыми раньше работали собственники, — рассказал директор Уральской жилищной компании Артем Филоненко.
По его словам, ранее жильцы жаловались, что на поверку сдавали исправный прибор учета. В компании им говорили, что счетчик негодный, и рекомендовали купить новый. В результате собственникам приходилось переплачивать, вместо тысячи за поверку отдавали две с половиной тысячи рублей.
Мы попросили маркетолога Тамару Поспелову проанализировать квитанцию.
— В макете написано, что это якобы ЖКХ, в этом усматривается отсылка к официальному сервису или органу. Что мы видим в информационном содержании? Листовка оформлена в официальной стилистике, в расчете на доверчивых бабушек, которые видят знакомый шаблон (извещения и таблицу коммунальной квитанции) и начинают действовать. Это напоминает рекламу дезинсекторов, когда каждая частная контора называется СЭС, маскируясь под официальный орган. Информацию из такой рекламы надо тщательно проверять, прежде чем обращаться за услугами, — считает Тамара Поспелова.
В сфере коммунального обслуживания есть недобросовестные мастера. Например, мы рассказывали, как сантехник в Екатеринбурге содрал почти 20 тысяч со своих клиентов, которые изначально рассчитывали заплатить три тысячи рублей. Следить за сроками поверки счетчиков важно, чтобы не переплачивать. И без этого суммы в коммунальных квитанциях с ноября 2022 года постоянно растут. Например, недавно собственникам пересчитали начисления за общедомовые нужды.