— Соседи просто бросили всё и уехали в город к родственникам. У них нет своего источника энергии, а в доме десять градусов тепла. Нам пришлось на последние деньги покупать генератор, — сокрушается Ольга Тарасова.
Ольга стоит у сарая, внутри которого тарахтит аппарат, вырабатывающий электричество. Он обошелся семье в 23 тысячи рублей. Внеплановая покупка оставила брешь в домашнем бюджете. Электроэнергию в половине СНТ «Горнощитский» отключили три дня назад — в 11 часов 23 октября. В это же время по ночам в районе Горного Щита температура воздуха стала опускаться ниже нуля.
Мы побывали в замерзающем поселке.
Частный дом в большом городе — мечта многих людей, поэтому садовые товарищества нередко застраивают домами для постоянного проживания. СНТ «Горнощитский» на южной окраине Екатеринбурга — не исключение, местных жителей здесь сейчас не меньше, чем сезонных дачников.
В таких домах электричество обеспечивает все остальные коммунальные блага. Водоснабжение и освещение в большинстве домов без энергии не работают, да и печное отопление есть не у всех. Мы своими глазами увидели, как можно устроить маленький апокалипсис, лишив людей привычных коммунальных благ.
— Даже с обогревателем у нас температура всего лишь 16 градусов. Чтобы почистить зубы, приходится всё отключать, чтобы согреть воду — тоже. Хожу в пуховике, надеваю всё, что есть из теплой одежды. А у меня ребенок больной, но пришлось отправить его в детский сад, там теплее, — рассказывает Ольга. Ее семья здесь живет с прошлого года, они лишь недавно отстроили дом и еще обживаются. За двое суток на бензин для генератора семья потратила 2 тысячи рублей.
Соседи Ольги Евгений и Елена недавно переехали в Горнощитский из другого поселка. Их жилье сгорело, и они перебрались на новое место, построили небольшой домик. Здесь совсем холодно и темно. Генератором не запаслись, приходится перебиваться в потемках. На столе — свеча.
— Градусов 10 в доме, не больше — и то мы только что включали газовый баллон, чтобы приготовить еду. Помогаем и соседям, разогреваем, что попросят. Третий день не моемся, буржуйку на улице поставили. Двое суток в доме как на холоде. Муж не выдержал — пошел и отключил людей, которые живут со светом. Потом сам пошел в полицию и сознался, — рассказала Елена Владимировна.
Евгений подтвердил, что решил восстановить справедливость радикальным способом.
— На трех улицах есть свет! Я отключил электрика и дочку председателя, пусть пошевелятся. Меня обвиняют теперь, что я вломился в дом, напугал детей, — рассказал Евгений. Он выключил тумблер счетчика, вынесенный на электростолбы.
Поддержать Евгения и его супругу пришли соседки — счастливые обладательницы домов с печками.
— Я не знаю, как люди без печей вообще живут. Но кто-то только переехал и не успел поставить. Печка согревает, но холодильник к ней не подключить, все морозилки поплыли. Они забиты урожаем, теперь все труды насмарку. Скважина не работает, воды нет. На дворе XXI век! — возмущается Светлана.
Оксана и ее супруг недавно купили участок с домиком в СНТ. Они начали строить новое жилье, завели коз, которых держат в сарае. Сейчас животные остались одни — хозяева перебрались к родственникам на время отключения и приезжают проведать питомцев.
Идем смотреть «железо». В поселке есть три трансформаторные подстанции. Одна новая, но еще не подключена. Ольга Тарасова жалуется, что деньги на обеспечение бесперебойного электроснабжения сдавали не раз, но ситуация не меняется. Старая подстанция, от которой питаются несколько улиц поселка, вышла из строя 23 октября.
— От работающей подстанции запитаны три улицы из девяти. Деньги на новый трасформатор сдавали, а когда спрашиваем, почему мы до сих пор не подключены к нему, мы вообще председателя не слышим. Приходится жить от поломки до поломки, — рассказала Оксана.
Замерзающие собственники недовольны председателем СНТ Игорем Чабиным. Им не нравится, что ремонт затянулся. Людей не устраивает и то, что отключения случаются слишком часто. Но председатель говорит, что подачу энергии в дома возобновят в ближайшее время.
— Работы ведутся, по регламенту у нас есть три дня, чтобы восстановить подачу электроэнергии, — рассказал Игорь Чабин. — Подстанция старая, ей 27 лет, даже когда ее ставили, она не была новой. Сейчас процесс пошел. Чтобы ее отремонтировать, надо было отключить подачу в 10 тысяч киловатт. За нами — четыре подстанции, только из-за нас отключить основную подстанцию не могут, потому что тогда другие поселки останутся без электричества. Процесс непростой, требуется время. Всё идет согласно регламентам.
В итоге подстанция заработала сегодня примерно в 14:30. Без электричества, тепла и воды обитатели СНТ жили более 72 часов.
К сожалению, это не единственный подобный случай. Коммунальное обслуживание поселков под Екатеринбургом далеко от идеала. Например, 7 октября мы писали, что два населенных пункта остались без тепла из-за долгов котельной. В сентябре после первого снегопада в Свердловской области случилось массовое отключение электричества.
С завидным постоянством пропадает энергия в Патрушах и Арамиле — каждую весну и осень.