Жители новой шестнадцатиэтажки на Вторчермете стоят в очередях, чтобы подняться на лифте к своим квартирам. Такая ситуация для обитателей дома на Палисадной, 18 за полгода стала привычной. Из двух подъемников с 6 марта работает только грузовой. У пассажирской кабины сломался основной тормоз. Оказалось, что заменить его непросто, хотя замена сравнительно недорогая — 180 тысяч рублей.
— Управляющая компания предложила нашему дому проголосовать за капитальный ремонт. Я выдвинул другой вариант: потратить рублевый сбор, мы с 2020 года откладываем по рублю за каждый квадратный метр площади, с тех пор накопилось сто тысяч рублей. В мае прошло общедомовое собрание, а его итоги мы подвели только в августе, — рассказал председатель ТСЖ дома Андрей Жуков. Всё это время жители пользуются одним лифтом.
На капитальный ремонт лифта жители выделили полтора миллиона. Из этих денег и заплатили сервисной компании за замену тормоза. Но нужная деталь придет только в конце ноября. Значит, всё это время жителям придется стоять в очередях, чтобы попасть в квартиры, или подниматься по лестницам.
Неприятности с работой подъемников преследуют жителей с момента сдачи дома в 2016 году. Лифты регулярно выходят из строя, при этом гарантия на них действовала только полтора года.
— Застройщик устанавливал лифт самостоятельно, поэтому пятилетняя гарантия производителя на него не распространялась. Лифт производства фирмы «Век», эта компания сейчас обанкротилась и не оставила после себя никакого запаса деталей. Сейчас наши лифты обслуживает фирма Otis, — рассказал Андрей Жуков.
Жильцы дома хотят поменять лифты, хотя их дому всего шесть лет. На это надо 9 миллионов рублей, такую сумму дом сможет накопить за 18 лет. По словам Андрея Жукова, система коммунальных отношений в российском законодательстве выстроена неправильно: управляющая компания не заинтересована в быстром решении проблем жильцов.
— Пока УК неторопливо решает проблемы, мы продолжаем платить за коммунальные услуги. Отношения неправильные: мы клиенты, заказчики, которые платят, и отношение к нам должно быть соответствующее. Представьте, что вы купили телевизор, а магазин доставляет его полгода и по частям. Заменить управляющую компанию мы не можем: никто не возьмет дом с таким грузом проблем, как наш, — рассказал Андрей Жуков.
Директор УЖК «Территория-Восток» Александр Дюмаев рассказал, что траты на катушку тормоза относятся к категории капитального ремонта, об этом управляющую компанию уведомили в департаменте жилинспекции. Поэтому УК инициировала собрание жителей, которое 3 августа постановило провести капремонт проблемных лифтов за полтора миллиона рублей. Чтобы запустить сломанный подъемник, жильцы разрешили управляющей компании потратить деньги с рублевого сбора.
— Мы пытались с 2020 года провести общее собрание, чтобы избежать остановки лифтов, но совет дома блокировал это решение. Поэтому мы вышли на общее собрание собственников, и оно решило, что капитальному ремонту быть. Лифты в доме низкого качества, компания-производитель обанкротилась. Понимая, что оперативно [через капремонт] лифт не запустить, мы согласовали с собственниками возможность использования рублевого сбора на ремонт лифтового оборудования, часть суммы субсидирует управляющая компания. В июле у нас был заключен сбор на поставку материалов. Обслуживающая лифты организация заказала детали в Китае, они придут только в ноябре, — рассказал Александр Дюмаев.
Специалисты Фонда капитального ремонта в 2017 году докладывали главе министерства ЖКХ, что лифты компании «Век» имеют высокую стоимость комплектующих, а запчастей на них часто не хватает из-за отсутствия резервного фонда. Документ об этом есть в распоряжении редакции.
У дома на Палисадной, 18 есть и другие проблемы. Управляющая компания судится с застройщиком «Стройтранскомплекс» из-за многочисленных усадочных трещин, проблем с вентиляцией, разрушения отмостки и других строительных дефектов.
ООО «Стройтранскомплекс» зарегистрировано в 2011 году, оно принадлежит владельцам «Гринвича» и девелоперской компании «Малышева, 73» Игорю Заводовскому и Константину Погребинскому. В прошлом году компания отчиталась об убытке в пять миллионов рублей. Начиная с 2017 года она лишь раз показала небольшую прибыль в 2176 рублей.
Лифты в домах меняют за счет средств из Фонда капитального ремонта, но такой замены жителям приходится ждать десятилетиями. После начала спецоперации российских войск на Украине в нашей стране прекратили продавать лифты фирмы Otis, это привело к дополнительным задержкам с ремонтом. Не все жители ценят лифтовое хозяйство: минувшей зимой банда подростков с пистолетом и ножом изуродовала вход в новый лифт в Заречном.