В коттеджном поселке на юге Екатеринбурга разгорается конфликт между управляющей ЖСК и владельцами домов, среди которых есть успешные бизнесмены, высокопоставленные военные и госслужащие и даже артисты «Уральских пельменей».
Два года назад управляющая поселка пожаловалась, что ей угрожали оружием соседи. На этот раз серьезные претензии к ее работе есть и у других жителей поселка.
Один из них, Виктор Немихин, обвинил управляющую в том, что из-за нее он остался без любимого домашнего животного.
— 16 июня напротив моего дома убили кота. Это уже второй кот, которого постигла такая участь. Первого разорвали собаки восемь лет назад. Дочь привезла нам похожего из Питера. К сожалению, он прожил меньше двух лет.
«16 числа его здесь убили, тоже стая собак, пять-шесть псов. Прямо по улице поселка носилась и гоняла моего кота»
Всё это я видел потом на камерах наблюдения, — рассказал Виктор Немихин.
Эта история стала последней каплей для известного в Екатеринбурге финансового консультанта. Немихин — один из первых членов жилищно-строительного кооператива «Березовая роща», участники которого получили землю под дома в двух километрах от юго-западной части ЕКАДа. С тех пор большинство участников воплотили мечты о собственных домах, а теперь мечтают о том, чтобы общий быт в поселке был благоустроен так же, как в городе. Но пока с этим большие проблемы.
— Нам не везет с управляющими. С 2005 по 2011 год 25 первых собственников кооператива сбросились на строительство дорог, света и газа на территории всех трех очередей поселка. Цели нажиться на будущих соседях не было. Каждый из 25 человек заплатил около полумиллиона рублей за строительство дорог, электрической и газовой сетей, — рассказал Сергей, еще один старожил, который попросил сохранить инкогнито.
В 2014 году жильцы поменяли управляющего. Им не нравилось, как он работает: не отвечал на вопросы, не отчитывался о работе и не выдавал документы о финансовой деятельности.
С новой управляющей Еленой Дорониной они тоже не сработались. Сергей и Виталий показывают пачки бумаг — протоколы собраний и письма с 2016 года о строительстве забора по всему периметру поселка. Периметр не закрыт до сих пор, а бродячие собаки беспрепятственно проникают на территорию через неогороженное пространство и большие дыры в заборе.
Сергей был членом правления кооператива «Березовая роща». Но когда он начал задавать неудобные вопросы, то его просто исключили, утверждает житель поселка.
— Я люблю порядок в делах и начал интересоваться: где регламент работы, трудовые обязанности председателя? — рассказал Сергей. — Она всячески отнекивалась, потому что не хотела нести ответственность по этому регламенту. Мы с тремя членами правления пытались вручить ей обращение. Она начала выставлять это так, что мы нарушаем порядок, покой мирных жителей. Шесть лет у нее нет ни регламента, ни обязанностей, — возмущается владелец одного из коттеджей.
Всё общее имущество поселка принадлежит не собственникам, а кооперативу как юрлицу. Это вызывает много вопросов.
— Даже если предположить, что это общее имущество, то совершенно непонятно, за что именно взимают плату. Я не плачу с 2019 года, потому что принимают бумажку с непонятными цифрами, ошибками. Я прошу: дайте расчет, укажите, что этот счет на мой участок и так далее, но в ответ тишина, — утверждает Немихин.
По его словам, правление может намеренно не предоставлять документы, которые он требует, чтобы довести ситуацию до суда.
— Суд дезинформирован, он выносит решения [в пользу правления], а нам приходится без конца их оспаривать, — поясняет Сергей. По его словам, уведомления о вызове в суд правление рассылает по ложным адресам, и жители просто не знают, что должны присутствовать на заседании.
Стоит отметить, что у «Березовой рощи» нет вала судебных претензий от жителей. В 2021 году кооператив выступал ответчиком лишь один раз. Девять раз объединение выходило в суды в прошлом году. Виктор Немихин говорит, что большая часть жителей поселка пассивно наблюдает за спором активистов с правлением.
По словам Немихина, понять, на что расходуются деньги, невозможно. Например, по статье «Содержание имущества» средства можно расходовать и на забор, которого по документам вообще не существует. Из-за этих разногласий собственникам приходится судиться с правлением. Из чата собственников Сергея и Виктора просто удалили.
— Суд говорит: «Дороги же есть, вы же по ним ездите?» Да. Мы готовы их обслуживать, но тогда ими и хотим распоряжаться.
«Допустим, мы достроим дорогу, заасфальтируем. А где гарантия, что не придет через пару лет "Березовая роща" и не установит нам плату за проезд?»
— Кстати, мы предлагали передать бухгалтерию на аутсорсинг, это было бы в два раза дешевле. Но не передают, потому что есть что скрывать. При этом никто ничего для поселка делать не собирается, но «кормовую базу» надо использовать, — заявил финансист.
Он и Виктор подозревают, что у действующего правления «Березовой рощи» есть планы стать управляющей компанией и зарабатывать на соседних поселках: Зеленом Бору и Грибной Горке.
В нарушение Жилищного кодекса, полагает Виктор Немихин, проводятся собрания. На них все голоса участников равны, тогда как следует их «взвешивать» с учетом размера доли собственника. На собрания приглашают «удобных» кандидатов, а остальные приходят, только если случайно об этом узнают. Даже при таких раскладах на собраниях мнения разделяются примерно пополам. Но и такие голосования приходится оспаривать. Виктор прямо обвиняет организаторов собраний в переписывании протоколов.
— В марте 2020 года моя супруга была секретарем собрания, она подписала протокол и отправила председателю.
«Председатель подделала его в нужной форме и, изменив пункт голосования так, как было нужно, принесла супруге на подпись»
— Та не сомневалась, что это оригинал, и подписала его, — утверждает Немихин, который подтвердил слова документами. Когда обман вскрылся, его жена отозвала свою подпись.
Мы попросили Елену Доронину прокомментировать претензии соседей, но она отказалась от разговора с E1.RU.
Кстати, предыдущее обострение конфликта в поселке закончилось обращением в полицию.
Ранее мы рассказывали, как управляющая компания оставила без охраны престижный жилой комплекс. У жителей Екатеринбурга есть множество претензий к управляющим компаниям, но главное недовольство вызывают большие коммунальные счета. Зимой суд рассматривал дело скандальной компании ГЭС, у которой обнулили лицензию на управление домами, и теперь она снова собирает их под свое крыло.
Случаются конфликты и между соседями, которые доходят до суда, например, из-за незаконного ремонта с последствиями.