В Солнечном в одной из многоэтажек 14 апреля отключили свет в квартирах, у которых есть задолженность за коммуналку. Причем многие жильцы говорят, что долги у них не очень большие.
Дмитрий Ларионов, который уже пять лет работает в УК и ТСЖ, считает, что на тему отключения за долги — такое количество мифов, что каждый такой случай воспринимается как какой-то беспредел.
После прочтения новости об отключении должников в Солнечном в очередной раз убедился в том, что люди:
1. не понимают, насколько важно вовремя платить по счетам;
2. не понимают, в каком случае поставщик может отключить подачу коммунальных ресурсов (и частично в этой дезинформированности есть вина самих коммунальщиков);
3. легко верят разнообразным мифам, которые касаются отключения;
4. в стремлении сэкономить рассчитывают на авось: откладывают обязательные платежи, игнорируют предупреждения, закономерно доводят до «неожиданного» отключения и начинают изливать недовольства в духе «меня то за что».
Разумеется, данная мера принуждения к погашению задолженности является полностью законной: она предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (глава XI, пункты 118–122). Правда, применяется она не так часто. Обычно коммунальщики предпочитают взыскивать долги в судебном порядке.
Но недавно введенный мораторий на такие взыскания меняет всё: поставщикам фактически не оставили других способов воздействия на должников. Отключение коммунальных ресурсов в ближайшее время может стать гораздо более популярной мерой. Поэтому жильцам важно понимать, как это работает, чтобы «внезапное» отключение не стало сюрпризом.
Итак, «выжимка» из Постановления № 354.
— Ограничивать/отключать подачу коммунальной услуги может только ее поставщик (тот, с кем у вас заключен договор и кому вы за нее платите). Если в доме, например, принято общим собранием решение о заключении прямых договоров на поставку электроэнергии с Энергосбытом, то управляющая компания не вправе вмешиваться в ваши отношения с Энергосбытом, только он может отключить электроэнергию в вашей квартире. Если прямых договоров нет, поставщиком является управляющая компания.
— Задолженность, за которую могут отключить подачу коммунальной услуги, — это долг за конкретную услугу в размере, превышающем норматив ее потребления за 2 месяца (да-да, в основе расчета — именно норматив, даже если есть счетчик). Размер суммарного долга в квитанции никого не волнует. По этой причине меня совершенно не удивляет отключение электроэнергии в квартире, по которой суммарный долг составляет всего 7 тысяч рублей: запросто могло случиться так, что должник недавно получил положительный перерасчет по электроэнергии или отрицательный перерасчет по какой-то другой услуге. Или же он просто может тратить куда-то электроэнергию в объемах, значительно превышающих два месячных норматива. Так часто бывает, если в квартире проживают несколько человек, а прописан один или вообще никто.
— Поставщик коммунальной услуги перед любыми подобными воздействиями на должника обязан уведомить его за 20 календарных дней. Многие почему-то считают, что уведомление должно быть вручено должнику под роспись. Это не так: постановление № 354 дает добро фактически на любые способы уведомления при условии, если поставщик сможет доказать факт и дату его получения потребителем. Можно, например, отправить сообщение электронной почтой или в СМС, проинформировать обычным звонком с записью разговора или даже записать на видео личное уведомление. А еще можно опубликовать уведомление на официальном сайте поставщика или включить текст уведомления в платежный документ (квитанцию) — и это полностью законно, даже если должник всеми силами уклоняется от получения предупреждения другими способами.
— Подачу коммунальной услуги нужно сперва ограничить, и только если должник не гасит задолженность еще 10 календарных дней — только тогда можно отключать. Нельзя полностью отключать отопление, а в МКД — еще и холодную воду. МОЖНО сразу отключать подачу таких коммунальных услуг, которые технически невозможно ограничить (как электричество во многих домах).
— Самовольное подключение к коммунальным ресурсам после их отключения наказуемо штрафом. В случае с электроэнергией размер штрафа может достигать 30 тысяч рублей.
— Поставщик вправе потребовать возмещение расходов, понесенных им в связи с ограничением и возобновлением подачи коммунальной услуги, в суммарном размере не более 3 тысяч рублей.
— Вернуть подачу коммунальной услуги вам должны в течение двух календарных дней после полного погашения задолженности и возмещения расходов поставщика.
Что еще важно помнить:
— Многие люди почему-то верят, что достаточно платить рублей по 100 в месяц, и это обезопасит вас от отключения независимо от размеров долга. Это не так. Выше я уже писал, что основанием для начала действий является возникновение задолженности за услугу в размере не менее двух месячных нормативов, а основанием для возобновления подачи является полное погашение задолженности. Очевидно, что копеечные оплаты никак не могут изменить эту логику.
— Убытки должника от всех подобных ограничений никто ему не компенсирует. Хочешь, чтобы у тебя дома было светло, тепло, всегда работал холодильник и всегда можно было накормить детей — плати по счетам. Не платишь — сам виноват.
— На любом этапе должник может заключить с поставщиком соглашение о рассрочке. Такое соглашение является основанием и для возобновления подачи отключенных ресурсов. Но нужно помнить, что поставщик вовсе не обязан идти вам навстречу. Многие должники, накапливая задолженность, фактически кредитуются за счет управляющих организаций. Они понимают, что пени за просрочку не идут ни в какое сравнение с процентами в банке, и злоупотребляют этим. Не надо перекладывать свои проблемы на других: не хватает денег — возьми кредит в банке и неси это бремя сам.
— Если вы считаете, что столкнулись с незаконным действием, вы всегда можете пожаловаться в ГЖИ (Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области). Сделать это можно, в том числе посредством ГИС ЖКХ. В отношении управляющей компании обязательно проведут проверку. Но всегда будьте морально готовы к тому, что закон не на вашей стороне. К сожалению, массовые заблуждения очень популярны и очень опасны.
Что нужно знать, если вы получили уведомление об отключении за долги:
— Если уведомление направлено большому числу людей (например, объявление на сайте или строка в квитанции), и вы не знаете, относится ли оно к вам — обязательно уточните у отправителя.
— Постарайтесь погасить задолженность в срок или заключите соглашение о рассрочке. Ничто другое не может гарантировать бесперебойную подачу коммунальных ресурсов.
— Если вы погасили задолженность не сразу — не поленитесь, предоставьте поставщику документы, подтверждающие платеж. Деньги могут идти несколько дней, и может так случиться, что поставщик не успеет получить деньги и произведет отключение.
Универсальный совет: живите по средствам, вовремя платите по счетам. И всё будет хорошо.
Вы вовремся платите за ЖКХ?