Екатеринбуржцы Елена и Алексей взяли в ипотеку квартиру в 2014 году. Жилье площадью 55 квадратных метров на улице Боровой стоило 3 миллиона рублей, супруги с двумя детьми оформили кредит на 20 лет, вложив около 450 тысяч рублей материнского капитала. В 2018 году они развелись.
По словам Елены, они с мужем договорились, что Алексей будет платить за ипотеку, а она не станет подавать на алименты. Сама Елена семь лет работала администратором в поликлинике, но, чтобы больше зарабатывать, устроилась завхозом в частную школу. В итоге мать с 13-летней дочерью и 8-летним сыном фактически оказались на улице.
— Бывший муж перестал платить за ипотеку, начал копиться долг. Я писала губернатору и президенту, это ни к чему не привело. Долг по процентам был 243 тысячи. Я решила подать на банкротство. Дети не были наделены долями в квартире, но были там прописаны. Я не понимаю, как банк мог выселить нас, — заявила Елена.
«Где мне сейчас взять квартиру? Почку только если продать — и то не хватит»
25 января жилье семьи ушло на торгах за ту же сумму, что было куплено восемь лет назад. Елена утверждает, что не получила ни рубля с этой суммы.
— Теперь у меня нет долгов — и квартиры нет. Фактически мы с детьми остались на улице. Конечно, я сняла жилье, но в квартиру был вложен материнский капитал. В Пенсионном фонде говорят, что его уже не получить. При этом с меня еще могут потребовать вернуть маткапитал, — пояснила Елена. — Самое страшное, что бывший супруг написывает в опеку, полицию и всячески старается меня ущемить. На данный момент он подал иск, чтобы дети жили с ним. Может быть, отомстить пытается или влияние новой жены так сказывается. У него есть жилье, поэтому он пытается надавить. Но я не сдамся.
В Сбербанке подтвердили, что квартиру Елены и Алексея продали на электронном аукционе.
— Банк не имеет права разглашать детали взаимодействия с конкретными клиентами, это конфиденциальная информация. Однако заверяем, что были рассмотрены все возможные варианты выхода из ситуации, прежде чем дело дошло до продажи квартиры, которая была проведена в полном соответствии с действующим законодательством, — добавили в пресс-службе банка.
В свердловском Пенсионном фонде пояснили, что не требуют возврата материнского капитала даже в подобном случае. Такое решение может вынести только суд. В случае Елены деньги ПФР она возвращать не должна. При этом женщина не сможет получить эту выплату во второй раз.
— Пенсионный фонд не может брать на себя риски, эта льгота выплачивается единоразово, — пояснил адвокат Дмитрий Палтусов. — При вложении материнского капитала обязательно нужно наделять детей долями в жилье. Эту часть квартиры банк бы просто не смог продать, потому что единственное жилье у несовершеннолетнего нельзя забирать.
Ранее мы подробно рассказывали, как ипотечники остаются на улице из-за долгов. Посмотрите также пять способов сохранить жилье, когда нет сил платить банку.