В Екатеринбурге жителей двух домов на улице Отто Шмидта пытаются выселить из квартир бандитскими методами. Еще в начале прошлого года представители архитектурно-строительного центра «Правобережный» пришли к жильцам домов № 76а и 76б с предложением купить квартиру. Некоторые жильцы смогли договориться с компанией и съехали, но те, кто отказался от сделки, стали получать угрозы.
Историю E1.RU рассказал дизайнер Григорий Заславский (он работал со многими ресторанами Екатеринбурга: «Огонек», «Гастроли», Britannia, Double Grill and Bar, «Уральские пельмени»).
— Есть два домика. В свое время это был самострой «Гражданпроекта». Мой дед был там главным топографом. Соответственно, в этом доме изначально жили архитекторы. В этом доме родилась моя мама, да и меня туда привезли, когда я родился. Собственно, он мне поэтому и дорог. Мне приятно там находиться, это квартира моей семьи, и я переоборудовал ее под студию, мы там работаем. Сначала какие-то непонятные ребята сказали: «Вас сносят». Потом предложили нам продать квартиры. И в доме, который на 76а, они начали грубо обращаться. Например, купили квартиру на втором этаже и затопили горячей водой жилье снизу, где жили мама с ребенком. Этот бандитизм начался примерно полгода назад, — говорит Заславский.
Дизайнер отмечает: изначально он был не против продать квартиру, но не хотел, чтобы жилье стало способом шантажировать других людей. Также он поставил перед покупателями ключевое условие: сначала они должны договориться с другими жильцами дома. Когда это произойдет, он будет готов к переговорам.
— У меня не было желания продавать [квартиру], но я сказал: «Ребят, я не буду сопротивляться, продам легко. Но в этом доме живут люди немолодые, которых я с детства знаю. Вы с ними договоритесь». Я не хотел становиться триггером: я сейчас продам, а потом от меня они начнут топить соседей снизу. Просто по-человечески решите вопрос с соседями, и я тут же продам, — рассказывает пострадавший.
Григорию Заславскому предложили действительно неплохую цену за квартиру — около 90 тысяч рублей за квадратный метр. Но проблема в том, что сами площади там небольшие, поэтому общая сумма выходила тоже небольшая. Купить на нее другую квартиру будет невозможно.
— Соседи растерялись, потому что куда им ехать? Тут я уже ничем помочь не мог. И под эти два домика уходит достаточно большая площадь земли. А эти ребята то ли разговаривать не умеют, то ли не хотят. И они включили свои инструменты: купили одну комнату и подселили туда каких-то маргинальных людей. Начали устраивать дискотеки, мешали людям жить.
«А сейчас мне разбили стекла: я прихожу утром, а там камни в студии лежат»
Другая жительница дома на Отто Шмидта, Софья Заславская (однофамилица Григория), рассказала E1.RU, какими методами ее пытались вынудить продать квартиру.
— Нам нравится наш дом и нам нравится жить в центре города. У нас дом после капитального ремонта, толстые стены, высокие потолки. Нам не хочется никуда переезжать. Изначально они чуть ли не каждый день появлялись и предлагали нам продать квартиру. Потом начались угрозы: «Если не согласитесь, мало вам не покажется». Так и говорили, абсолютно спокойно. Одну квартиру им сразу продали — человек давно хотел переехать и подвернулся случай.
«Туда они начали заселять каких-то лиц, которые прямо говорили: "Мы приехали, чтобы портить вам жизнь. Нам за это деньги платят"»
Новые соседи стали громко включать музыку по ночам. Жильцы вызывали полицию, но дверь им не открывали. Заявления, которые писали собственники, оставались без внимания. Тогда жильцы решили бороться самостоятельно: они купили колонку и включили на ней седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Но, конечно, войну это не закончило — неизвестные начали бить окна в доме, заливали людям клей в замки. Софье на машине прокололи четыре колеса.
На сторону жильцов встала даже управляющая компания «Стандарт», которая обслуживает оба дома на Отто Шмидта. Там E1.RU подтвердили, что обращались в полицию, но никакого результата это не принесло.
— Нам тоже жители дважды писали заявления. По вопросам того, что «Новые кварталы» (дочерняя компания «Правобережного». — Прим. ред.) варварским способом пытаются их выселить и раскупить квартиры. По первому заявлению мы писали в полицию и никаких мер не было, второй раз тоже писали заявление в полицию и [уполномоченному по правам человека в Свердловской области] Мерзляковой. Просили оказать содействие, потому что в расселенные квартиры помещают бомжей, которые портят общее имущество и устраивают дебоши. Началось физическое воздействие: били окна, прокалывали колеса. В замочную скважину заливали жидкие гвозди. Мы изложили эти факты и просили провести проверку, включить этот адрес в маршрут патрульной службы, но пока никакого ответа не поступило.
«Мы не ждем реакции от отдела полиции, потому что на предыдущие заявления они не отреагировали. Мы пытаемся предать огласке этот произвол застройщика»
Кроме того, к истории подключился депутат городской думы Алексей Вихарев. Он заявил, что расселять людей из старых домов в любом случае необходимо.
— Объемы ветхого и аварийного жилья растут как на дрожжах, и люди порой находятся в уже непригодных для проживания условиях. Федеральный закон о реновации уже принят, и важно, чтобы отселение проходило не только по сухой букве закона, но и по-человечески. Застройщикам нужно научиться правильно и уважительно общаться с людьми, договариваться и в рамках закона их расселять. Иначе никакой реновации не получится.
«Подселение бомжей в соседние квартиры, манипуляции с кипятком и газовым оборудованием, отселение через угрозы — это все плохо закончится»
В полиции Екатеринбурга нам сообщили, что заявление о разбитом окне принято.
— Сотрудниками службы участковых уполномоченных будет проведена проверка по этому заявлению. По результатам разбирательства будет принято обоснованное решение, — рассказали в городском УМВД.
Мы позвонили в приемную генерального директора «Правобережного» Дмитрия Естехина. Там E1.RU посоветовали обратиться в юридический отдел. Начальник отдела от комментариев отказался. Кроме того, мы попытались взять комментарий у одного из менеджеров «Правобережного» Екатерины. По словам жильцов, именно она изначально приезжала к ним с предложением о выкупе квартиры. Но та заявила нам, что больше не занимается этим проектом и не может ничего комментировать.
Подобная история, напоминающая девяностые годы, случается в Екатеринбурге не первый раз. Прочитайте, как борьба за несколько многоэтажек обернулась нападениями и пропажей человека. Мы также рассказывали, как работал уголовный розыск в момент, когда преступность в городе процветала.