В ближайших окрестностях Екатеринбурга продолжается бум малоэтажного строительства — всё больше участков в 30-километровой зоне к столице Урала занимают коттеджные поселки и садовые товарищества. Но развитие малоэтажной застройки иногда упирается в дефицит энергоресурсов: так, минувшей морозной зимой сразу несколько поселков столкнулись с перебоями в подаче электричества. В домах, которые полностью зависят от стабильной работы электросети, вышло из строя оборудование, а людям пришлось кутаться в шубы несколько дней. При этом и газ в нашей нефтегазовой стране доступен далеко не каждому, а в некоторых случаях за подключение к газовой трубе частникам выставляют счета, превышающие стоимость самих домов в несколько раз.
Почему всё так происходит, рассказал министр энергетики и ЖКХ Николай Смирнов в большом интервью в прямом эфире на E1.RU. Сегодня публикуем вторую часть разговора с министром про свет и газ в коттеджных поселках.
— Почему в коттеджных поселках происходят аварии на электросети? Люди покупают новые дома с инфраструктурой, а оказывается, что всё было продумано не до конца…
— Это была нехватка электроэнергии в узлах потребления. Когда строились коттеджные поселки, не учитывалась та нагрузка, которая будет. По заявке была одна величина, заявляли минимальные 35 кВт, по факту строились большие коттеджи, потребляющие 50 кВт и более, соответственно, того напряжения, которое изначально было заложено в заявке, не хватает, чтобы обеспечить всех потребителей.
— Как будто заранее никто не знает, сколько нужно мощности в расчете на один дом. Есть же опыт эксплуатации, почему нельзя опираться на него, проектируя сети для КП и СНТ?
— Вот пример типичной жалобы от жительницы такого поселка. Она пишет: «Я подала заявку на подключение 35 кВТ, в настоящее время у меня потребление — 67 кВТ, и мне его не обеспечивают». Если вы подали заявку на 35 кВТ и вы потребляете в два раза больше, то какие могут быть претензии? И это практически все дома такие. Энергетики строят объекты, исходя из заявок.
— Почему энергетики не могут строить, уже обладая информацией об аналогичных объектах и закладывая ее?
— Надо понимать и то, за счет каких средств строят. Это, кстати, и наша с вами плата за электроэнергию, заложенная в тариф. Основания тратить эти средства — это заявки. Если нет заявки на какой-то объем и они истратят средства, которые они взяли со всех жителей Свердловской области, то это будет нецелевое расходование средств, потому что они построили объекты, на которые не было заявки.
— Как пришлось решать проблемы, чтобы не допустить катастрофы, когда в тридцатиградусный мороз люди без тепла?
— В зимний период времени около этих коттеджных поселков приходилось постоянно держать дизель-генераторы, которые периодически подключались, чтобы поддерживать напряжение, и были выявлены «слабые» места. Это и Берёзовское направление, и Тюменский тракт, Чусовской тракт. «Свердловэнерго» будет планировать работы по увеличению мощности. Но, опять же, нужно понимать, построят новые подстанции, а через некоторое время коттеджный поселок газифицируется. И эффективность затрат непонятна. Подстанции имеет смысл строить там, где нет перспективы газификации.
— Газификация — тоже особенная тема. Недавно мы разбирали ситуацию в Косулино, где не хватает объема газа в трубе, чтобы обеспечить всех желающих. А как вообще ведется работа по газификации?
— Нужно понимать, что, даже если газ куда-то протянут, не каждый дом можно газифицировать. К дому есть требования о возможности установки там газового оборудования. Этот дом не должен быть ветхим, нужно отдельное помещение, где будет котельная, к котельной есть ряд требований. Далеко не все садовые дома можно газифицировать.
— Допустим, что населенный пункт газифицирован. Сколько вообще стоит подключиться?
— Стоимость будет варьироваться в зависимости от точки подключения. Если труба проходит рядом, это не значит, что вы можете в нее врезаться. Если вы в нее врежетесь, значит, те, кто получал газ и уже оплатил, могут остаться без газа. Можно говорить о цене в районе 27 тысяч рублей, но у различных газораспределительных организаций она может отличаться. Это стоимость в том случае, если дом расположен не далее 200 метров от точки подключения, нет прохода по дороге, нет по пути земельного участка, принадлежащего частным лицам. Если через дорогу, то там уже другие расчеты. И это стоимость прокладки трубы до земельного участка, если дом находится в дальней стороне участка, то придется платить больше.
— Что делать, если в поселке нет газа?
— Надо обратиться в администрацию города/района и к газовикам. Источников финансирования два. Первый — консолидированный бюджет (областной, муниципальный). Второй — инвестпрограмма газовых сетей. Определятся очередность строительства. Понятно, что дефицит средств есть, невозможно разово всё газифицировать и финансово, и технически. Если деревня находится в лесах, то там никто не потянет трубопровод, потому что запрещено вырубать леса. Второй момент — эффективность вложенных средств. Если мы вложим миллиард и при этом газифицируем пять домов, это не выгодно. Чем труднее проводить газопровод, тем дороже это будет для потребителя.
— Есть участки газовых сетей, которые принадлежат частным лицам либо вообще бесхозные. Этим вопросом занимаются?
— У нас есть реестр бесхозного имущества, который мы составили, муниципалитет в рамках действующего законодательства берет его себе на баланс, если в течение года собственник не появится. Есть случаи, когда газопроводы строят частные лица, тогда должны быть договорные отношения, жители сами между собой решают стоимость этого подключения.
— Почему у нас нет единой газовой сети, которая кем-то контролируется?
— У нас область специфична тем, что собственность газопровода в руках не тех организаций, которые поставляют газ. У нас газ не газпромовский, а Роснефти, а сетями при этом владеет «Газпром», «Газэкс», ГУПСО «Газовые сети». И никто не запрещает построить участок газопровода к заводу, подключиться к трубе, тогда это будет ведомственный участок сети.
— Но действительно возможны такие ситуации, когда один человек, которому принадлежит участок сети, возьмет его и перекроет, останется целый поселок Таватуй, например?
— Теоретически это возможно. По Таватую да, с тем собственником не договорятся, там строится новый газопровод. От частного газопровода будут питаться именно его объекты, а для частного сектора и турбазы будет строиться газопровод в рамках инвестиционного соглашения за счет внебюджетных средств.
Первую часть интервью с Николаем Смирновым — о том, почему каждой весной Екатеринбург утопает в грязи, читайте здесь.