Накануне эфира с заместителем министра ЖКХ Свердловской области Егором Сваловым мы попросили читателей написать нам вопросы про мусорную реформу. Их пришло очень много — очевидно, что для Екатеринбурга и всего региона тема больная. Большинство вопросов мы успели задать в эфире. Полностью видеозапись можно посмотреть здесь.
А ниже публикуем ответы на десять самых главных вопросов про мусор, которые наши читатели и подписчики задавали чаще всего.
— Каковы перспективы раздельного сбора мусора? Когда раздельный сбор появится в каждом дворе, а собранный мусор пойдет на переработку?
— Мы начали реализовывать программу по раздельному сбору немного позже, чем планировалось. Весной был локдаун, пришлось останавливать мусоросортировочные комплексы, были рекомендации отказаться от ручной сортировки. Мы только в июле запустили раздельный сбор в Екатеринбурге и нескольких городах области, где есть сортировочные линии. В январе будем подводить итоги, но уже сейчас, по ощущениям региональных операторов, можно сказать, что результат хороший, будем раздельный сбор развивать. Мы сейчас работаем совместно с Академическим — это огромная территория. В процессе — переговоры с другими управляющими компаниями.
Но в Екатеринбурге пока только один сортировочный комплекс — на Широкой Речке. То, что население разделяет, все равно нуждается в сортировке. В стекло, пластик и макулатуру все равно попадают и органические отходы, и средства гигиены.
— Куда сейчас идут отсортированные отходы?
— Ближайшее предприятие по переработке ПЭТ-бутылок находится в Челябинске. Есть предприятия по переработке пластика в Екатеринбурге, Арамиле, Среднеуральске. Многие занимаются производством гранул, которые уже идут в дальнейшую переработку. Есть предприятия по работе с макулатурой. Со стеклом сложнее, там довольно жесткие санитарные нормы. Стекло нужно разделять по цветам, оно легко бьется, вообще производителям дешевле сделать новую бутылку, чем перерабатывать старые. Ближайшее к нам предприятие по переработке стекла находится в Тюмени.
— Когда все-таки появится новый мусороперерабатывающий комплекс «Екатеринбург-Юг»?
— Подрядчика, который будет проектировать, строить, а потом эксплуатировать новый комплекс для Екатеринбурга, начнут искать уже в этом году. Конкурсная документация появится в открытом доступе 14 декабря.
Победитель конкурса в течение года должен будет определиться с земельным участком, провести изыскания, принять землю в случае необходимости в государственную собственность. Мы рассматриваем [площадку] в радиусе 100 километров от Екатеринбурга. Будет участок — об этом узнают все.
Ранее мы рассматривали два частных предложения, но пришлось отказать, поскольку они не соответствовали всем требованиям закона. У компании, которая возьмется за решение мусорного вопроса главного мегаполиса Урала, уже должен быть подобный опыт. В Екатеринбурге таких компаний нет, но в России есть, и могут даже зарубежные компании поучаствовать, закон этого не запрещает. Порядка пяти организаций могут подать заявки, конкурс открытый.
Участок должен быть удален от жилых домов, не должен находиться в зоне санитарной охраны водных объектов, есть ограничения, связанные с лесным фондом, и так далее. В 2021 году площадка должна быть выбрана — таковы условия для подрядчика. К 2025-му комплекс начнут вводить в эксплуатацию.
— Когда закроют полигон Северный и когда начнется рекультивация Широкореченского?
— Северный — это единственный полигон, который обслуживает Екатеринбург. Люди производят мусор ежедневно, и никого не беспокоит, куда он пошел. Сейчас проектируется строительство дороги к полигону в обход поселка Садового. Уже в 2021-м дорога будет построена, мусоровозы пойдут мимо поселка. Вообще полигон существует с 1968 года. Когда он создавался, никаких садов и населенных пунктов там не было. Его строили с учетом тех природоохранных требований, которые действовали в середине прошлого века.
Полигон будет закрыт, по нашим расчетам, в 2023 или 2024 году. Год он будет «отстаиваться», чтобы осел холм. Затем приступим к рекультивации — нужно засыпать землей, засеять травой, провести дегазацию, сбор фильтрата.
Насчет Широкой Речки — есть финансирование, пройдут торги на определение подрядчика и начнется рекультивация в 2021-м году. Запаха там не будет, влияние на окружающую среду будет минимальным.
— Что делать с киосками, магазинами, точками общепита, которые выбрасывают свой мусор на контейнерные площадки жилых домов?
— Есть юридические лица, которые не заключают договор и не платят регоператору, подкидывают мусор на соседнюю контейнерную площадку. Жаловаться на это надо в первую очередь регоператору. Пока у нас не предусмотрено юридической ответственности за незаключение договоров. Только через решение суда оператор может обязать ИП, например, заключить договор.
— Многие жалуются, что с контейнерных площадок исчезли сетки для сбора пластика. Куда они пропали?
— Вероятно, те организации, которые занимались сбором пластика, убрали сетки, потому что стало невыгодно. Отчасти это произошло из-за пандемии, не работали сортировочные комплексы, перерабатывающие предприятия, упала стоимость сырья. Это экономика. Будем исправлять ситуацию. Сетки вернутся.
— Что делать с тем, что содержимое контейнеров для раздельного сбора погружается в один мусоровоз?
— Это, конечно, неправильно. Если стоит отдельный контейнер для пластика, должна быть отдельная машина. Если видите такие случаи, фиксируйте. Можно отправлять жалобы через электронную приемную министерства ЖКХ. Проследите, чтобы на фото или видео был заметен номер машины, укажите адрес и время. Такие жалобы были, разбираемся, исправляем ситуацию.
— Что делать, чтобы не платить сразу в двух местах — и в квартире, и на даче?
— Возможность перерасчета в законодательстве есть. Если вы живете на даче больше пяти дней, можете сделать перерасчет по другому помещению, взять справку от председателя СНТ, например, и предъявить регоператору. Более простого механизма пока нет. Но это носит заявительный характер, то есть вам самим нужно писать, сообщать регоператору.
— Сейчас появилась возможность устанавливать дома измельчители органики. Есть люди, которые уже этим пользуются. Это помогает экосистеме?
— В Америке активно используются измельчители пищевых отходов, которые ставятся в раковину. У нас с этим есть проблема — просто-напросто система канализации в России и Штатах разная, в том числе по диаметру труб. Мы таким образом будем перегружать канализацию, это может привести к засорению труб и проблемам на очистных сооружениях.
— Есть ли какой-то эффективный механизм борьбы со свалками строительных и промышленных отходов?
— Ответственность лежит на собственниках земельных участков. Чтобы с этим разобраться, муниципалитет должен изначально запланировать деньги в бюджете, провести торги, определить подрядчика и потом вывозить все на санкционированный полигон. Это долго и сложно. И зависит от финансирования. Плохо, что находятся предприятия, которые заказывают вывоз мусора, понимая, что его повезут в лес. И находятся люди, которые его туда везут. Если вы видите, что такое происходит, пишите в администрацию района, города. В случае наличия видеофиксации можно найти виновника и наложить штраф.
Посмотрите наше предыдущее интервью с Егором Сваловым — мы подробно останавливались на теме сбора ТБО в садах и на дачах.