В апреле 2018 года в Жилищном кодексе РФ появилась поправка, по которой жители могут оплачивать коммунальные ресурсы самостоятельно, без участия управляющей компании или ТСЖ. Директор УК «Чкаловская» Дмитрий Козлов рассказал, что на самом деле означает эта поправка и стоит ли переходить на прямую оплату ЖКХ.
— С какими вопросами сейчас обращаются к вам жители домов, которым поставщики ресурсов стали сами выставлять счет?
— Люди получают по две квитанции — одна от нас, общая, вторая — от РСО, ресурсоснабжающей организации. В обеих есть начисление за ресурс, но последняя приходит безликая — без фамилии и показаний приборов учета и с долгом. Естественно, жильцы задают вопрос, что делать, ведь договор с поставщиком ресурса они не заключали, у них договор с нами. РСО без обследования жилых помещений и заключения договоров с собственниками уже четыре месяца выставляют счета по нормативам, тем самым наращивая дебиторскую задолженность. А будет ли перерасчет в будущем — неизвестно.
— Почему происходит двойное начисление?
— Если вы получили квитанцию напрямую от поставщика, это значит, что он принял решение о расторжении договора с УК и теперь самостоятельно формирует для вас счет за свои услуги. Или же жители вашего дома на собрании собственников самостоятельно приняли такое решение. Но в любом случае каждая компания обязана заключить договор с потребителем, прежде чем выставлять квитанции, о чем я говорил раньше.
— Есть какая-то выгода в прямой оплате ЖКХ для жильцов?
— Когда принимали поправку, расчет был на снижение платежей у жителей в том числе, но в результате чуда не произошло. Если УК начисляет в квитанциях по индивидуальным ПУ, а у кого их нет, то по нормативу, то поставщик выставляет по нормативу. А тариф на услугу неизбежно вырастет, ведь поставщику придется элементарно увеличить штат для работы с населением — должниками, льготниками и остальными жителями, у которых никогда не заканчиваются вопросы и которым нужно разносить квитанции по ящикам. При переходе на прямую оплату УК не сможет объяснить жителям, почему счет вырос, ведь она больше не отвечает за поставку ресурса и перерасчет тоже не сделает. Пока УК обслуживает собственников, она защищает их интересы, после заключения прямых договоров спросить будет уже не с кого. Границы ответственности УК и РСО до конца законодательно не закреплены, форма прямого договора до сих пор не утверждена на государственном уровне. То есть поправка попросту не доработана, а значит, уязвима.
— Но могут ли жильцы хотя бы рассчитывать на более высокое качество ресурсов с переходом на прямую оплату?
— Как было раньше: если в кране нет воды или она течет ржавая, жильцы жаловались в УК, и УК решала проблему. Оплата ресурса напрямую не дает гарантии, что он будет поставлен в надлежащем качестве. Мы контролируем качество ресурса, следим, например, чтобы не было ржавчины из крана, потому что иначе вопросы посыпятся опять же в УК. Управляющая компания представляет и защищает интересы жильцов во всех инстанциях, в том числе в суде. Наши юристы собирают претензии, объединяют их в один иск, подают в суд и добиваются перерасчетов для всех жильцов. А если вы оплачиваете ресурс напрямую, то и судиться в случае чего каждый собственник будет с поставщиком самостоятельно.
— Какие еще есть подводные камни?
— Предположим, случилась протечка. Если ваш дом оплачивает ЖКХ через управляющую компанию, вы звоните туда и требуете решить проблему, УК выполняет вашу заявку. А если вы оплачиваете услуги поставщика напрямую, для начала попробуйте найти номер аварийки и добиться исправления неполадки. Если у вас, например, нет воды, нужно выяснять: проблема находится во внутренних коммуникациях дома или же вне здания. От этого зависит, кто будет заниматься её устранением. УК как раз и расследует причины всех аварий, а при прямой оплате к нам уже не обратиться по всем вопросам.
— Что сейчас делать жителям с двойными квитанциями?
— Пока идут разбирательства, людям нужно продолжать оплачивать квитанции от УК. Если будет вынесено решение в пользу поставщика, мы передадим ему всю базу данных, все начисления и оплаты, данные приборов учета. И у граждан не будет никакого долга. В любом случае при возникновении каких-либо вопросов всегда можно позвонить в управляющую компанию и получить консультацию. Мы всегда доступны, у нас есть абонентский отдел, специалисты которого ответят на все вопросы.