С наступлением осенних холодов каждый житель Екатеринбурга с нетерпением ждет, когда же батареи в квартире станут горячими. Однако мало кто задумывается, что тепло в батареях зависит буквально от каждой квартиры города. Технический директор cвердловского филиала «ЭнергосбыТ Плюс» (входит в группу «Т Плюс») Алексей Пьянков рассказал о том, как коммунальщики готовятся к зиме и как жители могут сэкономить на отоплении.
— Алексей Петрович, расскажите, кто проводит подготовку домов к отопительному сезону?
— Для того чтобы в квартирах жителей Екатеринбурга стало тепло, требуется проделать большую работу. Здесь важен системный подход как с нашей стороны, так и со стороны управляющих компаний и ТСЖ. Задача теплоснабжающей компании — подать тепло в дом, а задача УК и ТСЖ — настроить правильную работу системы отопления внутри дома. Если все стороны сработают слаженно летом, то это повысит качество теплоснабжения и снизит сумму за отопление в квитанциях каждого жителя.
— Какие мероприятия перед началом отопсезона проводит ресурсоснабжающая организация, а какие — УК?
— Ресурсоснабжающая компания занимается подготовкой ТЭЦ, котельных и городских сетей, а на плечи УК ложится ответственность за подготовку своих объектов — жилых домов. В первую очередь нужно провести опрессовки — испытать оборудование повышенным давлением, чтобы зимой неожиданно не прорвало трубы и батареи в квартирах. Затем система теплоснабжения промывается, благодаря этому увеличивается теплоотдача и улучшается теплоснабжение каждой квартиры в доме. Далее управляющим компаниям необходимо установить рекомендованные ресурсоснабжающей организацией шайбы. Они нужны для выравнивания теплоснабжения объектов и исключения «перетопов». Чем ближе дом к источнику тепла, тем меньшего диаметра должна быть шайба. Все эти мероприятия влияют не только на качество ресурса, но и на сумму в платежках жителей. Если сравнивать два одинаковых дома, то в одном УК выполнила все подготовительные мероприятия, а в другом — нет, разница в плате за тепло может составить до 30%.
— Если проведены опрессовки и промывка системы, установлены нужные шайбы, значит, дом готов к зиме?
— Еще нет. Мы рекомендуем УК провести дезинфекцию, обеззараживание трубопроводов системы отопления, чтобы исключить риски загрязнения горячей воды бактериями и микроорганизмами. Также важно вести грамотный учет потребления ресурса — проверять приборы учета, чтобы убедиться в его достоверности и своевременно определять аварийные ситуации, утечки теплоносителя и качество поставки тепла. Для автоматизации работы в этом направлении мы активно подключаем объекты клиентов посредством УСПД — устройства сбора и передачи данных к автоматизированной информационно-измерительной системе. Это модем, который устанавливается на общедомовые приборы учета тепла. С него вся информация поступает на сервер, где она анализируется и позволяет оперативно видеть неполадки и нарушения в тепловой сети, а также выявить их причины. Мы устанавливаем и обслуживаем такие устройства бесплатно и предоставляем каждой УК доступ к их приборам учета, однако далеко не все управляющие компании дают согласие на подключение УСПД. Это большая проблема, которую приходится решать в судебном порядке.
— В чем же загвоздка у УК, почему отказываются?
— Видимо, есть что скрывать. Как только мы устанавливаем УСПД, наша работа и работа УК становится прозрачной. Все видят в реальном времени качество поставки ресурса, достоверные объемы потребления и уровень подготовки каждого жилого дома к отопительному периоду.
— Как вы мотивируете управляющие компании на выполнение всех ваших рекомендаций?
— Сейчас, например, мы проводим конкурс «Лучшая УК/ТСЖ», чтобы поощрить добросовестных клиентов. Это те компании, которые готовятся к зиме, выполняют рекомендованные мероприятия, следят за своим учетом, установили или готовы установить УСПД и не имеют долгов. Понимать, насколько хорошо готовится дом к отопительному сезону, важно не только нам, но и жителям. Отсутствие контроля и интереса со стороны жителей приводит к неготовности дома к отопительному сезону, в квартирах становится жарко или, наоборот, холодно.
— Как жители могут проверить работу УК?
— Попросить предоставить отчет о проведенных мероприятиях, узнать, имеет ли УК паспорт готовности. Паспорт выдает администрация города на основании наших актов обследований, контроля проведенных работ. Наши специалисты принимают промывку, опрессовку, приборы учета, шайбы, и, если акт готовности имеется, значит, рекомендованные мероприятия проведены и можно жить спокойно. Обязанность готовить дома к зиме законодательно закреплена за УК. Жилые дома мы вынуждены подключать независимо от того, выполнены ли мероприятия по подготовке к отопсезону или нет, но безопасность и качество поставки ресурса уже не гарантировано. Для жителей это вопросы экономии и безопасности. Ведь неподготовленная и неиспытанная система отопления внутри дома запросто может привести к аварийным ситуациям с порывами и заливом кипятком квартир. Мы надеемся, что наш конкурс даст мотивацию управляющим компаниям следить за жилым фондом и поможет собственникам контролировать УК. Поддержание в порядке многоквартирного дома — это коллективная ответственность.