Многомиллионные долги, про которые часто говорят поставщики света и тепла, в большинстве случаев появляются не по вине обычных жителей. Их формируют крупные предприятия, которые годами пользуются ресурсами и не платят, и управляющие компании, перенаправляющие средства жителей на счета подставных юрлиц.
О самых громких судебных делах в отношении должников рассказал руководитель регионального центра правового обеспечения ПАО «Т Плюс» в Екатеринбурге Артем Артюх.
— Давайте с цифр начнем. Всегда говорят, что перед ресурсниками огромные долги. Насколько огромные?
— Общий объем задолженности на сегодня превышает 18 миллиардов рублей, из них 10 миллиардов — за электроэнергию и 8,4 миллиарда — за тепло. Со злостными должниками мы ведем постоянную работу в правовом поле.
Один из ярких примеров работы по взысканию долгов: мы получили решение суда о взыскании 132 миллионов рублей с нашего должника Сергея Фролова, в отношении которого вынесен приговор суда с наказанием в виде реального лишения свободы на пять лет. Он был руководителем ООО «РЭС», «Малая Энергетика» и прочих организаций, на протяжении восьми лет незаконно продавал электроэнергию предприятиям в Первоуральске, Новой Ляле. Он выставлял первичные документы, счета-фактуры, убеждая потребителей в том, что платить надо ему. То есть фактически предоставляли услугу мы, а деньги получали подконтрольные ему организации.
— Расскажите про вашу работу с управляющими компаниями в Екатеринбурге. Было несколько скандалов с банкротством УК из-за их долгов перед ресурсниками.
— Управляющие компании, как правило, не хотят лишаться своего бизнеса и лицензий. Потому стараются ситуацию до банкротства не доводить. Есть пример начала банкротства «УЖК ЖКО-Екатеринбург» и ООО «УК Екадом». В 2019 году эти управляющие компании накопили критическую задолженность, и по суду удалось ввести процедуру наблюдения. Это еще не констатация факта банкротства, а первая ласточка. Полгода длится процедура, после чего арбитражный суд на основании анализа финансово-экономической деятельности компании принимает решение о внешнем управлении, санации либо компания уходит в конкурсное производство с последующим банкротством.
«Также "УЖК ЖКО-Екатеринбург" и ООО "УК Екадом" пытались вывести жилой фонд в так называемые компании-клоны»
Так недобросовестные управляющие компании пытаются уйти от долгов, убеждают людей на собрании жильцов проголосовать за смену управляющей компании. В таких случаях у нас есть положительная судебная практика по применению обеспечительных мер. В отношении этих компаний нам удалось добиться запрета на вывод жилого фонда в другие организации.
Запретительные меры по переголосованию — благо не только для ресурсоснабжающих организаций, но и для потребителей, так как устанавливается дополнительный контроль и права жителей со стороны УК не нарушаются.
— Каким образом вообще образуются долги у управляющих компаний? Если жильцы платят вовремя за свет, воду, газ, тепло, почему такие суммы копятся?
— Жильцы платят в управляющую компанию, она деньги получает на свой счет. Если управляющая компания недобросовестная, то она перераспределяет их иным лицам, но не ресурсоснабжающим организациям. Тогда мы добиваемся постановления службы судебных приставов на право получения с УК этих средств. После этого документа УК уже не может выводить деньги в пользу других юридических лиц. Это тоже мера относительно новая, судебная практика раньше шла не в нашу пользу. Но теперь она поменялась — после положительного определения Верховного суда РФ в отношении одной из управляющих компаний Екатеринбурга.
— Там тоже были долги?
— Потребители платили не напрямую, деньги собирал расчетно-кассовый центр по договору с УК . Потом расчетный центр по письмам УК перечислял деньги контрагентам, а не нам — они по договору обязаны выполнять распоряжения управляющей компании, которую обслуживают.
«Мы понимали, что с деньгами потребителей происходит какая-то мутная история»
В судебном порядке добились запрета перевода средств в пользу третьих лиц. Теперь все деньги, которые жители заплатили за отопление и горячую воду, по постановлению суда переводятся поставщику.
Аналогичная правоприменительная практика сформирована в отношении УК «Зеленый город», УК «УЖК ЖКО-Екатеринбург», УК «Родонит» и УК «Екадом».
— А что бывает с компаниями-клонами, куда исчезают долги их предшественников?
— В большинстве случаев юридической процедуры передачи долгов одной компании другой не существует. Возбуждается процедура банкротства, ее контролирует арбитражный суд и арбитражный управляющий. С другой стороны, кредиторы имеют возможность получить информацию о финансово-хозяйственной деятельности, движении денежных средств. Например, о том, что УК, собирая деньги с жильцов, выводила их под различными основаниями на какие-то работы, стоимость которых может быть завышена в несколько раз. Мы можем получить цепочку должников и выйти на конечных бенефициаров, которые привлекаются к субсидиарной ответственности. То есть на конкретных людей, руководителей.
— Примерно так было в истории с Владимиром Городенкером?
— Да, мы реализовали такую процедуру в отношении УК «Интерком». Судом установлено, что УК «Интерком» ранее управляла ЖК «Аврора» на Широкой Речке. И мы установили, что у ряда лиц, которые имеют отношение к УК, есть признаки, которые позволяют привлечь их к субсидиарной ответственности. Суд вынес постановление о принятии обеспечительных мер. Это значит, что люди, которых можно привлечь к ответственности, не могут сейчас распоряжаться своим имуществом. В случае с Владимиром Городенкером наложен арест на сумму 124 миллиона рублей. Заявление о его привлечении к субсидиарной ответственности рассматривается в суде.
«Анализируя документы компании, мы поняли, что за любым юридическим лицом стоят физические лица»
Это могут быть менеджеры, гендиректор, собственники, которые являются учредителями, те, кто имел акции, доли. По результатам анализа документов мы понимаем, что есть люди, действия или бездействие которых причинило ущерб. Если это будет доказано суду, то он признает их субсидиарными ответчиками. Иначе говоря, если основной должник, то есть УК, не может расплатиться, то это будут делать физические лица. В случае с УК «Интерком» есть признаки того, что физические лица такую ответственность могут понести, в том числе Владимир Городенкер. И тогда отвечать они будут своим имуществом — квартирами, машинами, долями в компаниях, которыми они владеют. Обеспечительные меры нужны, чтобы должник не вывел средства, не продал имущество близким родственникам и так далее.
— Сегодня многие переходят на прямые расчеты с поставщиками ресурсов, чтобы вообще таких историй не было. Это помогает минимизировать риски накопления долгов?
— Да, на общем собрании собственники могут проголосовать за такое решение. Прямые расчеты эффективны в отношении недобросовестных компаний, потому что из цепочки уходит посредник — УК. Кстати, чтобы еще более упорядочить платежи за тепло, мы работаем по программе установки систем учета дистанционной передачи данных. Практически в каждом доме есть общедомовой прибор учета, показания которого мы видим не всегда. Ими владеет УК, которая может искажать данные при передаче. Система предотвращает такие случаи, потому что мы видим всю информацию в режиме онлайн. Это делает прозрачной ситуацию с тепловым ресурсом.
Установка и обслуживание устройств сбора и передачи данных бесплатны для жителей и организаций, обслуживающих жилой фонд, все расходы мы берем на себя. Но складывается парадоксальная ситуация — не все УК и ТСЖ идут навстречу и готовы установить такую систему учета.
«В 2020 году такая система должна появиться в каждом доме, это благо для потребителя»
— Какие предприятия — самые крупные должники?
— Самый крупный — Высокогорский горно-обогатительный комбинат (Нижний Тагил), размер его задолженности — 670 миллионов рублей. Особенность в том, что этот потребитель электроэнергии не платит несколько лет. В силу своего специального статуса Высокогорскому ГОКу мы не можем ограничить подачу ресурса в обычном порядке, это горнорудное предприятие, по закону отключать его нельзя. Он злоупотребляет, к сожалению, своим правом. Не расплачивается за ресурс, загоняет себя в долговую яму, последние два года платежная дисциплина значительно ухудшилась. В последние годы мы взыскиваем с этого предприятия долги только через службу судебных приставов.
Почитайте наш материал о том, кто владеет крупнейшими управляющими компаниями Екатеринбурга: первую и вторую часть.