Коммунальные проблемы — одна из самых острых тем для екатеринбуржцев. У горожан ежедневно возникает множество вопросов к управляющим компаниям, еще больше — претензий, многие из которых весьма спорны. Директор УК «Чкаловская» Дмитрий Козлов рассказал в интервью, какие дома самые проблемные и откуда берутся деньги на «хотелки» жильцов.
— Сколько домов вы обслуживаете? И в каких районах они находятся?
— У нас 298 домов по Автовокзалу, Уктусу, Елизавету и Ботанике, годом сдачи от 1940-го до 2015-го. Некоторые из них мы обслуживаем уже 15 лет и получали их без намека на ремонт. За это время во многих домах проводились различные работы — ремонтировали все, от фундамента до кровли. В остальных домах жителей ждет ремонт в скором будущем.
— Чем старше дом, тем больше проблем?
— Нет. Во-первых, дома абсолютно разные по типу, возрасту, расположению. В новостройках проблемы в доме начинаются с первого года эксплуатации из-за нерадивых застройщиков. Если эти проблемы не решать оперативно, то вряд ли дома простоят 70 лет. Во-вторых, тарифы действуют примерно те, что были рассчитаны на пятиэтажки. Минимальная ставка — небольшая для новостройки, где есть подземный паркинг, современные детские площадки, ограждение вокруг дома, установлены современные лампы освещения, все подъезды отделаны кафелем и жители хотят сервис на порядок выше.
— Какие вопросы сейчас больше всего беспокоят жителей ваших домов и как вы их решаете?
— Возьмем капремонт. Многие люди до сих пор не понимают, что за него нужно платить отдельно, он не включен в ежемесячное обслуживание. Вот пример — наш дом на Машинной, ЖК «Гольфстрим». Люди приступают к ремонту в квартирах, поднимают в лифте тонны строительных материалов, нарушая его стандартную работу. Из-за регулярных перегрузок мы получили износ тягового ремня, один из видов ремонта стоит почти 200 000 рублей — эти деньги мы не получаем с жителей. Выход из данной ситуации — открыть спецсчет по капитальному ремонту, для этого требуется 2/3 голосов от дома, а люди даже на собрания не приходят, в половинах квартир живут арендаторы. Донести важность голосования очень сложно. УК занимается открытием спецсчета тогда, когда возникает необходимость.
— Как решаете проблему в таком случае?
— Бьемся до последнего голоса. От голосования зависит почти все. Если дом не проголосовал, откуда брать деньги на ремонт? При этом всегда есть процент недовольных жителей, которые говорят: «УК ничего не делает».
— Про «УК ничего не делает»… Расскажите, с какими задачами вам приходится работать?
— В нашей работе есть сезонность. С июня по сентябрь начинается подготовка к отопительному сезону и пуску тепла. Зимой — уборка снега во дворе, борьба с гололедом, чистка кровли. Весной начинается подомовой осмотр: проверяем работоспособность всех систем, делаем планы на следующий год. Летом — ремонт теплотрасс. Не забываем и про благоустройство и детские площадки: после холодов их требуется привести в порядок, подкрасить что-то. И это без учета ежедневных задач — текущего ремонта жилого фонда, уборки подъездов и территории, аварийного обслуживания.
— Сейчас, в весеннее время, особенно остро встает проблема с очисткой крыш от снега и сосулек. Какое внимание вы уделяете этому вопросу?
— У нас каждый день специалисты убирают снег и наледь с крыш, но проблема кроется в козырьках балконов пятиэтажек, сделанных жильцами самовольно. Мы приходим, просим снег убрать — нам даже дверь не открывают. А если льдина упадет — скажут, что виновата управляющая компания. По поводу гололеда еще — мы посыпаем реагентом скользкие участки, даже там, где люди сами протоптали удобную тропинку.
— Поговорим о тарифах. Часто людей смущают цифры за общедомовое потребление — например, сумма за электричество зашкаливает. Почему так бывает?
— Если дом — это большая новостройка, стоит учитывать наличие современных лифтов, большое количество электроники в подвале, котельную, свет в подъездах на всех этажах, в переходных лоджиях и в лифтовых холлах. Все это требует много электроэнергии. Дома вы потребление можете контролировать и не пользоваться электричеством весь день, пока вы на работе, а общедомовое имущество требует электроэнергию круглые сутки. Ну и, конечно, собственники должны указывать верные показания приборов учета.
— Какие-то активности для жителей устраиваете?
— Мы постоянно проводим праздники, пытаемся сплотить собственников и наладить с ними контакт. Несколько лет назад жители группы дворов на улице Колхозников попросили провести им Масленицу. Теперь это мероприятие стало традиционным. В этом году собралось много человек, даже Новый год не был так популярен. Мы привезли ростовых кукол, напекли блинов, в конце праздника чучело сожгли все вместе. И в других дворах вводим масленичную традицию — в том же ЖК «Гольфстрим», например, праздник провели.
— Часто ли к вам обращаются с просьбами отдельные жители?
— В приемный день люди приходят. Просят помыть подъезд дополнительно или лифт — я не отказываю, отправляю клининг, даже если вчера делали плановую уборку, а на улице грязно. Мы всегда стараемся идти навстречу. Многие жители это ценят и благодарят — например, в течение всей недели нас угощают блинами. Еще мы ходим по квартирам, чтобы пообщаться с жильцами, но часто наталкиваемся на стену недоверия — удостоверение просят, разговаривать не хотят. Стараемся смягчить ситуацию, и через пару минут человек оттаивает, начинает говорить, высказывать пожелания. Хочется, чтобы люди понимали, что решение большинства вопросов зависит от них.