«Сдам квартиру только русским» — типовая фраза в объявлениях по поиску арендаторов. В Екатеринбурге, где рынок жилья под сдачу, по мнению риелторов, сейчас даже перенасыщен предложениями, владельцы недвижимости скорее пойдут на то, чтобы квартира простаивала, чем сдадут ее мигрантам.
— По закону мигрантов надо регистрировать, они должны жить по месту регистрации, — говорит Нурзида Бенсгиер из «Межнационального информационного центра». — В Екатеринбурге же значительная часть людей, сдающих жилье, никак не оформляют это, чтобы не платить налоги. Многие попросту боятся регистрировать кого бы то ни было, видя в этом потенциальную угрозу своей собственности, полагая, что рискуют таким образом потерять жилье. Это предубеждение.
По словам правозащитницы, регистрация — настоящая головная боль для тех, кто приезжает в Екатеринбург жить и работать. Сделать это легально — практически фантастика, сделать нелегально — рискованно. При этом фальшивая регистрация может стать поводом для выдворения. У тысяч мигрантов, приезжающих работать в Екатеринбург, фактически нет выхода, кроме как «подкармливать» нечестных на руку участковых. Нурзида говорит, что такса — 1000 рублей в месяц плюсом к той сумме, которую платят за аренду.
— Эти квартиры, где живут мигранты на нелегальном или полулегальном положении, как правило, известны. Знает и управляющая компания, и полиция, — говорит Нурзида. — В реальности часто мигранты формально имеют регистрацию в одном месте, а живут в другом.
Екатеринбург — это далеко не единственный город, в который въезжает большой поток жителей бывших советских республик, но пока правила цивилизованного рынка до Урала не дошли. В Москве это поставлено на поток. Как говорит общественница, там жестко контролируют как тех, кто живет за счет сдачи в аренду, так и тех, кто снимает жилье, и это касается всех — и мигрантов, и русских, приезжающих из других городов. Если квартира сдается в наем на законных основаниях, то арендодателю проще контролировать, что там происходит, и прописать все нюансы в договоре — вплоть до немедленного выселения, если окажется, что регистрировали двоих, а по факту проживают двадцать.
Развитие этого рынка пошло в столице дальше — появились специализированные агентства, которые умеют работать именно с такой категорией квартиросъемщиков, как гастарбайтеры. Они знают все нюансы аренды и вопросы, связанные с регистрацией. Часто эти агентства создают мигранты, получившие гражданство, которые сами через всё это прошли.
До Екатеринбурга такое пока не дошло, арендодатели в большинстве своем вообще не готовы связываться с таджиками, узбеками и киргизами, и даже не столько из-за регистрации, сколько потому, что опасаются, что квартиру после таких жильцов уже не спасти.
— Сдавали квартиру на Новой Сортировке, арендаторами был Мирлан и его семейство (жена с маленьким ребенком и теща, предположительно), — делится опытом екатеринбурженка на сайте U-mama.ru. — Мы думаем, что Мирлан одну из комнат сдавал в субаренду, уж сильно не хотел он, чтобы мы приезжали за деньгами, переводил обычно. Переводил с опозданиями, задерживал почти всегда, еще и торговался. Прожил примерно 10 месяцев. Итог его проживания: тараканы ходят толпами (и не только по кухне). Гарнитур кухонный был белый, стал серый. Холодильник работает сейчас странно, с надрывом (резинка была выдернута). Розетку на кухне сожгли. Лампочки по одной оставили везде, остальные с собой взяли. В ванной и на кухне не работают оба смесителя. Смылись по-тихому, опять задерживали оплату, кормили «завтраками», потом Мирлан перестал отвечать.
— Я сдавала таджикам убитую «полуторку» за 22 000, — пишет другой пользователь сайта. — Они мне там ремонт еще сделали. Не регистрировала их, но участковый к ним ходил, они ему определенную сумму каждый месяц платили. Но, как потом выяснилось, платили, потому что у двоих не было какой-то бумажки.
— У меня соседка-бабуля сдавала комнату таджику, так он кормил ее, готовил из своих продуктов плов по выходным, оказывал любую помощь по хозяйству. Ну, короче, выгнали его по пьяни бабулины родственники, так он до сих пор к ней ходит иногда, когда выходной, продукты приносит, по квартире мелкую работу делает, хотя год прошел, — описывает историю третья.
— Друг сдает квартиру семье киргизов, — рассказала E1.RU екатеринбурженка Наталья. — Они удивительные. Их вообще не слышно и не видно. При этом всякий раз, когда друг приходит проверить жилье, оказывается, что там еще один малыш родился. Может, их там несколько семей живет в этой «двушке», но соседи на них не жалуются.
— Я сдаю сейчас только нерусским. Квартира у меня на Сортировке, и в доме моем снимают квартиры очень много товарищей из ближнего зарубежья, — пишет пользователь анонимНА. — От них очень много тараканов в доме, ходят прямо по подъезду. Травила трижды, вызывала спецобработку. Толку нет, появляются снова. Нормальные русские ребята снимать такую квартиру не будут. Поэтому пока так. Нерусским в основном без разницы, как жить.
По мнению Нурзиды Бенсгиер, такие ситуации, когда съемная квартира превращается в хлам из-за небрежности жильцов-мигрантов, конечно, случаются. В том числе и потому, что приезжие часто вынуждены жить в исключительной тесноте. Но чем более легальным и цивилизованным будет этот рынок, тем реже собственники станут попадать в такие ситуации. Они смогут транслировать жильцам свои правила и контролировать их исполнение.
Если вы тоже имеете опыт сдачи квартир мигрантам, расскажите, что из этого получилось. Пишите об этом в комментариях или на нашу редакционную почту news@corp.e1.ru.
Если бы вы были арендодателем (или есть), сдали бы квартиру мигрантам?
Почитайте материал о том, от чего бегут в Екатеринбург женщины из бывших южных республик и каково им тут приходится.