Разбившийся ртутный градусник – до сих пор страшный сон многих людей, с детства мы знаем, что термометры опасны, и обращаться с ними надо аккуратно. А несколько лет назад в наших домах появился ещё один источник "заразы" – энергосберегающие лампы.
Про источники света, пришедшие на смену "лампочкам Ильича", тоже ходит много страшилок: разбивать нельзя, выбрасывать (а перегорают они, вопреки обещаниям светить годы, порой гораздо чаще) с обычным мусором тоже нельзя. При этом все где-то слышали, что для таких ламп должны быть специальные контейнеры, но никто их не видел.
Скорее всего, вы, как и мы, будете удивлены, но для сбора, обезвреживания и утилизации энергосберегающих ламп в Екатеринбурге существует целый МУП. Называется "Муниципальное унитарное предприятие комплексного решения проблем промышленных отходов" (КРППО). И у него действительно расставлены по городу специальные контейнеры для лампочек, градусников и батареек.
На самом деле, МУП существует давно и работает с промпредприятиями, больницами, школами. А вот простыми лампочками от населения занимается совсем недавно, и они пока занимают очень небольшую долю в общих объёмах.
– Нужна инициатива, помощь населения, – сходу обозначает проблему директор КРППО Василий Порываев. – Жильцы могут и должны рекомендовать своим УК и ТСЖ установить специализированные контейнеры для сбора ламп.
С ним мы приехали в Центр промышленных отходов МУПа на Химмаше, это не очень большой ангар, в нём склад и помещение с установкой, которая разделяет на компоненты ртутьсодержащие лампы и обезвреживает их. На производственной площадке работает всего семь человек.
Один из сотрудников показывает, как действует установка: он берёт длинную люминесцентную лампу и отправляет её в трубу, которая диаметром чуть больше, чем сама лампа.
– Лампа летит под давлением, разбивается, люминофор выдувается и отправляется в одну ёмкость, а очищенное стекло – в другую, – объясняет Василий Порываев.
Люминофор – это как раз вредная часть лампы, содержащая ртуть, находится она в ней в виде напыления изнутри. В Свердловской области с люминофором никто не работает, поэтому его отправляют в Краснодарский край на предприятие, которое химическим способом выделяет из него чистую ртуть. А битое стекло отвозят на Северный полигон.
Для маленьких лампочек, "квартирных", есть своё оборудование. Точнее, небольшое устройство подключается к уже существующей установке. Причина – в ширине ламп, они не помещаются в узкую трубу.
– Чтобы утилизировать маленькие лампочки, нужно вручную пластмассу отделить от стекла. Для этого есть небольшая установка, – рассказывает главный инженер КРППО Александр Мишечков. – В общей сложности она работает только 3–4 месяца в году. Сначала мы собираем нужный объём ламп, потом её запускаем.
Ещё одна установка предназначена для обезвреживания больших ламп и заражённых отходов. В неё просто закладывается материал, и за счёт высокой температуры ртуть отделяется от предметов, конденсируется и собирается в специальном стакане. Всё остальное через фильтры уходит в отходы.
А вот термометры здесь разбирают вручную. Когда накапливается нужное количество, сотрудник садится к специальному шкафу с вытяжкой и разбирает градусник на компоненты: стекло отдельно, сердечник с ртутью – отдельно.
Головная боль МУПа – как собрать все энергосберегающие лампы екатеринбуржцев у себя. Несколько лет назад мэрия расставила по городу специальные контейнеры для ламп, батареек и термометров, но опыт оказался не слишком удачным.
– Многие контейнеры пропадали, их портили, ломали, обжигали, – рассказывает Василий Порываев. – Потом город передал эти контейнеры нам в хозведение. Мы понимаем, что если их по городу просто разбросать, эффекта не будет, зато появится дополнительный источник заразы. Поэтому мы делаем по-другому: передаём контейнеры в аренду или в собственность управляющим организациям, чтобы они занимались сбором и несли ответственность за сохранность. Тем более что это их прямая обязанность – организовать место накопления и сбора отходов от населения, эта статья расходов учитывается в сумме платежа за содержание жилья.
Вместе с договором аренды или купли-продажи подписывается и договор на обслуживание, по которому МУП обязуется вывозить и обезвреживать собранные в контейнерах лампы и градусники. Купить контейнер можно у МУПа за 5–7 тысяч рублей, арендовать – за 2 000 рублей в квартал.
– Кроме этого, единственные расходы, которые понесут управляющие компании и ТСЖ, это плата за обезвреживание – 15 рублей за одну лампу, – говорит директор КРППО.
Но пока УК и ТСЖ не очень охотно идут на это, и контейнеры для ламп есть лишь у немногих домов – меньше двадцати в городе. Свои перегоревшие энергосберегающие лампы екатеринбуржцы пока могут отнести в КРППО на улице Пушкина, 9а и улице Альпинистов, 57а.
– Будет очень хорошо и правильно, если сами екатеринбуржцы проявят инициативу и попросят у своих УК и ТСЖ установить специализированные контейнеры, – говорит Порываев.
Впрочем, раздельный сбор мусора в Екатеринбурге пока приживается с трудом. Появление сеток для пластика на контейнерных площадках – уже прогресс, ранее мы подробно рассказывали, кто их ставит, много ли можно на этом мусоре заработать, и какой пластик нужно бросать в сетки, а какой – нет.
Инфографика: Илья ДАВЫДОВ / E1.RU