— Я сделал стеллажик в подъезде, выставил книги, и вы понимаете, какой эффект получился — соседи стали здороваться, улыбаться при встрече, обсуждать насущные вопросы, — рассказывает нам преподаватель архитектурной академии Юрий Кунцевич, который чуть больше года назад устроил в своём доме общественную библиотеку.
Юрий Кунцевич, который, кстати, в свободное от работы время руководит общественным фондом «Памяти группы Дятлова», живёт в старой трёхэтажке на улице Первомайской. У них с супругой две квартиры, в одной, на втором этаже, они живут, в другой, на первом, — что-то вроде клуба, где собирается и молодёжь, и старики, которых Кунцевич называет «мои друзья». По совместительству он руководит ещё и скаутской организацией.
В квартире на первом этаже сразу бросается в глаза огромное количество книг, расставленных по стеллажам вдоль стен в комнате и коридоре. В прошлом году Кунцевич и решил, что ими можно «поделиться» с соседями.
— У меня создалось впечатление, что книги перестали пользоваться популярностью. Сменилась власть, государство другое стало, и вся предыдущая литература, созданная за полвека, перестала быть востребованной. А о воспитании, которое несут эти книги, сейчас нет даже речи, — сокрушается педагог.
Стеллаж он поставил у стены, где раньше был вход в другую квартиру (потом его «заложили»), поэтому он никому не мешает. После появления книжных полок, говорит Кунцевич, подъезд постепенно «стал жить нормальной жизнью коллектива, дружно, как раньше, в послевоенные годы».
Литературу для «выставочного» стеллажа он специально не подбирает:
— Там совершенно разные книги, есть учебники, хрестоматии. Я всё выставляю, потому что человек должен иметь возможность выбора. Специально не подбирал, люди в подъезде очень разные, и каждый своё находит. Я им говорю — если хотите, можете ставить свои книги, но пока ещё никто не ставил.
За тем, что происходит в подъездной «библиотеке», следит супруга Юрия Александровича.
— Жена у меня в основном их там тасует, переставляет. Говорит мне: мол, эти книги дешёвые, выброси их, но выбрасывать рука не поднимается. Вообще, я считаю, это можно организовать в любом подъезде. Все на самотёке, так правильнее: человек пришёл, посмотрел, что-то взял, почитал, вернул, — говорит Кунцевич.
Вторая книжная полка обустроена на подоконнике между первым и вторым этажами. На ней в основном школьная литература и книги для детей. Их берут не только соседи, но и те, кто приходит к Кунцевичу в гости, а это, судя по кругу его увлечений, очень большой поток людей.
— А хулиганы не портят?
— Нет, что вы! У нас подъезд маленький, вандалов нет. Те, кто книгами пользуется, потом их на место возвращает.
Тут же, в подъезде, на стенах развешаны картины. Часть из них — репродукции работ австралийской художницы, которые прислала Кунцевичам дочь, живущая в Сиднее.
Раньше мы рассказывали о том, как екатеринбуржцы превращают свои подъезды в картинные галереи и устраивают в них выставки. А 90-летний сторож Валерий Храмов превратил в картинную галерею стены в коридорах школы, в которой работает.