— Люди приезжают, рассматривают. Иногда просто ходят вокруг и фотографируют, иногда просятся во двор, чтобы рассмотреть рисунки вблизи. Я не отказываю, — говорит бывший железнодорожник Анатолий Комлев и ведёт нас вокруг своего дома: фасад сверху донизу «расписан» узорами из пробок от пластиковых бутылок.
В гости к Анатолию Степановичу мы попали случайно. Однажды мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман выложил в своём блоге фотографии деревенского дома из Шуралы, украшенного картинами из пробок, и мы решили его найти и познакомиться с хозяином. Поехали по Серовскому тракту в сторону Кировграда, свернули по указателю «Шурала», нашли дом, украшенный крышечками и, разглядывая узоры, поняли: дом не тот.
Оказывается, таких «расписанных» тысячами пластиковых крышечек домиков как минимум два: один в селе Шурала, а другой на станции с таким же названием. Их владельцы — необычные талантливые «художники» — утверждают, что друг с другом не знакомы.
Дом Анатолия Комлева. Станция Шурала
Анатолию Комлеву 68 лет. Свой дом на станции он обивает пробками почти 15 лет. Пробки находил на помойках, а иногда скручивал с бутылок, которые выкидывали из вагонов на станции. Анатолий Степанович говорит, что идея принадлежала его соседке, Вере Зиновьевой. Она, по рисункам для вышивки, сделала первую картину на стене бани.
— Я железнодорожник, переехал сюда, когда перевели работать на станцию. За год вместе со своим другом, мужем Веры, построил дом. В 2001 году Вера предложила идею и сама её воплотила. Получилось так здорово, что мы решили продолжать. 7 тысяч пробок ушло на узоры на воротах. Дальше считать перестали.
За 15 лет Анатолий Степанович смог обить все стены дома, кроме одной, что во дворе. Изобразил огромного петуха, собаку, церковь, поезд и озеро с утками. Несколько раз он уже менял крышки, которые выцветали на солнце или трескались на морозе.
Оставшиеся стены Анатолий Комлев украшать не планирует и пробки больше не собирает: устал. Он и его соседка, Вера Морозова, всё, что хотели, сделали. А внукам и детям, говорят, это не очень интересно.
— Больше обивать дом я не буду. Стар уже, а эта работа долгая и кропотливая. Приезжайте лучше и любуйтесь. Если захотите повторить — научим.
Дом Владимира Серебрякова. Село Шурала
По сравнению с домом Анатолия Комлева, этот — новодел: 58-летний Владимир Серебряков превращает стены в произведения искусства только три года. Частенько принимает гостей, на экскурсии приезжают школьники и туристы. Сам Владимир Николаевич — человек скромный, о себе говорить не любит и считает, что ничего особенного в его увлечении нет.
— Сюда постоянно приезжают люди. Смотрят, фотографируются сами и фотографируют меня, а потом уезжают, обещая в следующий раз привезти мне мешок пробок. И не возвращаются. Поэтому пробки мне родственники собирают со всей округи, гвозди я килограммами покупаю сам, на пенсию. Но шибко на мои деньги не разгуляешься, — признаётся пенсионер Владимир Серебряков.
У него нет художественного образования, да и к искусству он никогда не приобщался.
— Я и подумать не мог, что когда-то буду таким заниматься, но увидел рисунки для вышивки в журналах дочери и подумал: почему бы не сделать так же, только на листе фанеры?
Так появились звери во дворе, а следом за ними — разноцветные картины на заборе. На первой пенсионер изобразил синюю розу, на второй — загадочную восточную принцессу. Последняя, самая любимая, с лебедями.
— На принцессу пришлось потратить много темных крышек. А они быстро выцветают, особенно чёрные и красные. Поэтому иногда нужно их подкрашивать, чтобы сохранить яркость.
Владимир Николаевич в Шуралу приезжает только на лето, поэтому работает быстро, чтобы успеть до холодов. За последние три месяца он обил пробками часть фасада своего дома и под крышей «нарисовал» море с дельфинами, островом и пальмой.
— Обить хочу весь дом, надеюсь, к началу следующей осени закончу. Я ведь могу заниматься этим целыми днями, только одна проблема — пробки нужно скоблить, чтобы убрать с них надписи. От этого руки в мозолях.
У Владимира Николаевича в дефиците цветные пробки — жёлтые, зелёные, красные. А для того, чтобы обить весь дом, их нужно много. Представьте, на 1 квадратный метр требуется тысяча штук. Если поедете в Шуралу, возьмите с собой пробки. Такому подарку пенсионер будет очень рад. А пока предлагаем поразглядывать оба дома из Шуралы.
Этим летом и осенью мы не раз рассказывали про горожан, которые не жалуются на окружающие серость и грязь, а сами, своими руками, делают пространство вокруг себя красивее и чище — по принципу «хочешь изменить мир — начни с себя». Недавно мы писали про 90-летнего сторожа, который превратил обычную уральскую школу в картинную галерею. О екатеринбурженке, сделавшей на участке за обычной пятиэтажкой на Радищева настоящий сад, в котором растут цветы, деревья, фрукты-овощи, гуляют дети, отдыхают в беседке взрослые. А о жительнице дома на Сиреневом бульваре Юлии Храмовой, украсившей свой двор фигурами сказочных персонажей и птиц, сделанными из обычных пластиковых бутылок, — здесь. Кроме того, недавно мы рассказывали про Сергея Шура, который уже три года «сажает» в своём дворике пальмы и «селит» экзотических птиц.
Дом Анатолия Комлева и Веры Морозовой:
Дом Владимира Серебрякова: