Десятки жильцов микрорайона Академический тщетно пытаются расторгнуть договоры на видеонаблюдение в подъездах и дворах, по которым они платят каждый месяц по 350 рублей. Причина в том, что они считают камеры бесполезными.
Один из жителей Академического, Сергей Прожерин, объясняет E1.RU, что камеры стоят не везде, а значит и защищают не всё имущество.
– В паркингах много случаев воровства велосипедов и порчи автомобилей, – рассказал Сергей. – Я обращался по порче своего авто в управляющую компанию, и они подтвердили, что камер под домом нет, но въезд и выезд они контролируют, итог – их вины нет, записей тоже нет. После этого я понял, что пора расторгать договор на услуги, которые мне не нужны. И оказалось, что таких, как я, много.
Но всем этим многим УК "Академический" отказывает в расторжении договора под разными предлогами.
– Я лично был в УК много раз, результат встреч один – договоры принципиально не расторгаются, так как другого финансирования системы видеонаблюдения у УК нет, – сказал Сергей. – Предлагают обращаться в суд, дальнейшие переговоры заходят в тупик. Платёжки приходят всем, кто уведомил о расторжении, в полном объёме за услугу, от которой они отказались.
По словам Сергея, в управляющей компании ему всё-таки предложили вариант, при котором договор может быть расторгнут, но жильцу он совсем не нравится.
– Вариант отказаться от услуг, как пишет УК, – это полностью оплатить их расходы по видеонаблюдению, о которых ни слова в договоре. Для меня конкретно устно была озвучена сумма в 20 тысяч рублей. Естественно, я, как и остальные жители, против таких вариантов. Представляете, вы решили дома сменить интернет-провайдера, а вам говорят оплатить весь оптический кабель по городу до вашего дома, – объясняет Сергей.
А в официальном ответе Прожерину ЗАО "Гарант", которое в управляющей компании отвечает за техническое сопровождение видеонаблюдения, ответил, что для расторжения договора нужно решение общего собрания собственников.
Пока суть да дело, УК "Академический", ссылаясь на неравнодушных жителей, заявляет, что помогает организовать общие собрания в заочной форме, на которых предлагается утвердить стоимость услуг видеонаблюдения в размере 300 рублей и включить их в квитанцию на услуги ЖКХ. Пока каждый жилец получает отдельную квитанцию за видеонаблюдение.
"В случае если весь дом проголосовал "За", а один из собственников решит не оплачивать строчку "Видеонаблюдение", то долг будет накапливаться и суммироваться не только за оказание этой услуги, а "расщепляться" по всем статьям квитанции: ГВС, ХВС, содержание и текущий ремонт и т.д. Добавим, что мера входит в рамки Жилищного кодекса РФ (о принятии решения более 50% собственников дома)", – говорится в сообщении на сайте управляющей компании.
Сейчас жители Академического, которые не хотят платить за видеонаблюдение (а по заверениям УК, в комплекс услуг по договору входит ещё и патрулирование кварталов, и обслуживание домофонов), начинают обращаться в суд. Одна из жительниц подала иск, объяснив, что ей навязали договор на видеонаблюдение, когда в доме устанавливали домофон. По словам женщины, в управляющей компании предложили заплатить 1 000 рублей за ключ – или купить ключ за 200 рублей, но вместе с тем заключить договор на комплексное обслуживание домофона и видеокамер стоимостью 350 рублей в месяц.
– В иске женщина упирает на то, что у управляющей компании нет лицензии на охранную деятельность. По моим подсчётам, недовольных жильцов, которые хотели бы расторгнуть договоры, не меньше 200 человек, они активно обсуждают эту тему на форуме района, многие тоже планируют обратиться в суд, – заявил Сергей Прожерин.
Юристы в этой ситуации на стороне собственников. По словам старшего партнёра юридической компании "Интеллект-С" Романа Речкина, жильцам, у которых заключены индивидуальные договоры на услугу видеонаблюдения и которые хотят отказаться от неё, не нужно даже идти в суд.
– Статья 782 Гражданского кодекса РФ говорит, что заказчик вправе отказаться от договора возмездного оказания услуг по своему усмотрению в любой момент, компенсировав исполнителю фактически понесённые затраты по исполнению договора. То есть заказчику нужно только уведомить исполнителя. А если исполнитель считает, что понёс определённые затраты, он должен обратиться в суд, предоставить подтверждающие бухгалтерские документы и предъявить эту сумму заказчику, – прокомментировал Роман Речкин.
В УК "Академический" на отправленный 10 дней назад запрос E1.RU о том, почему компания отказывается расторгать договоры с собственниками, не ответили.