Григорий Потемкин
Блог автора: www.realchina.ru
Чайный блог автора: http://realchinatea.ru
Год назад у меня появилась машина в Китае. С тех пор я открыл для себя еще одну удивительную грань этой страны. Я был уверен, что я хороший водитель. Но сев за руль здесь, мне многому пришлось научиться заново…
Когда мне было 16, отец учил меня всегда показывать поворотники, пропускать пешеходов и ни в коем случае не проезжать на мигающий зеленый. Он научил меня еще много чему, и я свято соблюдал эти правила. Наверное, именно благодаря им, я никогда никуда не попадал. В России это работало… Но это было в России.
Год назад Натали сказала мне: «Гриша, нам нужен автомобиль». Я с женщинами не спорю. Я знал, что это будет прикольно. Но не думал, что настолько. Первый раз я по-настоящему вспотел за рулем еще на тест-драйве, в автосалоне.
Недавно я прочел статистику — 70% водителей в Китае имеют опыт вождения менее пяти лет. Прочтите эту фразу дважды. На самом деле в ней заключён определяющий момент. Это то, что нужно очень хорошо понимать, когда вы вставляете ключ в замок зажигания. Десятки тысяч человек в этой стране ежедневно садятся за руль впервые.
Сегодня я поделюсь с вами своим боевым опытом, который поможет, если вы окажетесь за рулем в Китае. Простые советы и наблюдения.
Итак, поехали.
Почувствуйте вибрации улиц
. Вам нужно постараться поймать ритм и темп этих дорог. Это как в танце. Тут не нужно спешить или напрягаться. Нужно просто позволить течению подхватить тебя. Расслабьтесь, откиньтесь и, самое главное, не анализируйте. Потому что китайские дороги анализу не подлежат. Вальсируйте. Все получится.
Будьте готовы к нежданчикам
. Они случаются постоянно. Например, вам никогда не придет в голову, что кто-то может повернуть из крайнего правого ряда через четыре полосы налево. Может. Или ехать навстречу с дальним светом фар в одностороннем туннеле. Может. Или вырулить со второстепенной на главную, даже не посмотрев налево. Все это случается ежедневно и является нормой. Относитесь к нежданчикам с юмором. Они добавляют пикантности в повседневное вождение.
Работайте локтями
. Если вы в плотном потоке встали не в тот ряд – горе вам. Потому что вас никто не пропустит. И бесполезно улыбаться, подмигивать и моргать поворотником. Ваши китайские соседи по пробке с каменными лицами будут бесконечно проезжать мимо и блокировать ваш маневр. Это может продолжаться до вечера. Единственный выход — это вывернуть колеса, зажмуриться и надавить на газ. Все будет хорошо. Вас никто не заденет. Потому что тут все готовы к нежданчикам.
Двойная сплошная – условность
. Не стоит верить в святость двойной сплошной. В Китае это не более чем формальность. За те пятнадцать минут, пока я еду из дома в офис, я могу насчитать полтора десятка автомобилей, разворачивающихся через двойную сплошную. В любом, даже самом невероятном месте. И в туннелях, и на мостах. Запросто!
Давите пешеходов!
Когда я только сел за руль в Китае, я думал: «Нет, ну как же так, я же европеец, я же культурный парень, пешеходов нужно пропускать». И я пропускал. Через пару дней мне в зад чуть не влетела бетономешалка. Было страшно. Потому что никто в Китае не ожидает, что другая машина вдруг, ни с того ни с сего, остановится посреди дороги и будет кого-то пропускать. После этого я очень быстро решил, что не стоит ходить со своим уставом в чужой монастырь. Пешеходный переход – условность. Так тому и быть. Я научился надевать это каменное выражение лица и проезжать мимо. Ничего сложного.
«Как же они переходят дорогу?» — спросите вы. Я объясню: в час пик на тротуаре копится критическая масса людей, и раз в две минуты они берут проезжую часть количеством. Так это и работает.
Опасайтесь автобусов
. Водители автобусов – марсиане. У них девять жизней. Они ничего не боятся. Они большие. Они мощные. Их много в городском потоке. И они постоянно торопятся. Часто мне кажется, что водители автобусов относятся к своей работе, как к компьютерной игре. Держитесь от них подальше.
Опасайтесь таксистов
.
Таксисты – конченные неадекваты. За все время в Китае я видел не больше пяти действительно комфортных профессиональных таксистов. Все остальные – безумцы. Часто они делают вещи, которые полностью перпендикулярны здравому смыслу. Думаю, они ежедневно соревнуются друг с другом, кто создаст больше аварийных ситуаций на дороге. Китайский таксист, при всем моем уважении, очень часто — это диагноз.
Будьте буддистом
.
Это здорово помогает. Что бы ни случилось, как бы резко вам ни пришлось тормозить, сохраняйте спокойствие. Вы – айсберг.
Обратите внимание на то, как ведут себя китайцы в экстремальных ситуациях на дороге. Невозмутимо. Даже если им приходится со свистом давить на тормоз, они не напрягаются. Вообще. Никогда. Они спокойно прощают любую ошибку. Терпимость к косякам других людей – это то, чему я постоянно учусь в этой стране.
В Китае нет знаков приоритета
.
Тут полно нерегулируемых перекрестков, на которых не обозначена главная или второстепенная. Будьте особенно внимательны. Это западня. Если вы думаете, что вы для него «помеха справа», то я уверяю вас, он об этом даже не догадывается.
Не обижайтесь на тех, кто выворачивает из двора
.
Раньше я громко кричал: «Козел!» Сейчас я просто нажимаю на тормоз и улыбаюсь. В Китае не смотрят налево, когда выворачивают из двора. И когда выезжают со второстепенной на главную, тоже не смотрят налево. Просто помните об этом. Так принято. Предупрежден – вооружен.
Не обращайте внимания, если вам сигналят или моргают фарами
.
В России это всегда что-то да означает. В Китае очень часто это не означает ничего. Китайцам нравится шуметь и моргать. Возможно, тем самым они отгоняют злых духов?! Часто, стоя в густой пробке, вам могут беспрерывно сигналить в спину, при этом всем очевидно, что вы заблокированы с четырех сторон. Для чего китайцы это делают, я не разгадал до сих пор. Уверен, они не знают сами.
Китайцы не тормозят
.
Китайцы не любят тормозить, но очень любят объезжать проблемы. У меня есть даже целая теория о том, почему это происходит. Машины тут часто шарахаются из стороны в сторону, не сбавляя скорости. Будьте к этому готовы.
Свет мой зеркальце, скажи
.
Иногда, особенно в небольших провинциальных городах, можно увидеть, что зеркало заднего вида направлено не назад, а на лицо водителя. На перекрестках они любят рассматривать себя или давить прыщи. Я ни капли не шучу. Китайцев, в своей массе, не волнует, что происходит сзади. Они смотрят только вперед. Мне кажется, это что-то ментальное.
Не превышайте скорость
. В Китае нет дорожной полиции как явления. Тут никто не сидит с радарами в кустах и никто не «берет штрафы на месте». Тут все очень цивилизованно решается камерами. Каждый квадратный метр дороги просвечивается большим братом. Если вы нарушили – счет вам придет по почте. Эта система работает 24 часа в сутки и не ошибается. Не превышайте скорость.
Деревенский беспредел
. В столичных мегаполисах движение, хоть и с ментальными особенностями, но в целом подчинено здравому смыслу. В маленьких городах и уездах на дорогах полный ахтунг! 1-2-миллионные провинциальные города самые сумасшедшие в этом плане. Тут броуновское движение из велосипедистов и мотоциклистов. Их тысячи на каждой из улиц. Если вы не уверены в железобетонности своих нервов, то лучше объезжайте их по скоростным дорогам.
Дальний свет – это хорошо
. Китайцы обожают ездить с дальним светом. Ведь он светит намного дальше! Никто не переживает, что он слепит другого. В провинциальных городах ближний не используется вообще. Моргать бесполезно. Вас не поймут.
Адские серпантины
. Китай — страна очень гористая. Тут невероятное количество серпантинов. Обгонять принято и на подъемах, и на спусках, и на глухих закрытых поворотах. Иногда вам кажется, что у некоторых водителей нет мозга. Дело тут не в мозге. Дело в том, что все участники движения всегда готовы к нежданчикам. …Хотя, у некоторых действительно нет мозга.
С вами ничего не случится
. За пять лет в Китае я не видел ни одной серьезной аварии. Тогда как в России я видел их почти каждый день. Все дело в скорости. В городах средняя скорость потока — 35 км/час. Китайцы ездят очень-очень-очень медленно. Как бы сильно вас ни напугали, вы всегда сумеете разъехаться.
…За год вождения в Китае я многому научился. И многое переоценил. Меня больше ничего не может вывести из равновесия. Я – скала. Спасибо китайцам за этот бесценный опыт. Думаю, сейчас я смогу водить машину в любой стране мира.