Екатерина Бабкова, Домашний Очаг
Возраст ребенка: от 0 до 6 лет
Наблюдаем
Многие специалисты считают, что начинать заниматься профориентацией ребенка можно с трех лет. Хотя, если подходить к вопросу со всей серьезностью, то еще и до его рождения. «Ценностные ориентации родителей очень влияют на то, какую профессию ребенок выберет в будущем.
Мы, взрослые, порой не даем своим детям стать филологом, полагая, что выбор этот несерьезный, а серьезно – это экономист или таможенник, – говорит директор центра профориентации «ПрофГид» Эльмира Давыдова. – Но здесь родителям следует сказать себе «стоп»: ребенок – это не они сами. Да, ребенок похож на родителей, но он другой. Во-первых, он несет в себе иной набор генов, а во-вторых, растет в другую эпоху. Все это следует понять еще до рождения малыша, а потом, когда он появится, обязательно вести дневник и фиксировать все слова, поступки и увлечения ребенка. Позже это очень пригодится».
Объясняем
Что значит «ходить на работу» и «быть профессионалом», маленькие дети понимают весьма смутно. Но уже сейчас очень важно объяснить ребенку, что такое труд взрослых, рассказать про его важность, необходимость. Не запугать, а вселить желание освоить интересную профессию и приносить пользу окружающим.
«Полезно вместе разучивать пословицы и поговорки про труд, читать стихи и рассказы про профессии, изучать жизнь талантливых людей, которые своим делом помогают людям», – советует педагог с 25-летним стажем Людмила Архипова.
«Лет с пяти-шести многие дети уже начинают фантазировать о том, кем они станут в будущем. Но пока их фантазии ограничены. Например, ребенок знает, что его мама – врач, и мечтает стать, как она, доктором, потому что ему понравилось у нее на работе. Но толком малыш не представляет, что мама конкретно делает. Нужно давать ребенку как можно больше информации о своей и о других профессиях, расширять его кругозор», – продолжает Людмила Архипова.
Впрочем, дети и сами обычно стремятся к расширению своего кругозора, но родители порой принимают это за непоседливость и излишнее любопытство, а потому препятствуют. «Разрешите малышу все пробовать. В рамках разумного, конечно! Если он никогда не пришивал пуговицу, не красил стену, не пек пирог, он познавал мир неполноценно. И, если родители больше заботятся о сохранности одежды или стены, это плохие родители. Они думают о себе, а не о ребенке», – уверена Эльмира Давыдова.
Возраст ребенка: от 6 до 9 лет
Без критики!
Начальная школа – первые шаги во взрослый мир. А еще сильный стресс, который может убить на корню интерес ко многим предметам. Наказания за плохие оценки, критика педагогов, дразнилки одноклассников – и вот уже одно только слово «рисование» вызывает отвращение у ребенка, который в будущем мог бы стать, скажем, архитектором.
«Как можно больше и чаще поощряйте малыша за все его достижения, ни в коем случае не высмеивайте его неудачи. При необходимости стоит пообщаться с педагогом, попросить его вести себя помягче с первоклашкой. Причина плохих оценок в младших классах нередко кроется в том, что ребенок просто боится очередной порции критики и потому не может сосредоточиться, а вовсе не в том, что он не хочет или ленится заниматься», – считает психолог Ирина Романова.
«Важно не заставлять, а предлагать. Чтобы ребенку захотелось попробовать себя в разных сферах», – добавляет Людмила Архипова.
Но, задумываясь о том, что именно предлагать, родители сомневаются: развивать в ребенке его слабые качества или сосредоточиться на сильных. К примеру: записать в спортивную секцию сына, склонного к спокойным занятиям, или же в клуб шахматистов, а спорт не трогать? По мнению психологов, тактика развития слабых качеств правильнее, поскольку помогает формированию гармоничной личности. Но только в том случае, если она не приносит ребенку страдания. Сколько взрослых людей, отмучившись в музыкальной школе, потом ни разу в жизни не сели за пианино, признаваясь, что уроки привили им стойкую ненависть к музыке…
Что делать родителям?
До 9 лет детям проще всего примерять на себя профессии во время игры. Но это не обязательно игра в конкретного специалиста. Полезны и другие, например, «Угадай-ка»: предстоит угадать задуманную профессию с помощью наводящих вопросов, вроде: «Какой запах (цвет, звук и т. д.) у профессии?», «Связана ли работа с общением?», «Какими качествами должен обладать человек?». Другие варианты игр и инструкции можно найти в Интернете.
А еще полезны встречи, на которых сами родители рассказывают о своих профессиях или даже (если имеют такую возможность) приглашают к себе в офис на экскурсию.
Возраст ребенка: от 10 до 14 лет
Поощряем желания
В средних классах у детей увеличивается число предметов в школьной программе, и у многих от обилия информации голова идет кругом. Хочется освоить все! Но так как физически браться за все сразу невозможно, юный исследователь начинает перескакивать с интересов, как с кочки на кочку. Полгода он с удовольствием учит иностранный язык и гитарные аккорды, потом хочет рисовать и теряет интерес к гитаре, отказывается ходить на английский, но увлекается географией. И родители начинают волноваться: он ко всему относится поверхностно!
Без паники! «Пусть ребенок пробует, ищет, осваивает. Остановиться на чем-то конкретном он еще успеет. Сейчас важно дать ему возможность найти дело по душе. Пусть меняет секции и кружки. Единственное – договоритесь: коль начал что-то, отзанимайся три месяца. Именно за это время можно понять, действительно ли ребенку не понравилось новое занятие или он решил отказаться от него из-за первых неудач, но на самом деле ему это близко», – рекомендует психолог Ирина Романова.
Думаем вместе
Другой распространенный повод для беспокойств – ребенок не проявляет интереса ни к каким занятиям. Одинаково успевает по всем предметам, но ничем не увлекается, о выборе профессии не думает.
«В 7–8-ом классах еще не все дети всерьез задумываются о выборе будущей специальности. Их нужно увлечь этими размышлениями, – рассказывает психолог, гештальт- консультант, заведующая отделом группового консультирования центра психологической поддержки и профориентации молодежи «Луч» Ольга Бизина. – Ведите диалог, чтобы в итоге отыскать ответ на вопрос: чем ты любишь заниматься, какие увлечения тебе по душе? Ответы: люблю читать, гулять, играть – не принимаются. Важно нащупать сферы деятельности, привлекающие подростка. Для этого вместе проходите разнообразные тесты на предрасположенность к профессии. (Задайте в любом онлайн-поисковике такой запрос – вариантов огромное множество! – Прим. Ред.)
А еще ребенок должен правильно понимать значения слов «профессия», «специальность», «должность» и не путать их». Кроме того, специалисты советуют на практике демонстрировать ребенку возможные занятия. Сейчас существует практика экскурсий для детей на разнообразные предприятия. Как правило, центры по профориентации набирают группы по 10–12 детей (от 12 лет и старше) и вместе со специалистами какой-либо компании проводят небольшую прогулку по офисам, организуют мастер-классы с профессионалами, лекции.
Не спешите с выводами!
Есть мнение, что в 7-ом классе уже можно точно определить ведущий способ мышления, к чему больше склонен ребенок: к гуманитарным или точным наукам. Но специалисты советуют: не торопитесь с выводами!
«С точными науками не так все просто, – отмечает детский психолог, руководитель тренинг- студии «Ключ» Ольга Гаврилова. – Нередко предрасположенность к точным наукам явственно проявляется уже в 5–6-ом классах. Это первая волна. Но есть и вторая! Она «накатывает» ближе к 9-ому. Особенно это свойственно мальчикам, определить склонности девочек зачастую получается раньше. Так вот очень важно не пропустить эту вторую волну, не записать ребенка ошибочно в гуманитарии. Ведь подчас ученик может сказать, что не любит алгебру лишь из-за сложностей в изучении предмета».
Что делать родителям?
Совет. Советский и российский психолог Евгений Климов, методолог психологии труда и профориентации все многообразие видов деятельности разделил на 5 типов. Чтобы понять, к какому из них принадлежит ваш ребенок, рекомендуется составить список всех его достижений: победы на олимпиадах, удачные проекты и выступления. Чем больше деталей, тем проще определить тип личности.
1. «Человек – природа». Ему интересна сфера деятельности, косвенно или напрямую связанная с живой природой: начиная от сельского хозяйства, исследования растительного мира (ученый-биолог, садовод), животных (ветеринар) и заканчивая медициной.
2. «Человек – техника». Главный критерий – любовь к технике (машинам, механизмам, видам энергии).
3. «Человек – человек». Предметом любви является homo sapiens. Подходящие для «человеколюбивых» людей профессии напрямую связаны с тесными межличностными контактами: психолог, педагог, врач, менеджер, парикмахер.
4. «Человек – знаковый образ». Если ребенок проявляет интерес к схемам, цифрам, любит информатику и филологию, это его тип. Подходящие специальности: переводчик, архитектор, модельер, программист.
5. «Человек – художественный образ». Это творческие люди. Любовь к искусству предполагает следующие виды занятий: артист, музыкант, дизайнер, писатель, режиссер и др.
Возраст ребенка: от 14 до 17 лет
В теории, ближе к выпускному классу, дети уже определяются с выбором будущей профессии или как минимум вуза. Но на практике старшеклассники часто испытывают страх от того, что они все еще не решили, чем хотят заниматься в зрелости.
«Многие дети к 16 годам не могут сделать выбор, и это совершенно нормально, – успокаивает детский психолог Ольга Гаврилова. – Дело в том, что молодой человек еще не может представить линию времени и себя на ней. Он видит себя только в реальном времени. В этом случае правильней всего не настаивать на конкретном (узкопрофильном) выборе, а определиться с базовым образованием. Скажем, выбрать вуз, в котором подросток сможет получить основные знания, а уже со временем конкретизировать, чем именно хочет заниматься». Для этого как раз и существуют курсы повышения квалификации, второе высшее образование, бизнес-школы.
Изучите вместе рынок труда, рейтинг популярных и востребованных профессий, ходите на дни открытых дверей в разнообразные вузы, запишитесь на мастер-классы. Словом, помогайте старшекласснику накопить как можно больше информации. Обсуждайте альтернативы.
Анализируйте
Повзрослевшим детям особенно важны родительское участие и совместные рассуждения. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Предложите ребенку порассуждать, какую цель он бы хотел реализовать в жизни, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Запишите все пункты, а также названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполните вместе таблицу, сопоставляя требования и профессию: если они совпадают, ставьте ей плюс, если нет – минус. Выделите лидера. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.
Другая нередко встречающаяся проблема: подросток, казалось бы, определился с профессией и твердо заявляет родителям о своих планах. Но взрослые сомневаются: действительно ли ребенком руководит искреннее желание или это все же дань моде, а то и подражание другу?
Лучший способ узнать ответ – проверить выбор на практике. Найдите среди друзей и знакомых специалистов данной области, пусть они расскажут вашему ребенку о плюсах и трудностях в профессии, предложат выполнить тестовые задания. Конечно, практика без образования может разочаровать, но, с другой стороны, позволит понять, стоит ли двигаться в этом направлении дальше.
Что делать родителям?
Определить тип мышления, эффективно помогает и психогеометрический тест. Попросите ребенка посмотреть на пять фигур – квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг – и выбрать из них ту, которая нравится больше других.
Итак:
Квадрат Логический анализ и вычисление – его сильные стороны. Математический тип личности.
Треугольник символизирует лидерство. «Треугольники» обладают недюжинной решительностью и целеустремленностью. Из них выходят профессиональные менеджеры, директора и руководители.
Прямоугольник Те, кто выбирает эту фигуру, любознательные, смелые, но часто непоследовательны.
Круг говорит о высоких коммуникативных способностях и автоматически зачисляет человека к «правополушарным» личностям. «Круги» – самые лучшие коммутаторы.
Зигзаг символизирует креативность и творческий потенциал. Интуиция, образность, эмоциональность – вот их сильные черты. Лозунг их мышления: а что, если?..