Мой дом Полезные статьи Учимся регулировать фары

Учимся регулировать фары

Когда обычно выясняется, что свет фар на автомобиле не отрегулирован? Верно, при прохождении техосмотра. Если перегорела хоть одна лампочка, если конструкция и работа световых приборов не соответствуют ГОСТу, водителя без лишних разговоров развернут. Но сейчас при покупке нового автомобиля проходить техосмотр в течение первых трех лет не требуется. Считается, что официальные дилеры марок продают машины "под ключ", при проведении обязательной предпродажной подготовки отрегулировав и проверив все, что надо — уровень масла и всех технических жидкостей, фары, стекла и стеклоподъемники, давление в шинах и прочее, и прочее. Как мы выяснили на личном опыте, на дилера надейся, но сам контролируй. Свет фар на новом редакционном автомобиле "ГАИ: городской автоинформатор" отрегулировал фотограф журнала Алексей Кузнецов.

Задачка с тремя винтами

Редакционной Chevrolet Lacetti нет еще и года. Куплена она была у официального дилера марки. Однако когда мы собрались на личном опыте посмотреть, что собой представляет процесс регулировки головной оптики, наш водитель сам предложил поэкспериментировать на его автомобиле: "Как-то странно у меня фары светят, как будто бы в разные стороны смотрят".

Конечно, можно было бы попытаться отрегулировать световой пучок дедовским методом, по стеночке. До сих пор в интернете выкладываются полезные советы для народных умельцев: "Сделайте на стене разметку: отметьте две точки, соответствующие центрам фар на такой же высоте от пола и на таком же расстоянии друг от друга, как и центры фар. Проведите между ними линию. Отложите вниз 12 см и параллельно первой проведите вторую линию, отложите вниз еще 22 см…". Раньше подобные инструкции даже публиковались в руководстве по эксплуатации автомобилей некоторых марок.

Но рынок автомобильных услуг интенсивно развивается, и вряд ли сейчас найдется много желающих разбираться во всех тонкостях, если в специализированных сервисах это можно сделать за пять минут и пару сотен рублей. В сервисе, куда мы отправились "на стажировку", стоимость регулировки фар на отечественных автомобилях составляет 250 руб., на любых иномарках — 350 (кроме праворульных). Да и результат здесь гарантирован, так как проверка оптики проводится с помощью специального аппарата, который, в свою очередь, раз в два месяца проходит поверку на точность. Как показывает практика, за пару месяцев два аналогичных аппарата — на регулировке в сервисе и на техосмотре — могут иметь разногласия до 5 мм. Много это или мало? Очень много: на расстоянии 20 м эти миллиметры превращаются уже в целый метр. И куда будет направлен этот метр света при самостоятельной регулировке фар — на встречную полосу, на обочину или "в небо" — одному Богу известно.

Наконец, при регулировке светового пучка не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Для ближнего и дальнего света на автомобиле имеется по 2–4 регулировочных винта для каждой фары. На разных машинах — они разные, даже разных моделях одной и той же марки может быть до пяти видов различных винтов. Еще по одному — для регулировки противотуманных фар. Где их искать и в какую сторону крутить — еще та задачка. Как правило, регулировочные винты для "туманок" располагаются изнутри под бампером, чтобы до них добраться, придется снимать локер (пластиковый чехол, закрывающий крыло изнутри) и пыльник. На каких-то машинах винты крутятся отверткой, где-то приходится вращать руками. Это уже опыт, который накапливается в процессе многолетней работы.

Взять высоту

А вот сам процесс регулировки фар не показался сложным. Особенно, когда твоими действиями руководит "съевший на этом собаку" мастер. Обучение проводил Александр Кольцов — в одном лице мастер-регулировщик и директор одного из екатеринбургских автосервисов, который соседствует со станцией технического осмотра.
Первым делом открываю капот, включаю зажигание, ближний свет и проверяю положение корректора фар, находящегося на панели управления внутри салона. Он должен стоять на нулевой отметке. Ноль — это высшая точка фар на автомобиле, по которой и проводится их проверка и регулировка. Опускать его на несколько делений нужно в том случае, когда загружен багажник и на заднем сидении есть пассажиры. "Задок" машины опускается, и чтобы фары не светили вверх, корректором можно их опустить. Но сейчас нам это не надо.

Первым делом мы будем проверять высоту светового пучка. Подвожу аппарат для регулировки и ставлю его вдоль автомобиля напротив левой фары. Сверху на аппарате закреплено длинное горизонтальное зеркало с нитью посередине. Нужно повернуть его так, чтобы совместить нить с ровной поверхностью на автомобиле.
"Сначала поднастрой под себя зеркало, а затем уже выставляй линию", — командует Александр.

Все выставлено, и теперь мы вдвоем заглядываем внутрь аппарата, где нанесены точки и пунктирные линии. Высота светового пучка регулируется по ближнему свету фары. Вижу, что пучок у нас идет немного ниже метки на аппарате. Это значит, что свет уходит не на дорогу, а под машину. Крестообразной отверткой начинаю вращать первый регулировочный винт, приподнимая фару. Ходит он легко, и за пару секунд высота отрегулирована.

"Бытует мнение, чем выше подняты фары, тем лучше будет видно дорогу, — делится опытом мой наставник. — Ничего подобного. Свет должен падать на дорогу под определенным углом. Если отрегулировать фары ниже, свет уйдет под колеса, если выше — пойдет вдоль дороги, а сама проезжая часть не будет освещаться. И водитель увидит только те предметы, которые находятся на высоте пучка света, а не на асфальте. Автолюбителей на таких машинах я называю "прожекторщиками". С таким светом им в аэропорту Кольцово работать, освещать путь самолетам, чтобы не заблудились. А случается, приезжают экземпляры, у которых свет уходит под самые небеса — это уже не фары, а прожекторы для космических кораблей".

Вообще-то специалисты рекомендуют проверять оптику не раз в два-три года перед техосмотром, а каждые шесть месяцев. Высота фар зависит от технического состояния автомобиля. Подсели, например, задние пружины, опустился задок автомобиля, и световой пучок поднимется вверх. Если подсели пружины впереди, он, наоборот, опустится.

Попасть в угол атаки

Теперь мне предстояло проверить направление светового пучка по горизонтали, чтобы понять, идет свет прямо, уходит влево или вправо. Для этого переключаюсь с ближнего на дальний и немного подвигаю аппарат, устанавливая его напротив дальнего света. Опять заглядываю внутрь аппарата. Выясняется, что световое пятно от фары и контрольная точка не совпадают — свет идет не вдоль автомобиля, а смещен в левую сторону и ослепляет едущих навстречу. Теперь понятно, почему наш водитель жаловался. Вращая второй регулировочный винт, ставлю световой пучок на место.

Еще раз переключаемся на ближний–дальний и проверяем: все в норме, фара светит, как положено. Передвигаю аппарат к правой фаре и заново проделываю все операции: регулирую зеркало, на ближнем проверяю сначала высоту (оказалась слегка завышена), потом на дальнем — направление светового пучка. Сразу замечаю, что есть небольшое смещение вправо. Но Александр объясняет: так и должно быть. Мы живем в России, и наши автомобили предназначены для правостороннего движения. А это значит, что мы должны хорошо видеть правую обочину, откуда на проезжую часть выходят пешеходы, где устанавливаются все дорожные знаки. На заводе регулировка, как правило, не производится, а при предпродажной подготовке машины или при регулировке в сервисе пучок света направляется немного правее. Угол атаки относительно горизонта у европейских автомобилей должен составлять 30 градусов и быть направлен на правую обочину.

"В этом и заключается проблема со светом у праворульных машин, которые ввозятся из Японии и колесят по российским дорогам, — поясняет Александр. — Поскольку изначально эти автомобили предназначались для левостороннего движения, то и световой пучок у них направлен на левую обочину, на наших дорогах, получается, на "встречку". С таким светом ездить в России запрещено, и ни один техосмотр эти фары не пройдут.

Что делать? Самый простой вариант — переделать оптику так, чтобы пучок располагался по горизонту. Это чисто американский вариант: на автомобилях, выпускаемых для североамериканского рынка, нет углов атаки. Еще лучше — переделать "восточный свет" на европейский манер или установить новую "европейскую" оптику китайского производства, которая в большом ассортименте присутствует в наших автомагазинах. Все зависит от того, сколько денег хозяин готов потратить на "правильный" свет. Существует 56 видов праворульных фар, 49 из них можно переделать. Новая оптика обойдется от 2,5 до 18 тыс. руб. за фару. Стоимость переделки, конечно, существенно ниже. Есть оптика, на переделку которой уходит 15 минут, есть такая, где полтора дня можно провозиться. В зависимости от сложности работы цена варьируется от 1,5 до 8,5 тыс. руб.

К счастью, у нас нормальный "европеец" и ничего переделывать не нужно. Кстати, оказалось, что наш автомобиль вообще представлял собой самый простой вариант для регулировщика фар. Еще раз все проверив, мы распрощались с персоналом сервиса и отправились в редакцию, по пути проверив качество работы. Фары светили что надо.

Материал подготовлен журналом "ГАИ".

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
Вклады или «бетон»? Подсчитываем, как сберечь деньги при высокой инфляции
Анонимное мнение
Мнение
«Продолжаем считать трупы». Главред E1.RU — о жестоком убийстве многодетной матери в Нижнем Тагиле
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
«От человеческих вагонов нас отделяют четыре рубля?!» Гневная колонка екатеринбурженки, прокатившейся на трамвае в Перми
Юлия Кашкина
Руководитель по развитию новых медиа
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Рекомендуем
Знакомства
Объявления