Японцы, пожалуй, один из самых дисциплинированных и трудолюбивых народов на земле. Тем не менее именно японское воспитание считается образцом лояльности: «ребенок до пяти лет – король», утверждают родители и психологи Страны восходящего солнца. Так как же из маленьких «монархов», обладающих почти неограниченной властью, вырастают такие сознательные и ответственные взрослые?
Современная японская семья обычно состоит из трех человек: папы, мамы и ребенка. Среднестатистический отец, как правило, усердно трудится всю неделю и общается с чадом лишь по выходным, зато мать, на время отказавшись от карьеры, занимается исключительно малышом – в ясли детей отдают крайне редко, т. к. окружающим такой поступок может показаться безответственным.
Японская мама прекрасно знает, что впереди у ее крохи – жизнь, главной движущей силой которой будет чувство долга, поэтому на первых порах она старается подарить своему ребенку максимум беззаботности. Пусть наслаждается, пока можно. Родительница раз за разом терпеливо предупреждает детку о различных опасностях, без устали повторяет правила поведения и ни на миг не оставляет карапуза без присмотра. Она учится мастерить развивающие игрушки и готовить необыкновенно красивые и полезные блюда, старается разобраться во всевозможных малышачьих хобби и непременно поддерживает увлечения своего чада, какими бы чудными они ни казались. В случае конфликта именно мать чувствует себя «во всем виноватой» и пытается как можно скорее помириться с юным самураем, чтобы, не дай бог, не подавить его волю и максимально усилить эмоциональный контакт.
Однако при всей своей огромной любви к малышу японка обычно весьма объективно оценивает его способности и совершенно не склонна захваливать ребенка.
Безнаказанные, но послушные
Наказывать ребятишек в привычном для нас смысле этого слова у жителей Страны восходящего солнца не принято. И несмотря на это даже по уголовной статистике видно, что борьба с нежелательным поведением здесь ведется куда успешнее, чем в России. Криминологи и психологи уверены: секрет успеха кроется в том, что родители с рождения культивируют в детях чувство стыда: этот внутренний регулятор, как выяснилось, предотвращает проступки гораздо эффективнее, чем угрозы и карательные меры. Формируют это самое чувство различными способами. Если малыш нашкодит, мама, не повышая голоса, очень мягко даст ему понять, как она огорчена из-за плохого поведения. Ребенку, который находится в необычайно тесном эмоциональном контакте с матерью, естественно, становится неловко даже от невинного замечания – еще бы, ведь он расстроил самого любимого и близкого человека.
Для детей постарше – в саду и начальной школе – выработана своя система усмирения. Воспитатели и учителя всячески поощряют коллективную работу и постоянное взаимодействие со сверстниками.
Плохое же поведение неизбежно становится причиной отчуждения от детской компании, а значит, волей-неволей ребенку придется научиться вести себя так, как того требуют взрослые. Кроме того, отныне малышу может быть стыдно за свои шалости не только перед родителями, но и перед педагогами. В угол неслуха, конечно, не поставят и при всем честном народе не отшлепают, но зато посмотрят так выразительно, что мало не покажется. У подобного метода, безусловно, есть и минусы: чувствуя постоянное давление, к средней школе некоторые дети становятся весьма скованными и тревожными. Ребята боятся высказывать мнение, идущее вразрез с коллективным, не умеют делиться своими психологическими проблемами и всеми силами пытаются соответствовать социальным нормам.
За раннее развитие
К идее раннего развития японцы относятся с большим энтузиазмом: здесь тоже хватает педагогов, пропагандирующих идеи Вальдорфа или Монтессори. Но есть, конечно, и местные разработки. Так, в 50-х годах прошлого века в Японии вышла революционная для своего времени книга Масару Ибука «После трех уже поздно»: ее автор утверждал, что в раннем возрасте не только закладываются основы личности, но и формируется базовый багаж знаний. Дети до 3 лет прекрасно обучаются, и поэтому родителям следует всеми способами стимулировать этот процесс. На практике это означает следующее: у вас дома должно быть буквально все, что может потребоваться «ученику» в ползунках: кисти и краски, книги и игры, настоящие музыкальные инструменты и т. д. Стоит малявке проявить к чему-либо интерес, радуйтесь и немедленно подсовывайте ему желаемые «пособия». Еще одна чисто японская методика – раннее обучение музыке по теории Шиничи Сузуки. Суть метода заключается в следующем: с самого рождения нужно окружить младенца гармоничными звуками и показывать ему, с помощью каких инструментов можно воспроизвести ту или иную мелодию. Когда ребенок начнет музицировать самостоятельно, задача родителей – всячески поощрять и нахваливать его, не обращая внимания на неудачи.
Если следовать всем инструкциям, то уже в 2-3 года карапуз будет уверенно играть на скрипке, флейте, фортепиано и т. д.
Сад детей
Интерес японцев к раннему развитию объясняется вполне прагматическими причинами: с самого рождения малыша мама и папа начинают тщательно продумывать его карьерный путь. Хороший садик гарантирует поступление в хорошую школу, оттуда, соответственно, прямая дорога в самый лучший университет, а затем – и на самую прекрасную работу. Исходя из всего вышесказанного, становится совершенно очевидна основная задача, стоящая перед японскими родителями: они должны как следует подготовить карапуза к поступлению в «правильное» дошкольное учреждение.
Детские сады посещают примерно 90% японских детей в возрасте 4-5 лет. Существуют элитные садики – цена обучения здесь, конечно, кусается, зато поступление в сильную школу ребенку гарантировано. Для менее обеспеченных японцев есть муниципальные – относительно дешевые – заведения, и ходят туда в основном дети работающих мам.
Но поступлением в выбранное ДОУ дело не заканчивается. Матери активно участвуют в детсадовской жизни: готовят завтраки, делают своими руками разнообразные пособия и внимательно изучают записи воспитателей о состоянии здоровья детишек, их настроении и пройденных уроках. Как правило, дважды в месяц в каждом саду устраивается собрание или встреча женского клуба: там родительницы могут поставить себе какую-нибудь дополнительную задачу, скажем облагородить территорию клумбами или установить в каждой игровой комнате аквариумы с золотыми рыбками.
Группы в японских детских садах немаленькие – по 30 и более детишек. Педагоги считают, что в большом коллективе ребенку будет проще найти себе друзей и освоить азы правильного поведения в обществе. Воспитатели предпочитают не вмешиваться в малышовые ссоры, но при этом учат своих подопечных анализировать возникающие конфликты и находить компромиссы.
Начальная школа
Как и у нас, в Японии школьное образование является бесплатным и обязательным, а обучение начинаетсяьс 6 лет. Классы традиционно большие – по 30-40 человек, а учительница – одна на всех. Набор изучаемых предметов тоже почти идентичен российскому: родной язык, математика, основы научных знаний, труд, музыка и традиционная «физ-ра». Но на этом все совпадения заканчиваются и начинаются различия. Организация. Первый звонок звучит для первоклашек в апреле, а не в сентябре. Учебный год делится на три части. Самые долгие каникулы – летние – длятся всего месяц. В начальной школе японцы проводят целых 6 лет.
Базовый принцип. Педагоги стремятся в первую очередь воспитать в малышах усердие и научить их самодисциплине. Ведь именно от того, насколько сильно развиты в ребенке эти качества, и зависят его академические успехи.
А вот природные способности детки, считают учителя, не так уж и важны. Учиться почетно. Первые несколько недель тратятся на то, чтобы приучить первоклашек к школьной дисциплине. Детям объясняют, как правильно вставать, кланяться и раскладывать на столе все необходимое. Карапузы регулярно участвуют в уборке класса и двора и периодически накрывают столы для ланча. Таким образом ученикам прививают уважение к школе.
Телевизор – это хорошо! Почти во всех школах на уроках смотрят телевизор: для каждого класса «началки» национальный телеканал ежегодно готовит цикл передач о науке, обществе и этике, а в книжных магазинах продаются полные расшифровки сюжетов с методическими примечаниями.
Семья и школа. Отправив ребенка в первый класс, японская мама не расслабляется: фактически теперь она работает репетитором, помогая детке справиться с объемными заданиями (одних иероглифов за 6 лет нужно выучить больше тысячи). Ответственные матери практически поголовно вступают в Ассоциацию учителей и родителей, ходят на собрания этой организации и платят ежегодные взносы. К каникулам Ассоциация публикует рекомендации для мам и пап: во сколько ребенок должен вставать и ложиться, какое домашнее задание ему следует выполнить первым, а какое – последним. В начале каждого учебного года педагоги в обязательном порядке приходят к своим ученикам в гости и оценивают домашнюю обстановку, родители же, в свою очередь, имеют полное право проинспектировать состояние классов.