Нынешняя Toyota Corolla - автомобиль немолодой, совсем скоро ее сменит модель новой генерации. Но на российских форумах то и дело появляются посты, в которых тредстартеры спрашивают, что лучше купить: ее или новинку какого-нибудь американо-корейско-французского производства? Мы взяли автомобиль на тест, дабы оценить преимущества спустя 5 лет после старта продаж, но сразу оговоримся, что после выхода Corolla X тестировали десятки куда более совершенных, технически сложных, а, главное, дорогих моделей. Рискнем?
Интересное дело. Если попросить любого мало-мальски разбирающегося в автомобилях гражданина назвать самые знаковые для планеты модели, он тут же припомнит VW Beetle, Ford T или Fiat 500. Чуть более подкованные граждане назовут Ford F-150, как самый продаваемый пикап планеты или всякие Corvette-Camaro-Mustang как просто пони-кар. Но спросите, чем известна Toyota Corolla, и товарищи с недоумением пожмут плечами – чай, машина как машина. А между тем, Corolla это самый продаваемый автомобиль в мире, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса с показателем в без малого 40 млн экземпляров. Вдумайтесь только: сорок миллионов автомобилей с Т-образным логотипом на капоте было выпущено за 45 лет производства!
Понятное дело, что первая из «Королл» была абсолютно непохожей на нынешнее поколение – это был компактный заднеприводный автомобиль с продольным расположением двигателя и чрезвычайно спартанскими условиями. При этом, пока в индустриально развитом СССР ВАЗ лишь клепал низкокачественные копии Fiat 124, полуфеодальная Япония стремилась угодить всем и сразу, выпуская Corolla сразу в пяти типах кузова – трех- и пятидверный хэтчбек, седан, лифтбек и универсал.
Да что там Книга рекордов Гиннеса, если постоянный пересчет «праворульного семейства» на Дальнем Востоке из года в год приносит радетелям от власти одну и ту же новость: пальма первенства принадлежит «Королле» – по самым скромным подсчетам, в России никак не меньше полумиллиона подобных машин. Сколько их на Урале сказать сложно, но несмотря на кредитный бум, когда улицы страны заполонили совсем уж экзотические модели, довольно дорогие «Короллы» не потерялись и в общей массе не растворились.
Видимо, дело в максимальном приближении облика седана к старшей Camry. Клиновидный нос, чуть грузный багажник, взлетающая подоконная линия – кажется, что Camry уменьшили в трех направлениях на пару дециметров, и лишь светотехнику оставили прежней, крупной. Благодаря этому (и «рогатым» фарам а-ля Highlander, Prado, Land Cruiser), модель выглядит представительнее и дороже большинства конкурентов. Впрочем, с точки зрения прайса Corolla действительно переплевывает многих, но дело здесь в дорогой иене по отношению к доллару, а значит, высокой отпускной цене на заводах корпорации.
Садишься за руль, ожидая какие-нибудь идеальные кресла с выверенной боковой поддержкой, и диву даешься. Вместо мощной боковой поддержки – мягкие сминаемые валики, вместо «деревянного» сиденья – мягкая подушка, да и само кресло не заставляет сидеть в какой-то конкретной позе – это, скорее, предмет домашней мебели. Под стать ей и приборная панель – не ультрамодный интерьер а-ля «новая линейка Ikea», чем грешат короли рынка типа Chevrolet Cruze или Ford Focus – но и не скучноватая классика типа Peugeot 308. Обычный интерьер без особой красоты, но очень продуманный и функциональный. И еще тихий: несмотря на то, что на одометре значится без малого 10 тыс. км (видно, что тестовый автомобиль без дела не стоит), ни одного «сверчка» нами замечено не было.
Я всегда очень спокойно относился к японскому автопрому, ибо сердце мое покорено моделями континентальной Европы. Понимая, что преимущества азиатов состоит, словно инь-янь, из высочайшего качества и абсолютной послушности, не могу себя переломить и перестать любить Fiat, Renault и Peugeot. Поэтому, садясь второй раз за руль «Короллы» (первый раз ездил на ней в 2007, когда та еще была новинкой), особых иллюзий не питал: ожидать чего-то особенного от компактного седана с 1.6-литровым атмосферником и 4-ступенчатым автоматом, глупо. А вот настройки руля с электроусилителем, интерес вызвали – в последнее время производители обычный ЭУР не жалуют, наделяя его переменчивым характером в виде меняющего передаточного числа, или совмещают его с гидравликой.
«Черт подери, здесь самый лучший изо всех неидеальных рулей, которые я когда-либо крутил, - подумалось на первых же сотнях метров. Да, у него нет такого идеального нуля, каким готовы похвастать баранки Renault-Nissan, и нет откалиброванной до долей грамма реактивной силы, как у Peugeot-Citroen, и общая чистота впечатлений не имеет ничего общего с чистотой той же Fiat Linea. Но рулится Corolla отменно, «синтепоповый» (происходит от выражения synthetic pop-music) руль не вызывает абсолютно никаких вопросов, и управлять машиной одинаково легко и на 20, и на 120 км/ч. Необычайное ощущение!
Хотя, знаете, Toyota не стала бы собой, а «Королла» так и не превратилась бы в «Короллу», если бы инженеры не постарались сделать из обычного семейного седанчика что-нибудь неординарное или превосходящее конкурентов. С одной стороны, разработчики сняли с 1.6-литрового мотора аж 124 фазоизменяемых лошадиных силы, с другой, умудрились сделать его черзвычайно экономичным – скажем, у меня, в самой динамичной манере вождения расход топлива составил 9.7 на 100 км пути. Спишем литр-другой на вранье бортового компьютера, и все равно, получим уникальный по своей экономичности мотор. И это более чем странно, если учесть, что автомобиль был оснащен немолодой уже четырехступенчатой автоматической коробкой передач.
Когда разгоняешься на любой из машин, оцениваешь ее поведение не только по передвижению стрелок спидометра и тахометра, но и по целой куче вторичных факторов – звуку двигателя, работе трансмиссии, синхронности движения педали акселератора и общему ускорению, да даже звучанию выхлопа и шуму шин. При этом ты понимаешь, легко ли двигателю, и насколько эффективно он расходует поступающее топливо. И могу заявить со всей ответственностью, что в разгоне наша Toyota Corolla это один из лучших автомобилей в своем классе.
Несмотря на четыре длинных передачи, переход на пониженную практически мгновенен, и по этому параметру АКПП может вполне поспорить с механикой. Заставить коробку передач захлебнуться, невозможно, она готова отстреливать свои диапазоны, всегда. Выйдя на трассу, мы пошли на обгон попуток: газ в пол, 100, 110, 120, 130, 140 – разгон продолжился бы и далее, но вдалеке замаячили салатовые жилетки стражей порядка, и скорость пришлось сбросить. Не знаю, как они это сделали, и в чем секрет всей корпорации Toyota, но Corolla с 1.6-литровым атмосфеником 4-ступенчатой АКПП едет, и едет так, что многим конкурентам стоило бы посрамиться.
Поговаривают, что весь автомобильный мир можно разделить на две группы, эмоциональную и рациональную. Дескать, первая группа отличается яркостью красок, оригинальностью архитектурных решений и необычайным поведением, а вторая, соответственно, правильностью форм, логичностью и умением служить. Так вот: Corolla это, безо всякого сомнения, представитель второго клана, где даже разгон высчитан на логарифмической линейке и взвешен в Палате мер и весов. А ведь модель стоит на конвейере пять лет!
Подведем итог. После начала продаж нынешней, десятой Toyota Corolla, вышло много других, хороших машин – это и Ford Focus III, и Chevrolet Cruze, и Opel Astra, и Fiat Linea, и Citroen C4, и Renault Fluence, и куча других. Одни красивые, другие мощные, третьи комфортабельные, и по ряду параметров они нашу гостью, так или иначе, переплюнут (да и грех не переплюнуть, когда они строились не без оглядки на Короллу). Но вот так ездить с 1.6-литровым мотором или 4-ступенчатой АКПП, умеют немногие. Хотя, казалось бы, у всех у них есть и сверхсовременные 6-суенчатые автоматы и роботы, и передовые двигатели, и инновационные подвески всех колес. Так что Corolla Х генерации (даром что старушка и дорогая), остается собой – образцом для подражания, чуть сторонящимся общих тенденций.