Екатерина и Евгений Волковы
2 мая 2011. День четвертый
Саванъярви (Savanjärvi) – Хирвикаллио (Hirvikallio) – Луумяки (Luumäki) – Кярки (Kärki) – Кярйенлампи (Kärjenlampi) – Савитайпале (Savitaipale)
8:30 – подъём. Планировали встать на пару часов раньше, но как всегда не вышло. С самого утра сыплет снег. Небо затянуто тучами.
В без двадцати одиннадцать покидаем место ночёвки. Снег чуть приутих, но таки немножко падает. Почти через полтора часа, пройдя 17 км, повернули направо в сторону Луумяки (Luumäki) с асфальта на грейдер. Через 4 км снова вышли с грейдера на асфальт в населенном пункте Хирвикаллио (Hirvikallio). Погода – по-прежнему преимущественно снежок, но иногда его сменяет моросящий дождь.
Назначение небольших будочек у дороги в районе хуторов нам пока так и не удалось разгадать.
Асфальт кончился через километр вместе с населенным пунктом, снова начался грейдер (как это обычно бывало и в Башкирии).
В 13:00 на 26-м км пути снова вышли на асфальт в районе западных окраин Луумяки. По грейдеру в мокрую погоду ехать уже надоело. В 14:00, преодолев 30 км и уже затарившись в магазине на заправке Shell ништяками, мы готовы были отправляться дальше по трассе №6 в сторону Лаппеенранты. Взяли шоколадок, по которым соскучились, и какой-то то ли сок, то ли морс из лесных ягод. Очень вкусный, хотя и дороговато вышло.
Вдоль трассы сперва двигались по велодорожке, пока она не закончилась, и нам не пришлось выйти на правый край проезжей части.
По трассе трафик довольно густой, но машины объезжали нас на приличном расстоянии, даже фуры с российскими (!) номерами. Портил всё только встречный ветер. Зато снег и дождь вроде прекратились совсем.
На 54-м км пути повернули с «шестёрки» налево на грейдер мимо деревни Кярки (Kärki).
Через пару километров отходим с грейдера в восточном направлении по лесной накатанной дорожке метров на 130 и встаём на обед на западном берегу озера Кярйенлампи (Kärjenlampi). Вода снова чайного цвета, уже даже как-то привычно, уточки плавают.
Спустя час двадцать, в 17:50 покидаем место обеда, предварительно изучив карту по дальнейшему маршруту.
Хутора попадаются довольно часто. Выглядят приятно и ухоженно, как, собственно, и всё остальное здесь.
Через 5 км после обеденного перерыва выходим с грейдера на асфальт.
А еще через километр – на трассу №13 сообщением Миккели – Лаппеенранта (Mikkeli – Lappeenranta), уходим налево в сторону Миккели.
Периодически попадаются придорожные домики, с припаркованными к ним автомобилями и… кораблями. Также не оставили без внимания старенькую заправку (похоже, она обслуживается и работает), мимо которой проехал трактор с тележкой, обдав нас типичными сельскохозяйственными ароматами. :)
В без четверти восемь, на 79-м км пути проезжаем знак и информационный стенд, означающие, что мы въехали в округ городка Савитайпале (Savitaipale).
Значит, скоро и сам город. Надеемся найти магазин хоть где-нибудь на автозаправке, т. к. время для работы обычных, вроде, уже довольно позднее.
В город прибыли через полчаса, пройдя за сегодня 84 км.
В леске на окраине замечена трасса непонятного нам назначения. Судя по тому, как она петляет, это явно не парковая дорожка для прогулок. Хотя…
Попетляли по городу и в 20:40 находим супермаркет, который на наше счастье по будням работает до 21:00. Кстати, в финских городах (исключая столицу) крайне мало народу на улицах.
Некоторые населенные пункты проезжали, не встретив вообще никого. На «ВелоПитере» это объясняют тем, что финны не особо любят «уличную жизнь», а предпочитают проводить своё свободное время так, чтобы никто не видел. Чем они в это время занимаются, мы не знаем до сих пор.
Основательно закупившись продуктами, поехали дальше по маршруту. Выезжая из города, встретили ежа, который дал сфотографировать только свой зад, прежде чем уполз куда-то в кусты. :)
Встать лагерем у воды на берегу озера Куолимо (Kuolimo), по восточному берегу которого пролегал маршрут, не представилось возможным, так как все берега являются частными территориями с домами и участками, собственно, продолжение частного сектора Савитайпале.
В 21:45 на 92-м км пути ушли вправо с основной нитки маршрута, забурились немного в лес по какой-то старой и давно не используемой лесной дорожке. Отыскав плоское место под палатку, встаём на ночлег. Вода для готовки ужина и завтрака была предварительно набрана в бутылки. Погода под вечер вроде бы окончательно улучшилась.
Погода заметно улучшилась уже во второй половине дня, как было замечено ранее, – нас уже не поливало и не заносило снегом, но температура воздуха была по-прежнему не та, на которую мы рассчитывали – перед отъездом нам сулили на протяжении двух недель плюс 15-19С и солнечно. Вечером было +3С, да и днём температура выше +10С не поднималась, что при наличии встречного холодного ветра приводило к замерзанию ног в контактной обуви.
По велокомпу пройдено 91,56 км; время движения 6:38:26; средняя скорость движения 13,78 км/ч; максимальная скорость 44,76 км/ч.
По GPS пройдено 90,2 км; время движения 6:42; время остановок 4:25; максимальная скорость 42,9 км/ч; средняя скорость движения 13,4 км/ч; общая средняя скорость 8,1 км/ч; общий набор высот 832 м; максимальная высота 111 м н.у.м.; высота лагеря 93 м н.у.м.
3 мая 2011. День пятый
Савитайпале (Savitaipale) – Партакоски (Partakoski) – Куолимо (Kuolimo) – Онкилампи (Onkilampi)
Встали в этот день где-то в половине девятого (хотели раньше, но получилось как всегда).
Поспать мы очень любим, но встали поздно, даже относительно предыдущих дней.
В 10:30 выезжаем с места стоянки. Погода немного пасмурная, небо затянуто, но с небес не капает. Очень надеемся, что раздует. Ночь тоже была довольно тёплая, конденсата на палатке немного.
Проехав минут 40, решили немного утеплиться. Вроде и не холодно само по себе, но очень сильный встречный ветер, ощущается особенно на спусках. Движемся по асфальту.
Заметили странные многоярусное сооружение из камня, по всей видимости, бастионы Кярнякоски (Kärnäkoski) и Партакоски (Partakoski), построенные еще Суворовым.
Историческая справка:
В 1791 году Россия строит под руководством генерала Александра Суворова бастионы Кярнякоски и Партакоски как часть новой оборонительной системы для защиты Санкт-Петербурга. Их цель служить базой для Русского сайменского флота на водном пути между крепостью Лаппеенранта и замком Олавилинна. Крепость Кярнякоски была построена по своей форме как нерегулярная. Она состоит из связанных друг с другом нерегулярных бастионных и тенальных стен. Бастион Партакоски также является нерегулярным укреплением, которое сливается с местностью.
11:30, самое начало 8-го километра пути.
Катится плохо – ноют мышцы. Мне сильно натёрло ноги контактными ботинками чуть выше пятки. Пробую менять положение ног, подкладываю ватные диски, приклеиваю лейкопластырь – помогает плохо. Тем не менее, едем.
Проезжаем Партакоски (Partakoski). Покрытие – пока всё асфальт.
Движемся вдоль берега озера Сайма (Saimaa). Очень живописные места.
Сайма в нескольких местах соединяется протоками с соседним озером Куолимо (Kuolimo). На весьма неровном финском ландшафте домики выставляют горизонтально с помощью столбиков из наложенных друг на друга камней (а что им сделается?).
В 11:50 на 9-м км пути асфальт переходит в грейдер.Слева снова непонятные будочки и обилие почтовых ящиков, принадлежащих владельцам загородных домов.
А справа – водная гладь Сайменского озера, на которой местами еще лежит лёд.
Дорожка довольно интересно петляла по невысоким финским холмам.
Встретили какое-то полуразрушенное строение. Через полчаса, на 13-м км пути повернули с грейдера налево на лесную грунтовку с отсыпкой. Едем к скальному берегу озера Куолимо. Что дальше нас ждало, мы не знали.
Через километр спешиваемся, уходим с грунтовки на пешую лесную тропу. Тропа маркирована краской на деревьях. Имеются указатели, но по-фински мы всё равно не понимаем.
Часто попадается лосиный помёт (чуть не через каждые 20 метров, как будто лось шёл прямо перед нами и регулярно гадил). Прошли мимо какого-то озерца, не обозначенного на карте.
В 12:56 на 15-м км пути вышли на разворотное кольцо лесной грунтовой дороги. Как выяснилось позже, мы могли досюда доехать в седле, минуя пешую тропу, но у меня на карте этой лесной дорожки не было.
Далее после кольца снова выходим на пешую тропу. Движемся в сторону озера, точнее, некоторой протоки озера Куолимо, которая, судя по имеющимся у нас данным, проходит между гранитных скал и имеет очень живописный вид. Тропа для пешего трейла, по всей вероятности, регулярно чистится (судя по свежим спилам кустов), в болотистых местах используются настилы из досок.
Немногим позже добрались до озера. Виды уже впечатляют.
На озере еще плавает лёд, который лёгкой волной прибивает к берегу, и он как будто что-то шепчет.
Берега все скалистые. Тропа вдоль берега представляет определенную сложность из-за довольно крутых уклонов. Думаем, что придется поэтапно затаскиваться на вершины скал. Путей обхода нет.
Тут же на берегу стоит домик для туристов. Внутри всё чистенько, ухоженно. Имеется некий досчатый настил наверху под крышей для сна, под ним стол, стулья, прочая мебель.
Также имеется набор посуды и печка, снаружи есть дрова и инструмент (пила, топор), есть оборудованное костровище, чистый (!) туалет. Имеется также карта и набор пиротехники, видимо, на всякий случай.
Дрова, по всей видимости, привозные (возможно доставляют по воде, либо зимой на снегоходах; других путей, кроме пешего, просто нет), так как рубить лес (даже сухостой) в Финляндии запрещено. Дрова уже частично наколоты, также есть просто напиленные (скорее всего, привезены именно в таком виде). Подобные домики на территории страны поддерживаются за счёт государства. Посещение бесплатное. На столе обнаружен журнал, в котором ранее отписывались побывавшие до нас туристы. Все записи преимущественно на финском, встречаются так же на английском. Наша запись в виде имён и фамилий на русском языке была пока первой и единственной (правда, Катя потом что-то по-английски настрочила, что всё круто, всё понравилось).
Теоретически, если бы нам при разработке маршрута где-то встретилось упоминание про домик, можно было бы запланировать в нём ночёвку. Ну, или хотя бы обед – перед домиком было замечено аккуратное костровище.
Двигаемся дальше. Скалы… красота…
Но подниматься приходится высоко, и подъёмы отнимают много времени. Тропы с крутыми уклонами.Тащились медленно, средняя скорость не превышала 1 км/ч. И после нескольких десятков крутых спусков-подъёмов всё тело болело так, что хотелось упасть и лежать без движения до наступления утра. :D
В 13:45 на пешем спуске с одной из скальных кочек у Кати срезает шпильки багажника (аналогичный баг ранее был замечен на багажниках «BBB»). Шли до этого довольно медленно, в крутые подъёмы велосипеды затаскивали вдвоём: я тащу за руль, Катя подталкивает сзади.
Через полчаса багажник был отремонтирован: вместо одной срезанной шпильки вставлен ключ «torx», вместо другой – две части срезанных шпилек (они только в одном месте полые и срезаются только там, а оставшиеся куски уже цельнометаллические). Рекомендация для подобных багажников: до похода убирать штатные шпильки, заменять болтами соответствующих длины и диаметра.
Далее движемся по той же тропинке, движемся то вверх, то вниз. Один раз упёрлись в поваленные ветром деревья.
16:02 – мы всё еще идем вдоль скалистого берега. Виды красивые.
Где-то час назад раздуло облака, выглянуло солнце. Мы движемся в сторону лааву (что это такое распишем ниже), где планируем встать на обед.
16:18, 18-й км пройдено по велокомпу, по навигатору – 18,5 (учитывая беготню туда-сюда, таская велосипеды по скалам). Доковыляли до лааву. Встаём на обед (готовим на газу).
Лааву – это некое сооружение из бревен с крышей, что-то вроде навеса. Передней стены по сути нет – это вход. Внутри – ровный пол. Крыша довольно низкая, встать в полный рост не получается. Сделано для ночёвок туристов. Опять же за счёт государства.
Имеется опять же чистый туалет (с обилием рулонов бумаги в ящике), костровище, сарай с дровами и инструментом (пила, топор).
По некоторым негласным правилам, воспользовавшись дровами, нужно наколоть для следующих приходящих (мы костёр не жгли). Да, внутри самого лааву так же имеется ведро для воды, в котором найдена одноразовая посуда и столовые приборы, рулон бумажного полотенца, спички в герметичном контейнере, жидкость для розжига.
Вода в озере кристально чистая.
В 18:26 выходим с мегаматрасного обеда в лааву. Хорошо поели, добротно так отпоились чаем. Погода окончательно изменилась в лучшую сторону. Учитывая нашу общую усталость, а также некоторое ухудшившееся состояние здоровья (я подпростыл после недавних дождей и снегопадов, у Кати от хождения по скалам в контактных туфлях разболелись ноги), решаем добраться до следующего лааву, что находится, судя по указателям, буквально километрах в четырёх, и там встать на ночлег.На 19-м км пути вышли с лесной пешей тропы на лесную грунтовку с щебеночной отсыпкой. Вымотались сильно, садиться в седло желания не было, по грунтовке шли пешком. Финские леса – это всё-таки сказка.
Через полчаса после выхода с обеда, пройдя всего пару километров, вышли на грейдер.
Проехали метров 150, повернули направо на качественно отсыпанную грунтовку. Судя по указателю, она ведет к следующему лааву, до которого 0,2 км.
Но, стоп! На указателе значится, что это лааву для инвалидов-колясочников, а лааву для здоровых людей, опять же судя по указателю, в четырёхстах метрах, но куда-то в другую сторону по лесной пешей тропе. Катя пешком налегке отправляется на разведку, идёт в сторону лааву, до которого 400 метров. Я очень удивился, когда назад она вернулась со стороны лааву для инвалидов. Конечно! Это было одно и то же лааву. Шутники финские!
В общем, едем по «инвалидному» направлению, спускаемся вниз к небольшому озерцу Онкилампи (Onkilampi).
Лааву, собственно, как раз на северо-западном берегу.
Набор удобств тот же, что и в предыдущем, но туалет тут сделан несколько удлинённым, чтобы туда можно было заехать на коляске, и около «седалища» там имеется толстая веревка с узелками, чтоб можно было за них ухватываться и самостоятельно пересаживаться из коляски на стульчак и потом назад.
В общем, финское отношение к туризму вызвало у нас море уважения.
В этот вечер посидели у костра, а у Кати еще и обнаружился пакет с семечками. :) Вдоволь отпоились горячим чаем. Палатку не ставили, спали прямо в лааву.
В этот день по километражу прошли очень мало, но впечатлений получена масса.
По велокомпу пройдено 20,26 км; время движения 2:51:53; средняя скорость движения 7,07 км/ч; максимальная скорость 44,33 км/ч.
По GPS пройдено 21,7 км; время движения 3:09; время остановок 5:49; максимальная скорость 43,6 км/ч; средняя скорость движения 6,9 км/ч; общая средняя скорость 2,4 км/ч; общий набор высот 470 м; максимальная высота 123 м н.у.м.; высота лагеря 89 м н.у.м.
4 мая 2011. День шестой
Онкилампи (Onkilampi) – Суоменниеми (Suomenniemi) – Пюёрияселкя (Pyöriäselkä – Куомиокоски (Kuomiokoski) – Мянтюхарью (Mäntyharju) – Хиетаниеми (Hietaniemi) – Юоласвеси (Juolasvesi)
Встали в этот раз аж в 7:30. :) Спали хорошо, выспались. Собственно, хорошим отдыхом и сном обусловлен аномально ранний для нас подъём. Да и чаю с вечера напились от души. С утра еще немного пожгли костёр, прогрелись. А так же по просьбе Кати чуть повернул шипы на контактных ботинках – как показала дальнейшая эксплуатация, натирать ботинки стали гораздо меньше.
В 9:30 выходим с места ночёвки и выезжаем на грейдер, продолжаем движение по нему.
Через час, на 8-м км пути, вышли с грейдера на асфальт, движемся в сторону Суоменниеми (Suomenniemi), а еще через 20 минут, на 12-м км пути, въезжаем в сам городок.
Запасы провизии требуют пополнения, поэтому останавливаемся у первого же магазина. Загрузившись продуктами питания, продолжаем движение.
Здесь были куплены невероятно вкусный хлеб, майонез для креветок (ничего попроще не было) и (!) обезжиренное мясо. Мой эпик-фэйл был замечен лишь во время обеда – при нарезании мясо выглядело и пахло как обычное мясо, но в супе никакого навара не появлялось.
В очередной раз проезжаем озеро Куолимо, точнее, одну из его извилистых проток, на восточном берегу которой и находится Суоменниеми.
На 19-м км пути вышли с асфальта – трассы №13, по которой проехали совсем чуть-чуть, буквально метров 600 – на грейдер. До 13-й трассы ехали по дороге №409, тоже асфальт.
Грейдер, на который вышли – это часть 13-го велосипедного маршрута. Для справки: в Финляндии выпускаются карты для велосипедистов, где указаны и пронумерованы классические веломаршруты. Собственно, наш походный маршрут формировался частично с помощью этих карт.
В этот день мы ехали в основном по 5 и 15 маршрутам. Наконец-то стали встречаться финские веллеры. Один из них – прожженный шоссейник – пронёсся мимо на сверхскорости, чем изрядно меня напугал. :D
Через 2 с небольшим километра движения по грейдеру встретили еще одно лааву. От предыдущих его отличала решётка над костром, наличие столика, кресла, а также домика непонятного назначения с кучей крючков-вешалок на стенах. Возможно, он тоже предназначен для ночлега.
Имеется также мостик, уходящий в воду и какой-то плот, пришвартованный к берегу.
А водоём, по сути являющийся продолжением Куолимо, здесь уже носит имя Пюёрияселкя (Pyöriäselkä). Водичка как всегда чистая и прозрачная.
Едем дальше. На 24-й м пути снова выходим на асфальт, казалось бы. Но он продлился метров 300, только через мост через протоку, соединяющую Пюёрияселкя и Ханхиярви (Hanhijärvi).
За мостом снова начался грейдер. И апхилл… Периодически встречаются хутора с приветливыми жителями. Ну и местные достопримечательности не остались без внимания.
13:17. Пройдено ровно 32 км. Выходим на асфальт – это трасса №15 сообщением Коувола – Миккели (Kouvola - Mikkeli). Едем направо, на север, в сторону Миккели. Трассы нам предстоит около полутора километров.
13:29. Километраж – 33,40. Сворачиваем с трассы направо в сторону Куомиокоски (Kuomiokoski), до которого по знакам 8 км. После поворота проходим 140 м по асфальту, затем снова начинается грейдер.
С поиском Куомиокоски связан забавный инцидент. Крупномасштабной карты, на которой были бы видны все финские дорожки, у нас не было, поэтому чаще всего ориентировались по навигатору и указателям. На одном из участков остановились и долго размышляли, в правильном ли направлении движемся. Рядом было поле и несколько домиков, поблизости от одного из них ловко орудовал бензопилой бородатый финн. Вдруг пила затихла и до нас стали доноситься какие-то окрики. Смысл мы не понимали, а интонации не внушали ничего хорошего. Крикнули в ответ, что плохо слышно и что не говорим по-фински. Бородатый дядечка торопливо стал двигаться в нашем направлении, пока мы с ужасом ждали, что же будет дальше. :D Брутальный финский мужчина оказался очень любезен, восхищен нашим мужеством и детально рассказал, как добраться до Куомиокоски.
На 41-м километре пути грейдер снова перешёл в асфальт. Надолго ли – не известно. В 14:10 на 42-м км пути прошли Куомиокоски, который оказался довольно мелким хутором в несколько домов. Табличек с названием или других напоминаний не было, сориентировались по навигатору и карте. Спустя 5 минут после Куомиокоски, на 43-м км пути отворачиваем на лесную грунтовку вправо к маленькому «отростку» на юго-западе озера Ала-Куолимо (Ala-Kuolimo), около которого ведутся какие-то лесозаготовки. Встаём на обед. В озеро впадает ручей, который убран заботливыми финнами под дорогу в полиэтиленовые трубы, воду набираем в нём.
Открыли купленную в Суоменниеми упаковку финского сахара – довольно интересно выглядит. Также нам очень понравилась грушевая газировка. Наш «Дюшес» рядом не валялся.
В 15:46 выходим с обеда. Проезжаем метров 500 в подъём по грейдеру в сторону Мянтюхарью (Mäntyharju).
Но в итоге остановились и развернулись обратно, и в 16:15 (много времени потратили на обсуждение альтернативного маршрута) вернулись назад на асфальт в районе Куомиокоски. В сторону Мянтюхарью решили ехать по асфальту, так как по карте грейдер тупиковый, что будет далее – не известно. Возможно опять пешие трейловые тропы, возможно болота. В виду отставания от графика из-за прошлых поломок решаем не рисковать и двигаться по дорогам, которые хоть как-то, но в карте представлены.
На протяжении всего дня (да и всего похода) дорожки радуют хорошими спусками и подъёмами (а кто сказал, что Финляндия – лютый плоскач?).
Водители здесь очень приветливые, видимо туристы тут не часто встречаются (ближе к российской границе отношение к путешественникам просто равнодушное). Приветствуют взмахом руки (даже когда мы на обеде стояли, из проезжающего мимо фургона водитель с улыбкой махнул нам рукой). Звуковых сигналов при этом не подают.
На 48-м км пути выехали на перекрёсток, повернули в сторону Мянтюхарью. По знакам до него 13 км. Это дорога №420, тут же проходит 5-й и 15-й веломаршрут. В 17:38, на 60-м км пути, въезжаем в Мянтюхарью. В городе сворачиваем с проезжей части на велодорожку.
Сам городок, как положено, чист и по-фински безлюден. Расположен на южном берегу озера Пюхявеси (Pyhävesi). Вода в озере сильно поднялась, видимо из-за весеннего таяния снега.
В 18:08 выезжаем из Мянтюхарью. Движемся по дороге №368, покрытие – асфальт. Рельеф продолжает радовать подъёмчиками и спусками.
Проехали через мост, соединяющий озёра Юоласвеси (Juolasvesi) и Саркавеси (Sarkavesi).
А в 19:30, пройдя после моста 4 км и 77 в общей сложности за сегодня, выходим на грейдер в сторону Хиетаниеми (Hietaniemi).
В 20:09, на 84-м км пути, прошли, собственно, мимо самого Хиетаниеми, но населенный пункт небольшой, судя по всему, очередной хутор, и, судя по карте, находится чуть правее от дороги, указателей и других табличек не замечено.
Озадачились поиском места ночёвки. Но берега озера Юоласвеси (Juolasvesi), что было справа от нас, все были утыканы частными землями с домами.
В 21:00 нашли-таки хорошее место, отойдя с грейдера по неиспользуемой, судя по обильной растительности, лесной дороге влево. Собственно, встали прямо на дороге, так как других плоских мест не было. Дорога вела к маленькому озеру Кукколампи (Kukkolampi), но после пешей разведки выяснилось, что берега заболочены, и искать место под палатку там не следует. Воду набрали предварительно в ручейке, который вытекает из Кукколампи и соединяет его с Юоласвеси. С места нашей стоянки видно дорогу, но трафик по ней никакой, да и страна другая, и такого рода ночёвки, повторюсь, здесь вполне безопасны.
Вечер и ночь выдались на удивление тёплыми. Но безмятежно поспать не удалось – после ужина пришло смс-сообщение от агентства «Аэро-Трэвел»: «Вышлите, пожалуйста, адрес электронной почты – я отправлю вам электронный билет, который нужно будет распечатать». Тут у нас просто случилась истерика – мы, конечно, в поездку по финской глубинке прихватили ноут и принтер. :D Ответным сообщением я попросила её информировать нас посредством смс. Но было как-то неспокойно – на носу майские праздники, сотрудница агентства явно неадекватна, а мы в двух тысячах километрах от родного дома. Зато мы прошли половину маршрута. :) На всякий пожарный черкнули смс Насте, чтобы она взяла под контроль паромные дела.
По велокомпу пройдено 87,46 км; время движения 6:10:09; средняя скорость движения 14,01 км/ч; максимальная скорость 60,28 км/ч.
По GPS пройдено 86,0 км; время движения 6:21; время остановок 5:14; максимальная скорость 57,0 км/ч; средняя скорость движения 13,5 км/ч; общая средняя скорость 7,4 км/ч; общий набор высот 1151 м; максимальная высота 138 м н.у.м.; высота лагеря 90 м н.у.м.
5 мая 2011. День cедьмой
Юоласвеси (Juolasvesi) – Ахвенисто (Ahvenisto) – Соннанен (Sonnanen) – Пирункиркко (Pirunkirkko) – Соннанен (Sonnanen) – Хейнолан Кирконкюля (Heinolan Kirkonkylä) – Руотсалаинен (Ruotsalainen)
Утро началось в районе 8 утра. Ночь была очень теплой, да и с утра погода солнечная.
Разрешился вопрос с паромом – благодаря нагоняям, сделанным Настей, от агентства пришла информация по отправлению.
Сборы, завтрак, и в 10 часов мы снова выкатываем на грейдер, с которого ушли вчера.
Был небольшой уклон, и мы метров на 800 пролетели нужный нам поворот направо. Возвращаемся к нему. Прямо у поворота расположилась финская помойка. Хотя выглядит она так, что таким словом ее называть с трудом поворачивался язык.
Также к контейнерам подкатила местная молодёжь на двух машинах, тоже утилизировать отходы. Разговор с ними не завязывали, просто поприветствовали друг друга. Разложив накопившийся мусор по соответствующим контейнерам (были поясняющие надписи), едем дальше. Рельеф приятный – уже привычные небольшие подъёмы и спуски.
Около одного из хуторов хотели набрать воды в олдскульной колонке, которую надо как следует прокачивать. Но колонка оказалось сухой… На 20-м км пути выходим на асфальт, поворачиваем направо (дорога №4143). Сколько продлится асфальт – пока загадка.
На 20-м км пути выходим на асфальт, поворачиваем направо (дорога №4143). Сколько продлится асфальт – пока загадка.
Чуть позже замечаем веранду у летнего домика около дороги, на которой сидела финская пенсионерка. Запасы воды подходили к концу, и я обратился к ней. Объясняться пришлось знаками, так как кроме финского она никаких языков не знала. Но мы друг друга поняли, она включила насос, и мы набрали воды во все ёмкости.
12:09 Fin., 22-й км пути. Предположительно, маршрутный пункт Ахвенисто (Ahvenisto). За исключением одной неофициальной таблички других упоминаний не встретили. Видимо, опять хутор где-то вне поля нашего зрения.В 12:40, пройдя за сегодня 28 км, сразу после озера Соннанен (Sonnanen) сворачиваем с асфальта направо, на грейдер. Вода прозрачная, дно песчаное, на котором лежит прошлогодняя листва.
Далее сперва прёмся в подъём, потом хороший спуск, и на 30-м км пути сворачиваем направо на лесную грунтовку в сторону Пирункиркко (Pirunkirkko), что в переводе означает «Церковь Дьявола».
В 13:19 на 31-м км прячем велы среди густых хвойных деревьев, пристёгиваем, и идем по пешей тропе осматривать эту самую церковь. Тропа проложена по западному берегу озера Исо-Вуорттунен (Iso-Vuorttunen). По пути на пешей тропе встретили и взаимно поприветствовали трёх финских пеших туристов (с толстыми рюкзаками, «пенками» и прочими атрибутами). В здешних местах много лесных маркированных троп для пеших лесных прогулок. Тропа петляет между деревьями, скалами, имеются мостки через ручьи и болотца.
И вот мы подходим к цели – огромной, нависшей над тропой скале, которая, благодаря постоянно тёкшей по ней воде, в некоторых местах покрылась зеленой тиной. Нет, это не водопад, вода просто капала вниз, как с проржавевших труб в подвале, в результате чего под скалой образовалась лужа.
Под скальным навесом установлена скамейка, на которой Катя присела отдохнуть. Собственно, масштабы наглядно представлены на фото.Ну и как всегда на любой из европейских достопримечательностей на природе, здесь установлена карта с напоминаниями о том, что делать с мусором.
Если бы мы не отставали от графика движения, то у меня была запланирована ночёвка именно в этом мистическом месте. Но время шло лишь к обеду, и мы неторопливо побрели к нашим велосипедам, фотографируя по пути озеро с его скальными берегами, местную фауну, ну и лучшую половину нашей команды. :)
Любопытно, но за всё время блуждания вокруг «Церкви Дьявола» не было услышано ни одного птичьего голоса и не замечено ни одной зверушки, кроме змейки.
В без пяти минут два возвращаемся с пешей прогулки к велосипедам, седлаем их, и едем вставать на обед на восточном берегу озера Ниинилампи (Niinilampi). Собственно, минуты через четыре встаём между лесной грунтовкой и озером. Есть оборудованная стоянка: стол, скамейки, костровище, дрова под навесом, оригинальное приспособление для колки дров.
В 16:00 выходим с обеда. Достойно так поматрасили, отдохнули. :)
Сейчас в планах вернуться на асфальтовую дорогу №4143 и по ней поехать в сторону города Хейнола (Heinola). Спустя 15 минут, на 34-м км пути, снова вышли на дорогу №4143, поворачиваем направо в сторону Хейнолы, до которой 29 км, судя по указателям. Погода начала немного портиться.
В 17:43, на 53-м км пути, выходим на трассу №46 сообщением Коувола – Хейнола, поворачиваем направо.
Небольшой подъём, но мы уже подустали, поэтому вползаем пешком.
По пути пересекли протоку между озёрами Иммъярви (Immjärvi) и Виилаярви (Viilajärvi). Вода снова чайного цвета.
В 18:08 на 57-м км пути мы ушли с трассы налево, в сторону Хейнолан Кирконкюля (Heinolan Kirkonkylä) – это какой-то район Хейнолы, но что это значит, нам не известно. Движемся по велодорожке, проезжаем церковь и кладбище.
В 18:23 на 58-м км пути останавливаемся у супермаркета в Хейноле (точнее, в Хейнолан Кирконкюля). Катя пошла за продуктами.
Совершенно случайно разговорился с женщиной у супермаркета, которая тоже шла за покупками. Первый немецкоговорящий человек за поход! Сперва заговорили по-английски, потом она сказала, что из Германии, я тут же переключился на более знакомый мне язык. У кузины этой женщины в Хейноле летний домик, сама пенсионерка, живет во Франкфурте. Она же помогла Кате немного разобраться в супермаркете, так как финский язык для нас абсолютно непонятен, за что ей преогромнейшее спасибо.
Да. Удивительное дело. Стою в супермаркете, где-то посреди Финляндии. Вдруг ко мне подходит женщина и по-немецки спрашивает, не я ли Катя. :D Презанятные ощущения. В первые доли секунды подумалось, не сошла ли я с ума. :D
У супермаркета проторчали довольно долго, потом еще долго разбирались как и куда сдавать накопившуюся у нас пластиковую тару (однако 0,40 евро за пустую бутылку 1,5 л). Для этих целей в магазинах имеются автоматы, в которые вставляются бутылки и с них считывается штрих-код. Когда вся тара проглочена автоматом, он выдаёт выписку, по которой на кассе получаем деньги. Выдвинулись дальше в только в 19:04.
В 20:10, пройдя 67 км, съезжаем с асфальта влево на грейдер в сторону какого-то очередного сельскохозяйственного хутора.
Движемся к берегам озера Руотсалаинен (Ruotsalainen) в поисках места ночёвки. Надежду не теряем, хотя берега как всегда представляют из себя частные территории. Но если встать и помех не создавать, то вроде как можно. Немного пошарились по просёлочным дорожкам вдоль полей, и в 20:40 нашли неплохое место и уже разбивали лагерь в районе пирса для лодок.
С местом нам несказанно повезло. Мало того что нашлось, так ещё очень живописное. Со всех сторон кричат гуси-лебеди.
По велокомпу пройдено 68,63 км; время движения 5:03:39; средняя скорость движения 13,56 км/ч; максимальная скорость 55,34 км/ч.
По GPS пройдено 70,3 км (с учётом пешей прогулки); время движения 5:36; время остановок 4:54; максимальная скорость 52,8 км/ч; средняя скорость движения 12,5 км/ч; общая средняя скорость 6,7 км/ч; общий набор высот 904 м; максимальная высота 134 м н.у.м.; высота лагеря 77 м н.у.м.
Продолжение