Андрей Иванов
, www.russianadventureclub.ru
Что человек не сделает, лишь бы не работать... В моем случае я готов писать этот отчет, лишь бы не менять колесо на нашем вездеходе. Не сказать, что это очень мучительная процедура, но это мой выбор и мне нужно за ближайшие два–три дня, пока мы с нашей техникой плывем на барже по реке Обь из Салехарда в Приобье, «родить» отчет по нашей поездке на двух вездеходах к Ледовитому океану.
После такой преамбулы я и приступаю к информационному блоку отчета.
Вездеход Макар на горе Народной
Несерьезная вводная информация
На данный момент можно сказать, что наше путешествие уложилось в двадцать пять дней, и теперь все прожитое нужно втиснуть в зажатые рамки отчета. Мне это кажется похожим на втаскивание слона в салон легкового автомобиля. Но ничего не поделать, начнем с хобота нашего животного, и потихоньку весь заявленный организм окажется в нужном объеме.
Где-то наше путешествие походило на заигрывание со временем. Двигаясь на север, мы наблюдали осенние изменения природы и приближались к зиме с заморозками, полярными сияниями и разукрашенными в самые разные цвета деревьями на склонах гор. И наоборот, сейчас на барже мы вплываем в бархатную уральскую осень с изумительной солнечной погодой и вполне сносной температурой внутри салона вездехода.
Еще дополнением к экспедиции было прослеживание тенденции к увеличению поголовья северных оленей и куропаток на прогонный километр маршрута.
Хотя это всего лишь сопутствующие картинки для основного действия в виде экспедиционно-испытательского проезда на двух недавно собранных вездеходах «Макар».
Серьезная вводная информация
Наш старт состоялся на севере Свердловской области, недалеко от города Ивдель, и далее движение шло генерально на север. В целях экспедиции было пройти вдоль Уральского хребта, пересекая его с востока на запад и обратно. Маршрут должен был завершиться возвращением в исходную точку после посещения Байдарацкой губы на побережье Карского моря.
Собственно, эти самые аппараты задуманы и собраны для того, чтобы в круглогодичном режиме можно было посещать наиболее удаленные территории Урала, да и всей нашей необъятной страны. Этот выезд был серьезным испытанием не только для обоих алюминиево-титановых монстров, но и для участников команды, принимающих посильное участие в создании и поддержке проекта в целом.
Мы не ставили задачу проехать весь маршрут любой ценой и обязательно нехожеными тропами. Это, конечно, можно сделать, но в другой раз. В данном случае нам нужно было соединить понятные участки с непонятными... т. е. те, где мы уже раньше были, с теми, в которых мы еще не были. К нашему удовлетворению, это удалось сделать.
Любителям статистики и конкретики:
• Общая протяженность сухопутной части проезда составила около 3200 километров. 2160 км — активная часть маршрута, из них примерно 600 км по насыпным дорогам, остальное — зимники, болота, горы, вездеходки или просто по азимуту.
• От Приобья до Екатеринбурга — около 1000 км своим ходом по асфальту.
• 600 км — переезд на барже по Малой Оби.
• Время в дороге 26 дней (старт 20 августа финиш 14 сентября).
• Средний расход топлива в активной части на одно транспортное средство — 31,2 литров на 100 км.
• Количество членов экспедиции 8 человек.
• Серьезных поломок — 2 случая. Загнутый от ДТП с деревом «чулок» переднего моста и разрушенный редуктор переднего моста от некорректного включения передачи. Все поломки получены в самые первые дни и на их устранение потребовалось около трех дней.
• Количество проколов колес — несколько десятков.
• Количество смен колес с перебортовкой резины — примерно семь раз.
• Дополнительные микроремонты техники:
- усиление уголками и сваркой рулевой тяги;
- выпрямление тяги панара;
- массовая замена тормозных колодок;
- замена шлангов высокого давления на воздушной магистрали;
- отрыв рулевого демпфера;
- замена подшипников «поросенка» кардана среднего моста на одной машине.
Большинство перечисленных поломок было следствием первичного удара в дерево командно-штабной машины. Все ремонты сделаны в полевых условиях умелыми руками Макарова Алексея и Фалкенберга Леонида, а также группы ассистентов, свободных от несения вахты по разделке тушек летающей дичи и чистки картофеля и рыбы для приготовления ужина.
• Максимально достигнутая скорость одного из вездеходов, зарегистрированная во время обгона по GPS, – 107,5 км/час.
Основополагающие моменты экспедиции
Основными приоритетами поездки было само путешествие с акцентом на полевые испытания возможностей техники. К нему прилагались такие опции, как:
- рыбалка
- охота
- сбор ягод и грибов для общего стола;
- коллективный вечерний просмотр фильмов на DVD;
- фото- и видеосъемка, а снимать было что;
- отдельной строкой в этом меню стоит общение экипажей по радио и вживую с приколами и подъё..ми по существу и не только, так сказать, для профилактики непредсказуемых эмоциональных всплесков. :)))
• Город Ивдель. (Свердловская область) Точка старта.
• Сгоревший в прошлом году поселок Вижай (Свердловская область).
• Перевал Дятлова (Свердловская область). Место выхода на Уральский хребет и движение по нему на север.
• Хребет Маньпупунер (Республика Коми) Печоро-Илычский заповедник. Пешее радиальное посещение.
• Деревня Усть-Манья (ХМАО).
• Поселок Саранпауль (ХМАО).
• База Желанная (ХМАО) Пересечение Уральского хребта с востока на запад).
• Город Инта (Республика Коми) Посадка трех участников путешествия на общественный транспорт для возвращения на рабочие места.
• Поселок Елецкий (Республика Коми).
• Город Воркута (Республика Коми).
• Карское море (Республика Коми) Байдарацкая губа, район острова Левдиев. Пересечение Уральского хребта с запада на восток.
• Посёлок Лаборовое.
• Город Салехард (ХМАО). Постановка вездеходов на баржу. Сплав 600 км по Малой Оби до поселка Приобье)
• Поселок Приобье (ХМАО). Движение вездеходов своим ходом по отсыпным и асфальтовым дорогам до города Екатеринбург. Установление рекорда скорости в 107,5 км/час на отдельно взятом снегоболотоходе «Макар» №2).
• Город Екатеринбург. Окончание путешествия.
Частности прохождения маршрута
Весь маршрут предполагалось пройти примерно за 25-30 ходовых дней. Но как всегда, во все планы может вмешаться какая-нибудь своя изюминка, которая будет затем долго придавать вкус всей стряпне.
В нашем случае все началось с достаточно простой вещи — техника праворульная (построена на основе японской Toyota 78), и к этому нужно было достаточно быстро привыкнуть пилотам вездеходов. В одном из случаев это привыкание было еще не настолько полным, что и помешало вписаться всеми габаритами «Макара» в достаточно узкую дорогу перед перевалом Дятлова. В итоге несильный таран закончился всего лишь содранной корой для березы и загнутым «чулком» переднего моста для одной из машин.
— Надо возвращаться, — мрачно произнес командир, после осмотра повреждений.
Все бы ничего, можно двигаться и в таком виде, если демонтировать все вращающиеся части этого самого потерпевшего моста, и ехать на двух оставшихся мостах, но ведь у нас все было еще впереди, а опыт предыдущих испытаний показал, что это значительно понижает проходимость и живучесть самого аппарата. Никому не хотелось эвакуировать этот агрегат из тех «пикулей», куда нам предстояло забраться. И назад домой ехать после первого же дня тоже не хотелось!
На лицах наших брутальных участников не все было написано. Они ведь не просто туристы с выкупленным билетиком на одно посадочное место. :)) Они могут себя заставить собрать кожу на затылке и улыбаться, но сами в душе понимали, что это пипец как нехорошо.
И вот здесь взошла звезда Леонида Фалкенберга… Он вполне спокойно сказал, что это правится… В полевых условиях, без прессов, станков и сварки. Не все понимали, как это будет выполняться в деталях, но это шанс не возвращаться домой через три дня вместо отвоеванного месяца на отлучку. Все как один ввязались в драку, и это возымело успех. Через полдня очень своеобразных операций с двумя лебедками, бензопилами, веревочными скрутками, кувалдами и чьей-то матерью, работа закончилась с вполне удовлетворительным итогом — можно ехать дальше. Остальное время покажет.
Для большей убедительности по фотографиям можно проследить какие-то частности этой операции.
Все бы ничего, но на этом злой рок перевала Дятлова не закончился. Как оказалось, принцип непопадания бомб в одну и ту же воронку не всегда соблюдается. В нашем случае уже на следующий день на этом же самом перевале от некорректного включения понижающей передачи на этом же ранее пострадавшем аппарате срезает несколько зубьев на главных шестернях переднего моста. Опять полный пипец, как и в первом случае!!! Лица всех участников приятно сосредоточены процессом собирания кожи на специфических местах. :))) Была бы какая-нибудь гнида в нашем составе, так хоть на нем оторвались, а так… пошли чистить картошку и варить ужин с обсуждением возможных перспектив.
В конце концов, оказалось, что и эту поломку можно победить. Если не сразу, то через пару дней уж точно. Звонок другу по спутниковому телефону, и через два дня нужная железка уже ехала к нам на перевал Дятлова в компании с хорошим человеком Николаем Панкратовичем. Чудесным образом он с группой товарищей собирался приехать отдохнуть на все тот же перевал Дятлова в самое ближайшее время, а тут святое дело — спасти от неминуемого позора всю нашу почтенную компанию. И Коля спас, просто и без шума, ведь герои должны быть скромны, за что ему и всем, кто принимал участие в этой непростой операции, глубочайшее мерси от всех нас.
Все тонкости логистической суеты нет смысла здесь излагать, но в итоге к нам приехало даже два передних редуктора. Один из них за пару часов был водружен в свою заранее высвободившуюся нишу, а второй поехал с нами путешествовать и быть немым гарантом и напоминанием цены предыдущей ошибки.
После поломки редуктора, чтобы время не пропадало даром, пока запчасти окажутся у нас, было принято решение прокатиться по несложному маршруту на реку Хозья, находящуюся на западной стороне Уральского хребта, в районе перевала Дятлова. Спустились в верховья речки и неожиданно увидели пару лодок с рыбаками. Вид у них был удивленный, а в глазах тоска. :))) Оно и верно, таскать тяжеленную лодку по обмелевшей реке — это занятие не для слабохарактерных. А ведь ребята прилетели сюда вертолетом для приятного, неторопливого сплава по безлюдным местам Урала.
Прицепить к нам лодки и самим пересесть в «Макары» долго уговаривать никого не пришлось. Как будто добрые духи Уральских Гор снизошли с небес на помощь терпящим бедствие. :))
— Наш час настал, мы спасем вас! — было написано на наших лицах!
— Час молчаливого позора, — отвечали лица рыбаков.
Кстати, будь я рыбаком, я бы тоже зажал свою гордость в кулак на один часик в обмен на три дня бурлацких раскорячиваний. Мне кажется это нормальный вариант обмена, тем более что мы ведь никому про это не расскажем. :))
В тот день, в разделе «Добрые дела» был скромно поставлен маленький плюсик. Еще один плюсик был заработан немного позже, когда мы поменяли в избушке на хребте привезенную печь вместо старой. Этот сарай даже и не назвать избушкой, но во время непогоды ты готов прятаться в любую щель, лишь бы было тепло и сухо. Пешеходам и квадроциклистам это точно было сложнее сделать.
Что было дальше…
Дальше все пошло по уже налаженной схеме: в семь часов утра — подъем, завтрак фирменной кашей «от Ильича», и погнали наверстывать упущенные дни. Гонки не было, но каждая минута, потраченная на сборы грибниками очередного ведра грибов или заброс блесенки в ручей, отвоевывалась с боем у «вождя» экспедиции Алексея Макарова. Кто побеждал в этой борьбе, не понятно. С саботажниками велись беседы, выбрасывались за борт собранные дары, задраивались дверные проемы, был введен тотальный контроль времени остановок и движения.
Итогом противодействия заготовителей и пацифистов стала выработка внутренней декларации с введением норм отлова и отстрела дичи, а также временные рамки на такие базовые моменты как подъем, время обеденного перекуса, время начала поиска места под ночную стоянку. Бывало, все это происходило со словами: «Мля, вы меня уже достали, высажу с маршрута в первой же деревне», — будто на нашем маршруте деревни были на каждой сотне километров. Ну и оппозиция понимала: вождь должен быть суровым , но отходчивым. В нашем случае все обошлось без показательных расстрелов с наматыванием на маховик репрессий любого, кто попался под руку, хотя революционная смута периодически возникала в мозгах некоторых свободолюбивых горцев.
Отдельно взятые красивые моменты путешествия
• Хребет Маньпупунер. Это уже классика Северного Урала. Необычное место, на которое стоит уделять время, если есть возможность сделать это очередной раз, не говоря уже о первом посещении. Даже фото не может наглядно показать «пупы» во всей красоте. Там надо побывать.
• Осенние цвета гор и леса. Горы красивы и летом, но по осени, когда природа начинает готовиться к зиме, это становится вообще чем-то нереальным. Хорошо сказано Виктором Третьяковым: «И умирает осенью природа, Но как она красиво умирает». Назовем это еще одним красивым словом — какафония. :))
• Северные олени и в дополнение к ним весь колорит от общения с оленеводами.
И те и другие живут в этих пампасах и вполне нормально себя чувствуют. В очередной раз убеждаешься, что различные системы самоуравновешиваются, если им не мешать. Здесь образец, как люди жили и развивались со времен древности, перенимая от цивилизации далеко не все ее наработки. Иногда внешняя картинка обманчива. Это касается уклада жизни самых оленеводов.
При подъезде к стойбищу кажется, что все это как будто из другого измерения сюда попало. Стоят нарты, чум и никого… Затем появляется женщина (они остаются на хозяйстве, пока их мужья по горам своих оленей пасут) и начинает с тобой говорить на русском языке. Мне почему-то это кажется очень интригующим моментом. Заходишь внутрь, а там тепло, уютно, чисто, горит или костер или печь, посуда вся чистенькая, на оленьих шкурах детские игрушки, и так и хочется здесь остаться. :)) Мало ли на что сгожусь в столь напряженный момент отсутствия основного владельца хаты. :))
Вот если бы в этот момент маховик репрессий выдал свой результат в виде недельного штрафного отсиживания в этих отдаленных местах до обратного возвращения экспедиционеров, я, наверное, без боя сдался на поруки древним оленеводческим устоям, а так как накосячить не успел, то пришлось ехать дальше. До встречи, моя якутяночка. :))
Хотя, и оленей могут припахать пасти по горам, а это уже не попадает в мои планы. Сваливаем быстрее!
• Ледовитый океан. Карское Море. Хотелось бы верить, что это вечные материи: вода, воздух, земля — и их не только на наш век хватит.
В нашем случае не всегда понятно, дороги и газопроводы — это благо или нет? Вроде, деньжищи вкладываются в то, чтобы нам было хорошо (газ, тепло, по дорогам проехать куда-нибудь можно, тундра окультуривается), а мы ищем места, где не ступала нога человека. И если мы его встречаем, то не всегда этому рады. Это касается золотодобытчиков, газпромовцев, лесозаготовителей.
Проезжая по отсыпанной ведомственной дороге Газпрома от Воркуты вдоль гор до моря, мы радовались, что эта дорога есть, и так же радостно с нее убежали в тундру, когда нужно было еще раз пересечь Уральский хребет. Какая из этих эмоций была сильнее и желаннее? Все познается в сравнении.
В случае с Газпромом порадовало, что почти не встречались проезды на гусеничной технике по тундре, с ее разрушительными колеями, и отсутствие строительного и бытового мусора. Все передвижения техники делаются только по отсыпанным дорогам, которые аккуратно спрофилированы и приглажены по краям. Возможно, когда будут закапывать сами трубы в землю, все будет похоже на взорванное месиво, но сейчас пока Газпром заработал «+». Газ — это тоже хорошо, а так бы он лежал себе в глубине под девственно чистой тундрой, и кому от этого пользы больше?
Участники экспедиции:
Алексей Тихомиров (Екатеринбург)
Сергей Ильич Питаленко (Екатеринбург)
Леонид Фалкенберг (Челябинск, Москва, Сочи)
Павел Русинов (Екатеринбург)
Андрей Ганаев (Екатеринбург)
Николай Лантух (Екатеринбург)
Алексей Макаров (Екатеринбург)
Андрей Иванов (Екатеринбург)
Эпилог
Собственно, ранее упомянутая туша слона потихоньку перекочевала из моего мозга на листы бумаги и материализовалась в этот отчет. Взгляд субъективный, и, возможно, возникнут вопросы, на которые я попытаюсь ответить.
Фото для придания полноценности картинке путешествия
P. S. Результат экспедиции подтвердил, что вездеходы рабочие, возложенную на них нагрузку выдержали и в дальнейшем могут принимать участие в еще более сложных и длительных проектах по освоению просторов нашей необъятной страны. На данный момент обсуждается вариант зимнего прохвата по границам Ледовитого океана от Ямала до мыса Дежнева (самая северо-восточная материковая точка России) и далее до Магадана и, соответственно, до Екатеринбурга. Приблизительная длина проезда будет составлять не менее 12 000 км до Магадана.
Но это уже совсем другая история.