Мой дом Полезные статьи Сто дорог — одна твоя!

Сто дорог — одна твоя!

Мшы

Казахстан! Почему выбор пал на эту страну в этот раз? Потому что я там еще не был — а это уже повод! :) Казахстан — страна бескрайних степных просторов и не только. Есть еще жемчужины, разбросанные по равнинам: величественные горные вершины, загадочные пустыни, стремительные реки, скалистые каньоны, изумрудные озера, уникальный животный и растительный мир!

Это страна древнейшей цивилизации Евразийского континента. Здесь скрещивались торговые пути, в т. ч. Великий шелковый путь — 1700 км. Проходили армии всевозможных завоевателей.

Казахстан огромен. Это девятая по величине страна в мире! Его протяженность с востока на запад 3000 км, с севера на юг — 1700 км.

За неимением достаточного времени (только 2 недели), решено охватить северный Казахстан, а именно Костанайскую область, Северо-Казахскую область и Астану с Коргалжынским природным заповедником. Путешествие, конечно же, на автомобиле, чтобы быть достаточно мобильным в исполнении своих желаний и почерпнуть новых впечатлений в свою копилку знаний и опыта! :)

Друзья в самый последний момент отказались ехать, новых попутчиков найти не удалось, поэтому еду один — мне не привыкать.

Итак, старт в 9:00 из Екатеринбурга в сторону Челябинска и далее до Троицка. Есть интерес въехать в Казахстан одной дорогой, а выехать другой, через Петухово. Путь в 370 км до Троицка пролетает незаметно.

Троицк — небольшой город. Основан в 1743 году. Административный центр Троицкого района Челябинской области. Расположен на слиянии рек Уй (приток Тобола) и Увелька. Находится в 30 минут езды до казахской границы.


Границу лучше всего проходить ночью, когда пассажиропоток гораздо меньше. Поэтому есть смысл до полуночи полюбоваться городом Троицком, искупаться в речке Увелька, сделать аппетитный шашлычок и для желающих — посетить парк аттракционов и памятник ветеранам ВОВ.

Здесь же заправляемся бензином под горлышко и закупаем продукты до следующего дня, потому что на границе очень невыгодный обменный курс рубль/тенге, а в Казахстане рубли к оплате не принимают. Да и следующая заправка будет только в Костанае, через 177 км.

Вношу полную ясность в вопросе пересечения границы. Итак, время 0:00 я уже на границе, встаю в очередь. Передо мной 8 машин. Очередей на самом деле две: одна для легковых, другая — для фур и прочих. Поэтому аккуратненько по встречке, объезжаем все фуры и встаем в хвост к легковушкам.

Переход — Бугристое с нашей стороны. На границе с 0:00 до 1:00 пересменка, поэтому, заняв очередь, можно поболтать с другими водителями о вопросах насущных. Важный момент: во время ожидания в к вам обязательно подойдет тетенька из казахской страховой компании, предложит оформить казахское ОСАГО. Посылайте ее лесом, потому как страховка может быть у нее и настоящая (не проверял), но стоить она будет раза в 3-5 дороже, чем по расценкам казахской стороны.

Границу можно переходить как с российским паспортом, так и с заграничным. Главное — смотреть, чтобы в российский паспорт случайно не шлепнули какую-нибудь печать, иначе он станет недействителен! Наклейка RUS требуется только в случае наличия на авто старых номеров. На всех современных автомобильных номерах уже есть надпись RUS и номер региона.

Время 1:00, иду в специальную будку за талоном убытия. Требуемые документы — свидетельство регистрации ТС и паспорт.
Далее — с этим талоном на таможенный осмотр авто и паспортный контроль. Смотрят багажник, место под запасное колесо, под капот и бардачок. Широко улыбаемся пограничной службе, вас снимают на видеокамеру, штамп в паспорт (заграничный), и — свободны — на нейтральной полосе.

Следующий, казахский переход — Кайрак. Еще раз повторяется вся процедура: талон прибытия, таможенный досмотр, паспортный контроль.
На казахской уже стороне заполняются следующие документы:
1. иммиграционная карта;
2. декларация в 2-х экземплярах;
3. разрешение на ввоз автомобиля сроком на 3 месяца в 2-х экземплярах;
4. страховка ОСАГО (сроки на 5 и 15 дней).

Стаж вождения, марка авто имеют значение. На мою десятку и стаж в 15 лет, стоимость получилась — 160 руб. Сумма была принята в рублевом эквиваленте симпатичной казашкой. :) Документы № 2 и 3 могут быть заполнены за небольшую плату специальной девушкой, которая сидит в будке. Но там ничего сложного нет, заполняется все достаточно просто самостоятельно.
В результате, имеем опять штамп в паспорт, четыре документа на руках (не считая паспорта, водительских прав и свидетельства о регистрации ТС, конечно же). Все нужно обязательно сохранять, потому как на постах полиции все документы тщательно проверяют, ну и при обратном выезде эти доки на границе потребуются тоже.

Без регистрации на территории Казахстана можно находиться в течение 5 суток.

Время 2:30. Шлагбаум открылся, мачты освещения остались позади, впереди только ночь и казахская степь!

В Казахстане разрешенная скорость за городом — 110 км/ч, в городе — 60 км/ч.
Дорога до Костаная относительно нормальная, двухполосная, иногда есть хорошо читаемая разметка. Вот по ней и ориентируюсь, очень легко в темноте слететь с дороги. Ночь совершенно черная и темная. Причем степь ночью оживает, и различные пушные зверьки — лисы, барсуки, суслики, хорьки и прочие — активно перебегают дорогу перед фарами. Их раздавленные трупики часто оставляют свои следы на дороге. Поэтому скорость лучше всего держать около 80-90 км/ч. Второй враг на ночной дороге — сон! С ним нужно бороться любыми способами. Хорошо помогают карамельки, семечки, орешки… В общем, надо что-то грызть или жевать. Музыка спасает ненадолго. Хорошо иметь разговорчивого штурмана рядом. :) Остановиться или съехать с дороги, чтобы поспать, негде — кругом голая степь. Не спать… не спать… ….

Вдруг, замечаю в свете фар лису. И свет померк — птица типа коршуна или большого беркута своими крыльями заслоняет все лобовое стекло, проходит по касательной и бьется о зеркало заднего вида, кое складывает с сильным ударом. Видимо охота на рыжую у него не удалась. Хорошо хоть не пробил лобовое стекло! Про жизнь орла ничего не могу сказать, лиса — уцелела! После этого случая спать больше не хотелось до самого Костаная. :)

Костанай — современный административный, деловой, культурный центр Костанайской области. Проживает на данный момент 223 тыс. жителей. Город имеет славу красивого, чистого, зеленого и т. д. От Костаная до Астаны — 760 км.


Аквапарк достаточно не плохой, чуть поменьше нашего, но зато и народу гораздо меньше!

Потом мимо развлекательного центра «Седьмой континент» можно полюбоваться архитектурой Областного театра драмы и кукол им. Горького (он, правда, сейчас на реконструкции). Далее по проспекту, если идти все прямо и прямо, мимо знаменитого шахматного клуба, то можно выйти к реке Тобол. На пересечении улиц Аль-Фараби и Алтынсарина находится здание областного краеведческого музея, представляющего историческую ценность как строение XIX века.
Сити-центр, конечно же, достоин внимания — широкие зеленые пешеходные улицы, крупнейший торговый центр города — ЦУМ.


В Костанае меня посещает мысль о регистрации иностранного гражданина на территории Казахстана, ибо мое время пребывания в этой удивительной стране явно выходит на пределы 5 суток. А платить штраф на границе совсем не хочется.

Сделать регистрацию можно в миграционной полиции. Как ее найти? Найти относительно просто, потому что подобные учреждения, как правило, находятся рядом с ЦСОН какого-либо района. А эти заведения знает каждый уважающий себя гражданин Казахстана, тем более пенсионер. Они с радостью расскажут вам где и как его найти. В некоторых случаях миграционная полиция может быть рядом с районным отделением милиции.

Итак, первый визит нужно нанести туда, узнав расписание работы, их требования к заполнению заявления и те документы, которые нужны. В зависимости от разных регионов и районов, нужны бывают, как правило, копии паспорта, копия иммиграционной карты, фотография, и документ, подтверждающий ваше проживание в гостинице или у частного лица. В гостинице достаточно получить счет-фактуру с печатью на оплату проживания. У «частника» нужна копия свидетельства о регистрации его жилплощади, копия его паспорта. Не все гостиницы охотно представляют эти документы. Только достаточно дорогие, например «Медео» за 12 000 тенге сутки, делают регистрацию самостоятельно и бесплатно. «Частника» вообще сложно найти, согласного подобным образом «засветиться» перед контролирующими органами.

А так, средняя цена гостиницы по Костанаю — 5-7 тыс. тенге. Кстати, курс был от 4,6 до 4,78 тенге за рубль.
Придя в миграционную полицию и увидев очередь из 50 человек в тесном и душном помещении (на улице было +36°С), я забросил эту затею — регистрироваться в крупном городе. Тем более работают они не каждый день, да еще в определенный часы с перерывом на обед! :) Кстати, перерыв на обед есть практически в любом заведении/учреждении, как пережиток советского прошлого. :) Регистрироваться лучше всего в какой-нибудь деревне, при малом стечении народа в поселковом отделении миграционной полиции. Как потом и оказалось, это было правильное решение.

Если вы «нормальный» путешественник и вам нужно доехать только до Астаны, то от Костаная следует двигаться на юг в сторону Семиозерного. Там существует более-менее хорошая дорога до самой столицы. Для таких как я, не ищущих легкий путей, — трасса М36 — наследие бывшего Советского Союза. Это по тем временам великолепная дорога Москва–Алма-Ата. Нынешнее состояние дорожного покрытия оставляет желать лучшего, выглядит все как после бомбежки, иногда просто «грейдерные» участки. Особенно от Урицкого до Рузаевки и далее до Чистополья.
Выглядит примерно так:


Средняя скорость движения около 30-40 км/ч. А вообще в Казахстан лучше всего ехать на внедорожниках или джипоподобных транспортных средствах! Пузотерки, типа CR-V, RAV4 и Vitara не катят. :)
Мой интерес — посетить курортные места Имантау, оз. Шалкар, Зеренда и Сандыктау, именно со стороны трассы М36. Вот такая логика передвижения. :)

При выезде из Костаная что-то начал шубуршать выжимной подшипник сцепления. Сначала я не придал этому особого значения, ибо этот узел не «кончается» очень быстро и дотянуть 760 км до Астаны, чтобы отремонтироваться, вполне реально.

Итак, трасса М36! До Урицкого дорога достаточно сносная, скорость — 110 км/ч, даже попадаются встречные и поперечные, далее к Рузаевке машин все меньше и меньше. И где-то в районе Чистополья движухи совсем не стало — только голая степь, кривая дорога и я! :)

За Чистопольем, через 10 километров, где дорога совсем перестала быть дорогой, ухожу влево на АрыкБалык через Тартаброд. Кстати, заправок в тех районах нет совсем, поэтому бензином надо запасаться впрок и иметь еще канистру с собой на всякий непредвиденный случай. Плотность населения около 1 человека на 1 квадратный километр.

До Имантау — 100 км. Подшипник все больше дает о себе знать, появился шум и скрежет при переключении передач, но надежда у меня все еще есть. :)

Имантау — татарский поселок, рядом красивое одноименное озеро с кристально чистой водой, в которое впадают речки Змейка и Осиповка. Посреди озера — небольшой живописный остров «Казачий» и местная достопримечательность — скала «Котелок».


Место само по себе замечательное, практически нетронутое цивилизацией, девственная природа. Могу рекомендовать пытливым путешественникам с глубоким чувством благодарности к природе, с чистыми намерениями и любителям экологического туризма.

Туристической инфраструктуры никакой, есть только продуктовый магазин и первая заправка на этом участке пути. Еще есть немногочисленные любопытные жители и стада парно и непарнокопытных животных. :)

Переночевать можно в палатке, в машине или просто у местных жителей — они с радостью пустят иноземца на постой, чем я и не преминул воспользоваться. :) За долгими и интересными рассказами коротаем вечерок. По ходу учусь доить лошадь и осваиваю технологию приготовления кумыса. Это национальный казахский напиток. Казахи не употребляют молоко в сыром виде. Кумыс делают путем смешивания свежего и скисшего молока, потом все это долго взбалтывают и настаивают 1-2 дня. На выходе имеем продукт по вкусу напоминающий наш квас, с содержанием алкоголя 7-9 градусов.

Казахи — очень гостеприимный и добрый народ, всегда готовы помочь и услужить гостю, неважно какой он национальности и вероисповедания. Казахстан — многонациональное государство.


Великолепный безлюдный пляж. Вода особой чистоты, но достаточно прохладная, потому как озеро питается холодными минеральными ключами. Красивая природа. Поражает тишина, спокойствие, и ни души гражданского населения. :) Это просто здорово! Единение с природой абсолютное! Потому что где есть люди — там грязь, там кипишь, все копано, перекопано и т. д.

До Зеренды, через Карсак, более сотни километров, и где-то как раз посредине пути у меня все-таки «кончается» выжимной. Визг, писк, скрежет металла, запах жженого металла… клинит сцепление и невозможно включить передачу — встал намертво. Стало совсем грустно. Вокруг никого, только ветер гуляет по степи, да наглые вороны подходят все ближе и ближе в надежде легкой добычи, проявляя свое плотоядное любопытство. Проверяю свои запасы, ибо неизвестно, сколько долго тут придется куковать. Еды на пару дней хватит, канистра с водой есть, бензина тоже канистра есть, есть лопата, трос, набор инструментов и моток веревки. Солнце в зените, становится нестерпимо жарко в степи.

Когда есть солнце, что делают? Правильно, загорают! :)

А потом пришла ночь! Ночью степь оживает и слышно только два звука: звуки того, кто хочет кушать, и того, кого уже едят! Ночью к машине подходили какие-то зверушки — хрюкали, пищали, чавкали и шубуршались. И даже костер не из чего развести — одна трава вокруг, да и пожар можно устроить невзначай. Зато ночное небо в степи просто сказочное! Совершенная темнота, немного подсвечивает, правда, солнце с другой стороны земли, все-таки в Питере белые ночи начались. :) Небо чистое и видна вся глубина вселенной, млечный путь, созвездия. Это стоит того, чтобы этим любоваться. Записал эту ночь в свою копилку особых состояний души! :)

Рано утром сказочно повезло! Председатель колхоза Подлесного, на своем уазике-батоне проезжал по этой дороге. Моей радости не было предела! Он проникся ситуацией и любезно согласился дотащить прямо до самой Зеренды, при этом даже денег не взял! Вот так! Казахи — удивительный народ! :)

Хочу дать совет. Ремонтироваться на территории Казахстана много дешевле, чем в России. Поэтому если туда случайно пролегают пути, то необходимый ремонт лучше сделать там. Многие так и делают на самом деле. С меня за замену сцепления в сборе, взяли всего 1500 наших российских рублей! И запчасти там гораздо дешевле.

Пользуясь случаем, передаю привет ребятам — автослесарям — Михаилу и Евгению из Зеренды (СТО прямо на въезде со стороны кокчетавского тракта)!

Зеренда — это небольшой поселок, расположенный в живописном месте на берегу озера с одноименным названием. Неподалеку от самого поселка находятся артезианские источники с небольшим содержанием радона, а питьевая вода имеет уникальное лечебное свойство.

Заезжать сюда лучше со стороны Кокшетау, что в 48 км на северо-восток. Дорога хорошая.


Зеренда в отличие от Имантау имеет уже немного развитую туристическую инфраструктуру и здесь есть неплохие гостиницы, санатории и дома отдыха. Но данный район еще недостаточно «раскручен», поэтому это место можно рекомендовать для уединенного отдыха, для настоящих романтиков, художников и прочих поэтов. Энергетика этого места просто сочится творчеством! :)

Цены на жилье в гостиницах от 2000 тенге до 15 000 тенге (д/о Карагайлы). Можно выбрать на любой вкус. Но я иду еще дальше и нахожу просто совершенно замечательное место — лыжную турбазу (Шаров) для юных спортсменов за 500 тенге/сутки! Койкоместо в отдельной комнате + туалет в коридоре + летний душ на веранде + кухня с газовой плитой + задушевные разговоры за вечерним чаем. А чего еще надо? :)

Алкоголь там не пьют, мусорить не принято. Здесь же можно найти гида для похода по окрестностям. Леонид Иосифович там за главного распорядителя.

Самое интересное в том, что пока мне делали машину, я успел сходить в местное отделение миграционной полиции (находится прямо в здании милиции). Когда я назвал магическое слово «Шаров», мне миграционный комиссар поставил печать в иммиграционную карточку, причем на тот срок, на который мне было нужно! Вот такое доверие и уважение к этому человеку, который делает хорошее дело на благо казахских ребятишек-спортсменов! Мне осталось только заполнить заявление и сделать ксерокопию паспорта. Очереди не было никакой!

Чем можно заняться в Зеренде? Понятно чем — купаться и загорать, дышать чистым хвойным воздухом, посещать рестораны казахской кухни и не только. А также можно подняться на гору Большая Медведка (647 метров). Оттуда можно обозревать окрестности в радиусе 30 км. Видны 5 озер и панорама урочища Жыланды, гора Синюха. В окрестностях Зеренды находятся уникальные памятники природы: «Каменный гриб», «НЛО», «Пасть акулы» и др. Все передвижения обязательно только с проводником-гидом из местных + отметка о ваших планах у Шарова (!), потому как сами вы ничего не найдете, вразумительных карт нет, указателей тоже нет, тропы еле заметные. В этом плане туризм развития не получил, видимо все еще впереди! Я выдвинулся самостоятельно, мне пришло поплутать, леса там густые и в них легко заблудиться. Благо был компас, и я неплохо ориентируюсь в лесу. Искать вас могут вертолетами и не найти! Настолько огромные просторы Казахстана!


Ну что ж, погостил у Шарова, и пора уже выдвигаться в более народонаселенные пункты — себя показать и на других посмотреть. :) До Астаны еще 360 км. Через Кокшетау я, конечно же, не поехал — это ж назад возвращаться целых 58 км! :) Вперед и только вперед на Атбасар! До него 150 км ! :)


Таких плохих участков перед Астаной всего три — по 10 км каждый, передвигаться можно, но не быстро и очень пыльно. :) Еще всякие мухи и прочие кузнечики забивают радиатор.

По дороге на Атбасар есть замечательное местечко — Сандыктау. Сандыктау (сундук гора) находится рядом с огромным горнолесным массивом. Бытует легенда, что на одноименной горе где-то зарыт сундук с золотом. Рядом с поселком протекает река Жабай, а в 15 км — озеро Кундызколь. Тут же находится памятник природы «Матвеевский бор».

Ближе к Астане стали появляться люди (!), желающие передвигаться из одного аула в другой на транспорте, ибо автобус неизвестно когда будет. Я подбираю всех кого могу и достаточно весело и интересно приближаюсь к столице Казахстана — Астане! Казахи — народ разговорчивый и проявляют неподдельный интерес к моему турне. Удалось узнать очень много информации о культуре, о быте, о свадьбах, о кухне да и просто о жизни.

Народная культура казахов, одежда, кухня исторически сложились под влиянием кочевого образа жизни. Так, на протяжении веков в Казахстане выработался тип разборного переносного жилища – юрты, состоящего из деревянного каркаса и войлока. Сейчас в интерьерах казахских домов применяются натуральные материалы — дерево, ковры, войлок и т. п.

Оказывается, казах может украсть на улице понравившуюся незамужнюю девушку в невесты, а потом ее родителей поставить перед свершившимся фактом! :) Прямо как в фильме «Кавказская пленница». Интересный обычай, но сейчас, как правило, это происходит уже как игра — молодожены заранее конечно знают друг друга. Свадьбу играют два раза — сначала со стороны жениха, потом со стороны невесты. Причем интервал в праздновании может быть достаточно долгим, в зависимости от материальных ресурсов обоих сторон.
Из музыкальных инструментов у казахов есть только домбра — это двухструнный щипковый инструмент. Струны сделаны из рыболовной лески. :)

В одном из аулов в попутчицы попадается бабушка, у нее оказывается 10 детей! Четыре сына и шесть дочек! Любят казахи большие семьи! Едет погостить в Астану к своему средненькому. :) Когда узнала, что я буду искать жилье в Астане, созвонилась с сыном по сотовому — пригласил в гости — типа без проблем, у них коттедж, места много, на всех хватит! Уже потом, я узнал, в чем подвох. :) У ее сына 5 дочерей и все на выданье. Говорит — выбирай любую! Я всех посмотрел — нафиг, нафиг. :)
Казахское гостеприимство просто не знает границ, но не до такой же степени! :)

Отведав у них чай с молоком и бешбармак (мясо с тестом), вежливо откланялся и таки заселился в гостиницу «Марсель» на ул. Потанина, 3 за 3500 тенге. Отличный вариант для Астаны. Недавно сделан ремонт, одноместные и 2-х местные номера, пластиковые окна, гидромассажный душ, сауна, ресторан, стоянка для авто бесплатная. Рядом магазины, обменные пункты валют.

Поменял денег, купил карту города. Курс — 4,7 тенге к рублю.

Астана с 1996 года столица Казахстана. Город расположен в центральной части, на севере обширной территории, называемой Сары-Арка, на правом берегу реки Есиль (Ишим) на расстоянии 1318 км до бывшей столицы — города Алма-Аты. Раньше здесь было военное укрепление Акмола, затем его переименовали в Акмолинск, в 1961 году он был назван Целиноградом и только в 1992 году обратно Акмолой. И уже Нурсултан Назарбаев (президент Казахстана) с одновременным переименованием перенес столицу из Алма-Аты в Астану. Вот так. Сейчас Астана выделяется среди других городов новыми архитектурными сооружениями, изменившими облик города. К проектированию привлекались лучшие известные зарубежные архитекторы и дизайнеры. Город продолжает строиться.


Байтерек. Его вершина представляет собой позолоченный шар, венчающий крону мифологического дерева. В основу философии монумента легла легенда о Байтереке — сказочном дереве на горе кок-Тюбе, омываемой безбрежным океаном. Ежегодно в его листве священная птица Самрук откладывает золотое яйцо — солнце. Основная идея — это дерево Мира.


Собственно осмотр Астаны для неискушенного туриста можно разделить на 2 вьюпоинта. Это левобережье Ишима, где собраны все архитектурные изыски города. Первый вьюпоинт — пересечение улиц Сары-Арка и Кабанбай Батыра с парком и мостами, и второй — бульвар Нуржол, собственно комплекс Байтерек с прилегающими территориями.

Обязательны к просмотру: монумент «Флаг», развлекательный центр «Думан» (вход 100 тенге) — там можно посетить аттракцион Джунгли и Океанариум, цирк с фонтаном, «Атамекен» — это макетная карта Казахстана на площади 1,7 га, выполненная в виде 300 макетов различных зданий (можно за короткое время обойти весь Казахстан, сфотографировать 14 его областей и множество городов, вход — 200 тенге), Президентский центр культуры республики Казахстан. ТЦ «Мега» — на любителя, там был хороший курс обмена валют. :)

На бульваре Нуржол — развлекательный центр «Ханский шатер». В его основе лежит идея висячих садов Семирамиды, ботанический сад с тропическими растениями. Цветомузыкальный фонтан — его диаметр 30 метров, высота главной струи 15 метров. Его строила для Астаны Карагандинская область. Музыку включают с 22:30 до 23:00. Вечерняя подсветка комплекса Байтерек не оставит вас равнодушным. Вечерняя Астана впечатляет, это фантастический город будущего! С другой стороны Байтерека есть аллея поющих фонтанов — тоже очень красивое представление. Смотрим резиденцию президента Ак-орда. Смотрим главную мечеть города Нур-Астана. Смотрим все! :)

К сожалению в Астане нет зоопарка! Это печально, потому как животный мир в Казахстане очень богатый и интересный. Возможно и построят когда-нибудь — город развивается.

Вечерний досуг можно скрасить в многочисленных ресторанах различных кухонь мира, в развлекательных центрах, заняться шопингом, посетить ночной клуб «В дали от …» (ул. Московская/ ул.Ауэзова) недалеко от моей гостинцы, вход 2000 тенге. Девушки приятной наружности не дадут вам скучать! :)

Улицы города расположены понятно и логично, только астанинские водители не очень соблюдают разметку и передвигаются хаотично. Много гаишников на улицах. Бензин стоит 84-86 тенге за литр 92-го.

Приятно удивила культура местного населения — ни разу не видел человека с бутылкой пива в руке, и вообще пьяных людей, ни разу не видел мусора на улице. Назарбаев задал столице культурный вектор развития и чувствуется, что люди подхватили его и стараются следовать высокому, возложенному на них доверию! :) В 1999 г. Юнеско присудил Астане медаль и высокое звание «Город мира». Астана принята в ряды Международной Ассамблеи столиц и крупных городов планеты.

Еще одним пунктом моего посещения является Коргалжынский заповедник. Это объект всемирного природного наследия Юнеско — место гнездования розового фламинго, а также редких и исчезающих видов, занесенных в красную книгу. Традиционное место остановки перелетных птиц. Там облюбовали места при хорошей кормовой базе также другие птицы: пеликаны, лебеди крикуны и щипачи, гуси, утки. Пути миграции пролегают как раз через эти места, и многие виды птиц остаются здесь даже на летнее проживание.

Заповедная зона — это два больших озера Тенгиз и Коргалджын, периодически то сливающихся, то разливающихся на отдельные озерки и болотца. Раскинулись на площади в 543 171 га. Добраться туда можно по Коргалжынскому шоссе (начинается на левобережье столицы), 160 км на юго-запад от Астаны.

Лучше всего заповедник посещать весной или осенью, когда птицы отправляются на зимовку или возвращаются обратно. В поселке Коргалжин есть администрация заповедника, куда нужно нанести первый визит. Там сидит директор заповедника, которому уже совсем ничего не надо в этой жизни. Это пожилой человек, бюрократического склада ума, начнет вас всяко лечить и тыкать носом в карту заповедника, со словами что тут все плохо, заблудитесь, утоните, пропадете, сгинете и никто вас искать потом не будет и т. п. :) Туристической инфраструктуры никакой вообще, хотя можно было бы зарабатывать неплохие деньги на экскурсиях.

Можно еще попытаться разведать места в поселке Каражар, что в 45 км от Коргалжына, — там вроде как есть домики для проживания. Не знаю, лично не проверял, все по слухам. В этот заповедник можно написать письмо, например, о проведении организованной групповой экскурсии, возможно и получится чего-нибудь.
Я же пошел другим путем. Среди местных смотрителей заповедника нашел мужичка на джипе, который за совершенно небольшую денежку в 1000 тенге на бензин согласился мне быть проводником по близлежащим озерам. Меня официально зарегистрировали как посетителя заповедника, оповестили все посты и наблюдательные пункты и мы двинулись...


В результате, через 25 км мы выехали к первому озеру.


Удалось увидеть стаю фламинго из более чем 100 особей, но они близко к себе не подпускали, а моя слабая оптика не позволила сделать хорошие фотоснимки. Зато в бинокль было все отлично видно, как они кормятся, кричат и машут крыльями. :)

Есть только фотка их макетов. :)


Основная задача — увидеть розовых фламинго в живой природе была выполнена, и я, совершенно счастливый, прощаюсь с моим проводником и беру курс обратно на Астану.

Наконец-то я выехал на автостраду Астана-Кокшетау! Трех, иногда четырехполосная дорога европейского уровня с отличной разметкой, развязками и разделительной полосой. Ведь могут, когда захотят! Еду около 110 км/ч, но меня иногда обгоняют. Скоростью особо увлекаться не стоит, видел «перевертыш», да и расход топлива возрастает резко.
Через 217 км своротка на Бурубай (Боровое). С казахского Бурубай — верблюд. Проезжаем Щучинск, еще 20 км и вот она — жемчужина Казахстана, казахская Швейцария! Сгустились тучки.


В Боровом нет памятников материальной культуры, главная ценность этих мест — уникальная природа гор и лесов, целебный воздух.
Здесь уже чувствуется «раскрученность» данного места. Толпы отдыхающий, музыка, танцы, пляски, пьяные лица людей. Чем-то напоминает Анапу 1985 года. Короче кипишь!

Можно взять в прокат катамараны, лодки, велосипеды (500 тенге час), ролики и др. Есть даже экскурсионное бюро, которое предлагает различные организованные экскурсии, в т. ч. подъем на гору Кокше (Синюха), сделать обзорку по окрестностям. И даже съездить в Астану, но мне туда уже не надо

Теперь по аккомодации: самое главное место в Бурубае — это автостанция. Ее сразу можно найти по стоянке такси, автобусов или просто спросить. Находится недалеко от рынка. Там всегда можно узнать последние новости, пообщаться и найти себе жилье у «частников». Стоимость — 1000 тенге сутки. Гостиниц и домов отдыха тоже хватает, цены от 2500 тенге за номер с коридорной системой и до … за апартаменты.

Покушать — кафешек и ресторанчиков великое множество, на любой вкус и кошелек. На рынке можно купить дешманских раков по цене от 150 до 250 тенге в зависимости от размера. Что я и сделал, выбрал самых жирненьких под пиво «Караганда» — все прошло на ура! :) Местные жители их ловят на озере Чебачьем и Щучьем, потом варят и продают.

Если проехать весь Бурубай, то в конце дороги стоит шлагбаум, это типа заповедник — природоохранная зона и все такое. Въезд и вход стоит 141 тенге с лица. У казахов самая почитаемая работа — это чего-нибудь не пущать, да еще за это брать деньги. Квитанции, конечно, не выписывают. Если обойти шлагбаум по лесной тропинке, то — бесплатно.

Как скрасить свой досуг, кроме купания, загорания и принятия спиртных напитков? Можно обойти озеро Боровое, а это 12 км по тропинке из бетонитовой плитки. По дороге любуемся скалой Жумбактас и «танцующими березами» — это уникальный памятник природы, название которому подсказали причудливо изогнутые стволы деревьев. Можно совершить прогулку к озеру Большое Чебачье, оно совсем рядом с озером Боровое. Искупаться и наловить раков.


В тех краях даже видел живых лосей в дикой природе.
Можно совершить восхождение на гору Кокше (Синюха).


Ее еще называют «матерью трех сестер» — трех соседних скал. С этой горы — высшей точки горного пояса Кокшетау — видно не менее 70 озер.
Рядом с горой Кокше есть интересный скальный утес Окжетпес (не долетит стрела). На самой вершине лежит камень, напоминающий слоненка

Был такой Абылай-хан, который боролся с джунгарским нашествием и сохранил государственность Казахстана. Так вот в его честь установили памятник. И сделали поляну Абылай-Хана, где находится обелиск, его восемь граней символизируют всеобщее единение казахов. Кстати, в Петропавловске есть даже резиденция Абылай-Хана и там сейчас музей.


На 14 км от шлагбаума уже на территории заповедника, ищем у края дороги каменную фигурку верблюда. Проходим мимо него метров 200 вниз по лесу, и там можно полюбоваться и испить целебной водицы из Иманаевского ключа.


Так пролетели незаметно несколько дней пребывания в Боровом. Эти места, конечно же, достойны внимания и тщательного изучения.

Завтра уже старт на Петропавловск. Выявил интересную особенность: чем дальше от Астаны, тем дорога все хуже и хуже. :)


От Кокшетау до Петропавловска 175 км.
Петропавловск — административный центр Северо-Казахстанской области (более 200 тыс. жителей), расположен на реке Ишим (та же самая река, что протекает в Астане). В городе гармонично сочетаются современные постройки и уникальные памятники архитектуры. Название города произошло от святых Петра и Павла, в честь коих была выстроена церковь (сейчас на реставрации). Многие здания-памятники XVIII и XIX веков напоминают дворцовую архитектуру Санкт-Петербурга.

Резеденция Абылай-Хана — великого воина в борьбе с джунгарами. Там сейчас музей, посещение стоит 200 тенге. Можно посмотреть как Абылай-Хан жил, ел, спал, что носил, из чего стрелял и т. п. раритетные вещи.

В городе интерес также представляют астрофизическая обсерватория, планетарий, ботанический сад. Конечно же, краеведческий музей на 2-х этажах. На втором этаже — история города, фотографии ВОВ 1941-45 годов, как поднимали целину и т. д. На первом этаже представлены чучела животных, птиц и конструкция юрты первой половины XIX века. Вход — по 100 тенге за каждый этаж.

Город чистый, ухоженный, много молодежи — а значит перспективный.


От Петропавловска до границы всего 58 км. Границу решено проходить тоже ночью через пограничный переход ЖанаЖол–Петухово. Близ границы есть деревня Мамлютка, там можно потратить последние тенге, например, запастись дешевым топливом и продуктами на ночь.

Время 23:00. Проходим границу в обратной последовательности. Пересменки на этом переходе с 8:30 до 9:00 и с 18:40 до 19:10. Погранцы жалуются и ворчат на то, что нет моей информации в их базе данных. Заводят все заново. Не отправлять же меня в Кайрак! :)

Ночью на границе всего три машины передо мной — по всем законам жанра прохождение не должно занять много времени. Но не тут то было: то ли разнарядка пришла, то ли просто от нечего делать ночью, казахи устроили всем машинам досмотр с пристрастием. Я, как особо вызывающий подозрение, еще и был подвержен личному досмотру. Ладно хоть на рентген не запихнули. Стойко выношу все тяготы и лишения при прохождении через границу.

Смотрят на предмет провоза наркотиков, спирта, запрещенных предметов и незаконной миграции. Задают одни и те же вопросы: откуда и куда следуешь? цель поездки? чего везешь? зачем? И потом снова опять те же вопросы по кругу, как на допросе, пытаются запутать. Привели собаку — овчарку–наркоманку. Это вонючее, волосатое животное с грязными лапами облазило весь салон и багажник, обнюхивая с пристрастием.

Все время был напряг, что могут чего-нибудь подкинуть, а потом взятку вымогать. Не знаю, ощущение какое-то неприятное конечно. Один с собакой по машине лазит, второй в вещах роется без понятых и свидетелей. И попробуй, уследи за тем и за другим одновременно! Даже зубную пасту выдавил и в бензобак заглянул. Да уж ... работа у них такая.

Заполняется новая декларация. Иммиграционную карту тщательно проверяют, все даты, печати и т. п. Потом изымают за ненадобностью. Изымают также разрешение на провоз авто по территории Казахстана. Печать в паспорт — и я уже на нейтральной полосе.

С нашей стороны все сначала. Здравствуйте родные россияне! :) Снова все вещи вытаскиваешь из багажника, опять собаку запускают. Хоть не роются, и на том спасибо. Печать в паспорт — и я на Родине! Ура! Время 2:00. Прохождение границы заняло 3 часа.

Вперед на Курган — 250 км! Не спать, не спать! Пою песню ДДТ:
Родина!!!
Еду я на Родину,
Пусть кричат: уродина,
А она нам нравится,
Хоть и не красавица,
К сволочи доверчива...

Далее Шадринск, Каменск-Уральский и Екатеринбург — я дома! Как же всегда хорошо возвращаться домой!
Итого, данные маршрутного компьютера:
Общий пробег — 3890 км.
Бензин — 209 литров
Средний расход — 5,4 л/100 км
Средняя скорость — 63 км/ч
Время за рулем — 61,3 часа.
Общие затраты в денежном эквиваленте — около 15 тыс. рублей, из них 4 тыс. потрачено на ремонт сцепления.

Спасибо за внимание. The End!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Фактически ипотеки нет»: в России снова подняли ключевую ставку. Какие остались способы купить квартиру?
Анонимное мнение
Мнение
Жизнь без прописки и график уборки туалета. Эксперт — о главных рисках при покупке апартаментов и долей в квартирах
Анонимное мнение
Мнение
«Кринжануть, так с рофлом»: журналист изучил язык современных подростков — личный опыт автора
Сергей Уланов
Видеопродюсер NGS.RU
Мнение
«Если он делает маникюр, почему я не могу быть инженером?»: колонка россиянки о сексизме на вахте
Анонимное мнение
Мнение
«Бессмысленное издевательство над собой». Можно ли правильно питаться на 1000 рублей в неделю: эксперимент Е1.RU
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления