Журнал «ГАИ» уже не раз разбирал дорожные ситуации, в которых невольными жертвами автомобилистов становились пешеходы, переходившие дорогу по регулируемому или нерегулируемому переходу, идущие или стоящие на тротуаре. Несмотря на то, что пешеходы тоже нарушают Правила, то и дело норовя перебежать улицу в неположенном месте, по статистике, практически в 60% случаев наезда на людей виноваты водители. Отдельного разговора заслуживает ситуация перехода проезжей части пассажирами трамваев. В правилах поведения на трамвайной остановке разбирался журнал «ГАИ».
Достаточно часто под колёса транспортных средств попадают пассажиры трамваев. И не всегда по вине водителей. Правила дорожного движения прописывают не только поведение автомобилистов при проезде трамвайных остановок, но и действия пешеходов. Согласно п. 14.6 Правил, водитель обязан пропустить пешеходов, идущих к стоящему на остановке трамваю или переходящих проезжую часть при выходе из трамвая, если остановка расположена на одном уровне с проезжей частью и не отделена от неё специальным ограждением. В то же время в Правилах есть специальный раздел, в котором четко оговорены обязанности пешеходов. В частности, п. 4.8 предписывает пассажирам трамваев ожидать свой маршрут либо на посадочных площадках, приподнятых над проезжей частью, либо на тротуаре, если такие площадки отсутствуют. Только после остановки трамвая разрешают Правила переходить дорогу от тротуара до остановки. А при выходе из трамвая положено, не задерживаясь на остановке, сразу идти на тротуар и там ожидать следующий маршрут.
Остановок, расположенных на одном уровне с проезжей частью, в Екатеринбурге очень много. И кто чаще в данной ситуации нарушает правила - пассажиры или водители - большой вопрос. Такой статистики не существует. Но по наблюдениям, на той же Площади 1905 года практически постоянно дежурит экипаж ГИБДД, который по всей строгости закона наказывает автомобилистов, не пропустивших вышедших из трамвая пассажиров (штраф от 800 до 1000 руб.). И ни разу я не видела, чтобы кто-то наказывал многочисленных пешеходов, ожидающих трамвай на проезжей части дороги. А ведь это является прямым нарушением Правил, которые должны служить непререкаемым законом для всех участников дорожного движения. Независимо от того, передвигаются они по улице на колёсах или на своих двоих.
Российские пешеходы очень хорошо знают свои права, зачастую не имея представления о том, как обязаны вести себя на проезжей части дороги. Это, кстати, относится не только к повсеместно нарушающим Правила пассажирам общественного транспорта. Не раз приходилось наблюдать, как пешеходы перебегают улицу перед автомобилем скорой помощи, пожарной или милицейской машиной. Хотя при приближении любого транспортного средства с включённым проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом его обязаны пропустить все без исключения участники дорожного движения. И если за подобное нарушение водителю грозит наказание вплоть до лишения прав на три месяца, то пешеходы отделываются легким испугом перед несущимся автомобилем. Более того, даже на нерегулируемых пешеходных переходах они могут выходить на проезжую часть только после того, как «оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен». Любому здравомыслящему человеку понятно, что машину весом от одной до трёх тонн гораздо тяжелее остановить, чем остановиться пешеходу: максимальная скорость перебегающего дорогу человека составляет 20 км/ч, разрешённая скорость автомобиля в городе - 60 км/ч.
У пешеходов много других обязанностей, о которых они вряд ли догадываются. Правы сотрудники Госавтоинспекции, которые уже давно предлагают ввести в школьную программу отдельный предмет по изучению Правил дорожного движения. Изменения, регулярно вносимые в Правила и административный кодекс, также надо знать всем российским гражданам - в том или ином статусе все мы становимся участниками дорожного движения.
Незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности. Но когда речь заходит о пешеходах, вопрос их ответственности уходит на второй план, уступая место проблеме личной безопасности. В любой аварийной ситуации, не важно, кто стал её виновником, здоровье пешехода подвергается гораздо большей опасности, чем человека, сидящего за рулем. Вплоть до летального исхода. Таковым стал исход ДТП, случившегося 18 июня на трамвайной остановке рядом с перекрестком улиц Куйбышева и Луначарского.
Ситуация
В 7:30 мотоцикл Kawasaki двигался по улице Луначарского со стороны улицы Куйбышева в направлении улицы Карла Маркса. В это время на остановке «Куйбышева» стоял трамвай попутного направления, который осуществлял посадку и высадку пассажиров. Из первого вагона вышла 38-летняя женщина и начала переходить проезжую часть дороги от трамвая к тротуару. Водитель мотоцикла не остановился и совершил наезд на пешехода. Оба получили травмы и с места происшествия были доставлены в 24 горбольницу. От полученных травм женщина скончалась. У водителя мотоцикла был взят анализ крови и установлено, что он находится в состоянии алкогольного опьянения.
Сколько бы мы ни обвиняли пешеходов и водителей в незнании и неисполнении ими Правил, предпринимать меры для улучшения ситуации на наших дорогах должны также службы, отвечающие за организацию дорожного движения, установку дорожных знаков и светофоров, оборудование и размещение остановок общественного транспорта. В том, что пассажиры, ожидающие трамвай на остановке, попадают под колёса автомобилей, есть и их вина. Автомобилизация России идёт быстрыми темпами, значительно опережая развитие дорожной сети, строительство подземных переходов и всей дорожной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям безопасности.
Как свести к минимуму вероятность наезда автотранспорта на пешеходов давно известно - нужно развести автомобильные и пешеходные потоки. Как сделано, например, в Швеции, где пешеходные переходы расположены либо над автомобильной трассой, либо под ней. Места, где встречаются пешеходы и транспорт - остановки - отделены от проезжей части дороги огромными ограждениями.
Быстро перенять шведский опыт нам вряд ли удастся. Но уже сейчас специалисты знают малозатратные, но весьма эффективные способы, позволяющие увеличить безопасность пешеходов. Осталось поскорее их применить.
Комментарий специалиста
Анна Соколова, майор милиции, старший инспектор по исполнению административного законодательства полка ДПС ГИБДД УВД по г. Екатеринбургу:
- В описанной ситуации вина мотоциклиста не вызывает никаких сомнений - он должен был уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги как от трамвая на тротуар, так и с тротуара к трамваю. Установить, с какой скоростью он двигался, невозможно, поскольку следы торможения на месте наезда отсутствовали, имелись лишь следы заноса и волочения. Хотя и так понятно, что мотоциклы Kawasaki редко движутся по городу с разрешенной скоростью 60 или 40 км/ч. Экспертно-криминалистическим центром будет проведена автотехническая экспертиза, которая, в первую очередь, должна установить, располагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд.
Какое наказание ждет мотоциклиста? Если он признает свою вину, может получить условный срок. Но при этом отягчающим обстоятельством, увеличивающим срок наказания, является факт управления мотоциклом в нетрезвом виде.
Безалаберность наших мотоциклистов, их бесконечное шмыгание между рядами обсуждается давно. Из-за частого изменения направления движения они нередко сталкиваются с автомобилями и сами получают тяжелые травмы. Но мне бы хотелось обратить внимание на другие аспекты проблемы. Ведь июльское ДТП на остановке Луначарского - Куйбышева - далеко не единственное. Подобная ситуация была здесь осенью прошлого года. Тогда под колёса автомобиля попала 70-летняя старушка. Она вышла из трамвая и, обойдя его спереди, начала переходить проезжую часть в неустановленном месте. Её сбил Land Cruiser, двигавшийся по трамвайным путям встречного направления. Женщине был причинен средней тяжести вред здоровью. Были и другие инциденты.
Можно ли изменить ситуацию? Можно. Во-первых, надо перенести трамвайную остановку подальше. Сейчас она находится в 20 м от одного из самых оживленных городских перекрёстков со сложной трамвайной развязкой. Трамваи идут в трёх направлениях. Водители, обязанные их пропускать, попадают в огромные пробки и начинают объезжать заторы по трамвайным путям, в том числе и встречного направления, хотя это строго запрещено. Чем ближе остановка находится к перекрёстку, тем она травмоопаснее для пешеходов.
Во-вторых, необходимо приподнимать остановки над проезжей частью и конструктивно отделять их ограждениями, как это сделали на пересечении Луначарского - Малышева, Куйбышева - Белинского, Куйбышева - 8 Марта. Пусть во многих местах удаётся оборудовать только узенький остановочный островок, но он гораздо безопаснее для ожидающих пассажиров. А ограждения, отделяющие остановки от проезжей части дороги, дисциплинируют пешеходов: они могут перейти дорогу только по светофору и практически не бегают между машинами. Это реально действенная мера.
Кроме того, было бы разумно внести изменения в пункт ПДД, разрешающий парковать автомобили за 15 м до перекрестка, и увеличить это расстояние. Припаркованные у обочины авто практически занимают целую полосу для движения, заставляя движущихся водителей перестраиваться на трамвайные пути. Также они существенно ограничивают видимость: водители, проезжающие мимо остановки, порой не успевают среагировать на появляющихся из-за стоящих машин пешеходов. И даже приняв меры к торможению, не успевают остановиться, чтобы пропустить спешащего к своему трамваю пешехода.
Наверное, не обойтись и без ужесточения санкций в отношении водителей. Нужно вводить более суровое наказание за то, что они не пропускают пешеходов.
Наконец, взрослым надо ответственнее относиться к детям и пожилым людям. Хорошо бы родителям младшеклассников и родственникам пожилых стариков и старушек изыскивать способы провожать их в школу, поликлинику и т. д. Эти две категории пешеходов наиболее часто становятся жертвами наездов. Не все дети в этом возрасте способны адекватно оценить дорожную ситуацию. Ну а наши с трудом передвигающиеся старики часто не в состоянии быстро перейти дорогу или увидеть номер приближающегося трамвая, чтобы вовремя осуществить посадку.
Ситуацию изменить можно только комплексными мерами. Эффект от них во много раз превысит затраты.
Правила
Пункт 14.6:
«Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней».
Пункт 4.8:
«Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть».
Информация предоставлена журналом «ГАИ».