На трамвайные пути попутного направления водители выезжают в любое время года. Благо, Правила дорожного движения разрешают. Только летом - скорости выше, потому и риск столкновения увеличивается. Как определяется вина водителей при столкновении автомобилей, двигавшихся по трамвайным путям попутного направления, выяснял журнал «ГАИ».
Чтобы разобраться в причинах многочисленных аварий на трамвайном полотне, придется вспомнить Правила дорожного движения (ПДД). В них, с одной стороны, водителям жестко предписывается выезжать на трамвайные пути попутного направления. Это обязательно в тех случаях, когда необходимо совершить поворот налево или разворот, при условии, что на проезжей части не установлены дорожные знаки или разметка, предписывающие направление движения по полосам. С другой стороны, Правила также не запрещают выезжать на трамвайные пути попутного направления водителям, движущимся прямо. Правда, при этом в пункте 9.6 ПДД оговаривается, что это можно делать при условии, что заняты все полосы данного направления, а также при объезде и обгоне.
Чаще всего происшествия на трамвайных путях как раз и происходят в те моменты, когда один водитель выезжает на них для поворота налево, а другой в это время продолжает движение прямо. И разобраться в том, кто прав, а кто виноват в такой ситуации, бывает достаточно сложно. Как выясняется, многое зависит от того, двигался в момент столкновения автомобиль, совершающий маневр поворота, или стоял на месте. Рассмотрим это на конкретном примере.
В столкновениях на трамвайных путях всегда тщательно анализируются действия обоих водителей. Сходу установить, кто из них является виновником аварии, бывает крайне сложно. Но как бы там ни было, выезжая на трамвайные пути, любой водитель должен учитывать, что поведение автомобиля на трамвайном полотне становится непредсказуемым, какими бы дополнительными системами безопасности он не был оснащен. Неизвестно, куда попадут колеса, как они поведут себя, попав на рельс. Также сложно справиться с управлением авто как при торможении, так и при увеличении скорости на железных трамвайных подушках, которыми оснащены большие перекрестки.
Кроме того, будем честными, движение по трамвайным путям у нас везде происходит с превышением скорости. Водители разгоняются, подразумевая, что совершают обгон. Конечно, разрешенная в городе скорость - 60 км/ч. Но, выезжая на трамвайные пути, нужно соизмерять свои возможности и скорость с реальными дорожными условиями. Учитывать, что на большой скорости на трамвайном полотне при любом маневре в разы повышается вероятность заноса. И если на сухом асфальте едущий сзади автомобиль успеет затормозить, то на влажном или мерзлом дорожном покрытии сделать это гораздо сложнее. Ну и никто не освобождал водителей от необходимости держать безопасную дистанцию. Расстояние в несколько лишних метров от впереди идущей машины и умеренная скорость, безусловно, помогут избежать столкновения.
Ситуация
Автомобиль Lexus двигался по улице Луначарского. Не доезжая до улицы Народной воли, женщина-водитель увидела знак «Движение прямо» и решила сделать перед ним разворот. В данном месте на Луначарского по обеим сторонам дороги справа всегда стоят припаркованные машины. Поскольку радиус разворота не позволял внедорожнику совершить маневр с трамвайных путей, женщина-водитель, частично перестроившись влево, начала производить маневр разворота с правого ряда. В это время по трамвайным путям попутного направления двигался автомобиль Daewoo Nexia. Заметив Lexus, водитель Nexia до упора нажал на тормоза, но столкновения избежать не удалось. Кто в данном случае нарушил Правила дорожного движения и является виновником ДТП?
Комментарий специалиста
Анна Соколова, майор милиции, старший инспектор по исполнению административного законодательства полка ДПС ГИБДД УВД г. Екатеринбурга:
- Очень злободневная тема. Надо сказать, что споры между водителями, столкнувшимися на трамвайных путях, у нас происходят постоянно - при повороте налево с Луначарского на Энгельса, при разворотах. Та же самая ситуация на улице Куйбышева.
Водителям, выезжающим на трамвайные пути, необходимо быть максимально внимательными. Объясню, почему. С одной стороны, в Правилах дорожного движения четко оговорено, что при повороте налево с трамвайных путей водитель должен пропускать трамвай попутного направления и встречное транспортное средство. Те автомобили, которые находятся позади, он вроде и не должен пропускать. Но с другой стороны, водитель, начиная маневр, должен убедиться в его безопасности. А что значит «убедиться», Правила не оговаривают. В моем понимании это означает, что водитель должен посмотреть налево, назад, направо. Если он полностью убедился в безопасности маневра, то ДТП избежать можно. Один из самых важных факторов аварий при повороте налево в местах, где имеется трамвайное полотно, - невнимательность водителей.
Теперь рассмотрим описанную ситуацию. Главное, что необходимо было выяснить, чтобы определить виновность водителей в данном случае, - двигался ли Lexus в момент аварии или уже стоял, пропуская встречный транспорт. Тут есть один тонкий момент: если водитель только начинает перестраиваться на трамвайные пути попутного направления, заблаговременно не убедившись, что по ним никто не едет, то при столкновении с автомобилем, двигавшимся по трамвайным путям прямо, может быть признана обоюдная вина водителей.
При первичном опросе водитель автомобиля Daewoo Nexia утверждал, что водитель Lexus совершала маневр разворота, не убедившись в его безопасности, и не уступила дорогу его автомобилю, двигавшемуся прямо. Он же, в соответствии с Правилами, применил экстренное торможение, но тормозного пути не хватило для полной остановки автомобиля. И, на первый взгляд, казалось, что он прав.
В свою очередь, водитель Lexus настаивала на том, что она начала маневр с правого ряда, частично сместившись влево и предварительно убедившись в отсутствии трамвая и других автомобилей, движущихся в том же направлении. И в момент, когда произошла авария, уже стояла поперек трамвайных путей, пропуская встречный транспорт. С ее слов получалось, что она также действовала в полном соответствии с Правилами. Пункт 8.8 ПДД гласит: «Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части».
В экспертно-криминалистическом центре при ГУВД Свердловской области мы провели автотехническое исследование. Эксперт дал заключение, что автомобиль Lexus в момент ДТП наиболее вероятно стоял на трамвайных путях, занимая трамвайные пути попутного и встречного направления в поперечном направлении. Кроме этого, водитель нашла очевидца-пешехода, который подтвердил, что в момент начала разворота Lexus транспорта в попутном направлении не было. Daewoo Nexia столкнулся с внедорожником, когда он уже стоял на трамвайных путях.
Виновность «корейца» подтверждал еще один факт. Пункт 9.6 Правил о расположении ТС на проезжей части, как было упомянуто, разрешает движение по трамвайным путям попутного направления только в том случае, когда заняты все полосы данного направления. Водитель Daewoo Nexia нарушил Правила, выехав на трамвайные пути при наличии свободной полосы для движения справа. Зачем он это сделал - вообще непонятно. Ведь изначально шел на риск, не зная, как поведет себя машина при возникновении опасной ситуации, когда потребуется применить экстренное торможение, какой будет тормозной юз. Думаю, если бы он двигался по проезжей части, то этого столкновения вообще не было бы.
За нарушение правил расположения ТС на проезжей части дороги административный кодекс предусматривает наказание в виде штрафа 500 руб., который и был выписан водителю Daewoo Nexia. Но организация, которой принадлежал автомобиль, не согласилась с обвинением и обжаловала постановление в суде. Судья отменила наше постановление и отправила дело на новое рассмотрение, в ходе которого мы еще раз подробно изучили все материалы. Доказательная база - автотехническое исследование и показания очевидца - убедительно подтверждала первоначальный вывод. В результате дополнительного расследования мы вновь признали, что причиной столкновения явилось нарушение со стороны водителя Daewoo Nexia.
Информация предоставлена журналом «ГАИ».