Мотосезон уже практически открыт, а квадросезон, можно сказать, и не закрывался. Однако отчетливо-сухой запах лета гонит в леса-болота даже тех, чьи опорные точки за зиму совершенно отвыкли отрываться от диванов. Не избежали этой участи и мы, тем более, что повод появился прекрасный: мы, наконец-то, добрались до утилитарной новинки от Honda, которая еще в прошлом сезоне обещала много интересного. Honda Fourtrax TRX420FA - когда обещания перевыполняются.
Японцы из Honda еще в 1970 году дали миру понять, что расслабляться не стоит ни в коем случае. Выпустив первый в мире внедорожный мотоцикл 40 лет назад, они продолжают совершенствовать свою силовую технику из года в год, и, как оказалось, закладывают в идеологию исключительно утилитарных средств передвижения способность генерировать массу положительных эмоций.
К любому ATV сложно относиться, как к банальному трактору - даже самый что ни на есть утилитарный квадроцикл великолепен в качестве релаксационного средства. Предполагалось, что 420-я Honda будет особенно хороша в этом смысле, поэтому, чтобы оттенить либо приглушить ее потенциальные достоинства, мы взяли с собой еще и старшую модель из утилитарного сегмента - Rincon TRX680FA. Оба утилитарника оснащены инжекторными моторами, автоматическими КПП, возможностью переключения между полным и задним приводом, передним дифференциалом и независимой подвеской. Получается, 420-й - бледное подобие топовой модели? Отнюдь нет. Более того, рискнем предположить, что целевая аудитория у них тоже разная. Попытаемся объяснить, почему.
Новинка от Honda в миддлклассе ATV должна была привнести в этот сегмент все достоинства премиумподхода к строительству утилитарной техники. Японцы отыграли свои преимущества, имевшиеся на старте разработки, на сто процентов. Игрок в среднем весе получил практически все, что имелось в арсенале, начиная с КПП и заканчивая независимой задней подвеской IDWS. Конечно, не обошлось без перехлестов, но о них чуть позже. Топовый квадроцикл Honda такой технической изощренностью похвастаться пока не может. Хотя его подвеска столь же продуманна, а двигатель с электронным впрыском развивает безудержную тягу, КПП TRX680 содержит только три передачи в отличие от пяти у 420-го. Впрочем, как показала практика, этот недостаток очень легко превратить в достоинство.
TRX420 получился своеобразным. Обыденный на первый взгляд утилитарник имеет достаточно забавный характер, который складывается из большого количества различных технических мелочей. К примеру, низкая первая передача приводит к достаточной вибронагруженности и резким откликам на курок газа при движении по тяжелой пересеченной местности. К дерганому поведению 420-го на низших передачах придется привыкать, как и к не слишком податливому рулевому. С другой стороны, свыкнувшись с нюансами органов управления, можно заставлять этот квадроцикл выполнять совершенно феерические упражнения. Огромный дорожный просвет и относительная компактность (в длину 420-й лишь чуть-чуть превышает 2 метра) приводят к тому, что по рытвинам и буеракам этот квадроцикл скачет весело. Дерганость на нижних оборотах превращается в очень живые отклики на газ, а следствием «пониженности» первой передачи становится возможность невозбранного движения внатяг как по подъемам, так и в полужидкой трясине. «Проходимские» возможности 420-го весьма высоки.
Автоматическая коробка передач Fourtrax, в отличие от любимого другими производителями вариатора, имеет несколько режимов работы. В совершенно автоматическом все происходит, как обычно, а в режиме ESP фиксированные передачи можно переключать парой кнопок на левой ручке руля. Там же, на левой ручке, спрятан и аспект, который очень похож на тонкое издевательство японских инженеров над своим покупателем. Помните о перехлестах? Для того, чтобы включить заднюю передачу, нужно совершить массу телодвижений: во-первых, надавить специальную кнопку на ручке тормоза, во¬вторых, нажать собственно тормоз, и втретьих - кнопку переключения передач на самой КПП. Такой замысловатый механизм придуман, очевидно, для того, чтобы избежать самопроизвольного включения реверса в какойнибудь заковыристосложной ситуации. Мотивы инженеров понятны, но...
У 680-го все куда проще. Привычный рычаг между передним крылом и рулевой колонкой (у 420-го на этом месте переключатель режимов 2WD-4WD), вперед-нейтраль-назад плюс та же самая возможность переключения передач кнопками. Передач меньше, объем двигателя больше - следовательно, 680¬й не может не быть более плавным и комфортным. Он не так чутко реагирует на курок газа, как 420-й, не так резко тормозит двигателем, более плавно чразгоняется - и при этом, что вполне логично, обеспечивает куда более внушительное тяговое усилие. На ходу Rincorn тоже плавен и мягок - он не прыгает по кочкам, как 420-й, он плывет по ним, превращая уральские буераки в подобие перины. И это, как ни странно, основной его минус по сравнению с «четырехсоткой». Топовая модель утилитарной линейки квадроциклов Honda похожа на лимузин среди ATV - комфортный, вальяжный, чертовски проходимый и почти бесхарактерный. Нет, конечно, он способен на бурные разгоны, он отлично рулится - но делает это словно с ленцой, свысока. Тогда как младший, пусть и утилитарен до последнего рычага, отличается радующей душу строптивостью. Можно сказать, что он пропитан экстремальным отношением к жизни - насколько это вообще может быть свойственно утилитарному квадроциклу. Однако для дальних путешествий по лесам (болотам, полям, пашне etc.), безусловно, стоит выбрать TRX680.
Почти одинаковые - и такие разные. Оказалось, что уменьшение рабочего объема двигателя далеко не всегда означает снижения эмоциональной отдачи. У нас сложилось мнение, что младший утилитарный ATV Honda ориентирован на более молодую - но отнюдь не детскую аудиторию. Да и молодую вовсе не по цифрам в паспорте, а по способности удивлять и удивляться. Аудиторию непоседливую, легкую на подъем и еще не забывшую, что значит ощущение шила в известном месте.
Вкус экстрима на зубах
Чтобы понять, что такое воистину экстрим, на тест утилитарников прибыл чертовски редкий в Екатеринбурге гость - кроссовая Honda TRX450R, прошедшая ряд мероприятий по кроссовому же тюнингу. Заднеприводный квадрик с маятниковой задней подвеской на одном амортизаторе практически в два раза мощнее самого мощного утилитарника - 59 л.с. при мизерном полетном весе. Понятно, что такой ATV обладает прямо-таки взрывной динамикой, отточенной управляемостью - и требует адских усилий по укрощению. Регулируемые передние амортизаторы позволяют настраивать характеристики подвески под конкретные задачи, а задний маятник легко принимает на себя удвоенный вес квадрика и седока - в момент приземления «на стол» после очередного трамплина.
Из всех приборов у гоночного квадроцикла - только лампочка давления масла в высокооборотистом двигателе. Зачем такому монстру сиденье - тоже непонятно, все равно пилот весь заезд проводит «галопируя на стременах». Помните, у Дюма? «Хорошие наездники» и все такое прочее.
Здесь тоже есть свои «повороты веером» - механическая КПП плюс четко дозированная подача газа позволяют в борьбе с песчаными трассами уверенно двигаться в управляемом заносе. При всем при этом кроссовые квадроциклы от Honda остаются относительно комфортными - насколько это вообще возможно в борьбе за миллисекунды преимущества.
Технические характеристики:
Honda TRX420FA
Длина/ширина/высота, мм: 2055/1171/1146
Дорожный просвет, мм: 254
Снаряженная масса, кг: 282
Двигатель: 1 цилиндр, 4-тактный, с электронным впрыском
Рабочий объем, см3: 420
Мощность, л.с./об/мин: 25/5500
Коробка передач: Автоматическая, 5-ступенчатая, задняя передача
Привод: полный, с возможностью переключения на задний и передний дифференциал
Honda TRX680FA
Длина/ширина/высота, мм: 2113/1189/1207
Дорожный просвет, мм: 231
Снаряженная масса, кг: 294
Двигатель: 1 цилиндр, 4-тактный, с электронным впрыском
Рабочий объем, см3: 675
Мощность, л.с./об/мин: 35/6000
Коробка передач: автоматическая, 3-ступенчатая, задняя передача
Привод: полный, с возможностью переключения на задний и передний дифференциал.