
Это Аделия, ей два месяца. Она появилась на свет благодаря профессионализму врачей и невероятной силе мамы. Прочитайте ее трогательную историю
В Екатеринбурге хирурги провели уникальную внутриутробную операцию на 24-й неделе беременности. У ребенка было опасное смертельное заболевание гидроцефалия, при котором мозг наполняется жидкостью. Врачи НИИ ОММ и Тюменского нейрохирургического центра пошли на риск и прооперировали пациентку во время беременности, такие случаи в мире единичны.
Будущую маму Диану Азисову предупредили об опасности: ребенок во время операции мог получить серьезные осложнения и даже погибнуть. Она решила бороться за свое счастье и материнство до конца — и всё получилось! Сейчас девочке два месяца и она абсолютно здорова. Рассказываем историю поразительного профессионализма врачей и бесконечной силы пациентки.
Гидроцефалия — это состояние, при котором в желудочках головного мозга и пространствах черепа скапливается избыточное количество спинномозговой жидкости. Она отделяет головной и спинной мозг от твердых стенок черепа и позвоночного столба, служа буфером.
Согласно Европейскому регистру врожденных аномалий (EUROCAT), частота развития внутриутробной гидроцефалии составляет 1–4,65 на 10 тысяч новорожденных. При этом лишь у 47% из них рождаются живые дети, в 5% случаев происходит фетальная гибель плода и в 48% — аборт по медицинским показаниям.

Диане в Тобольске предлагали сделать аборт, так как гидроцефалия разрушила бы мозг ребенка. Но женщина нашла способ помочь себе и малышке
«Вы боретесь ни за что»: как узнали о болезни ребенка
Диане Азисовой 34 года. Вместе с мужем и сыном она живет в Тобольске. До беременности занималась продажей товаров на маркетплейсе, но ушла с работы, как только начались проблемы со здоровьем.
— Мы готовились к беременности, — начала рассказ Диана. — Сдавали все анализы, пили препараты, у нас вообще всё было идеально. Я сразу почувствовала, что беременна, даже когда тесты еще не показывали. На первом скрининге всё было хорошо. На втором врачи сказали, что что-то не так, но не сказали, что именно.
На 18-й неделе Диане назначили повторное УЗИ. Озвучили только то, что есть опасения за ребенка, но в итоге сообщили, что всё в порядке.
— Я испугалась. На повторном исследовании сказали, что у нас короткий мозжечок, но он еще удлинится. А у меня сердце защемило, я поняла, что что-то не так. Пошла провериться в частную клинику, врач УЗИ сказала, что всё плохо, у ребенка гидроцефалия в тяжелой форме, 100% надо делать аборт. Я сказала ей, что она не имеет права мне такое говорить и настаивать, что мне нужны результаты, и их я буду обсуждать с врачом. Она ответила мне: «Вы боретесь ни за что». Я вышла с истерикой, у меня был нервный срыв.

На 24-й неделе беременности Диане сделали внутриутробную операцию. Малышке делали дополнительное отверстие в мозге, чтобы спинномозговая жидкость циркулировала правильно
Медик сказала Диане, что, судя по документам, у ребенка было подозрение на гидроцефалию еще на первом скрининге, но тогда беременной об этом никто ничего не сказал.
— Приехала в перинатальный центр в Тобольске, где наблюдалась, там мне опять сказали, что всё в норме. Я стала с ними спорить: какая норма?! — возмутилась наша героиня. — Они предложили либо ждать две недели, вдруг всё пройдет, либо идти на прерывание беременности. Я поняла, что доверять им нельзя, и сразу оттуда поехала в Тюмень, с теми документами, что были на руках.
Диана рассказала, что в этот же день в Тюмени ее принял генетик. Врач сказал, что он не знает причин, почему у плода появилось заболевание. Диана рассказала, что у нее есть старший сын, ему 13 лет. Женщина рожала его сама, и с его здоровьем всё в порядке.
— Никто не мог понять, почему так произошло, но нужно было действовать быстро: я сделала МРТ, меня проконсультировали в Федеральном центре нейрохирургии в Тюмени. Врачи связались с НИИ ОММ, и уже ночью этого дня меня приняли там. Помню, как ехала попутчиком на «Газели» и плакала, водитель меня поддерживал: «Диана, не плачь, всё будет хорошо».
В Уральском научно-исследовательском институте охраны материнства и младенчества (НИИ ОММ) принимают пациенток высокой группы риска по полису обязательного медицинского страхования со всей России.

Диана решила до последнего бороться за дочь, так что врачи провели ей уникальную сложнейшую операцию во время беременности
«Мы были ответственны за две жизни»: как проходила операция
Наша героиня рассказала, что на следующий день в НИИ ОММ собрали консилиум врачей. Они объяснили, что есть единственная возможность помочь ребенку — провести операцию внутриутробно (то есть прямо во время беременности без прерывания). Подобных случаев было в России совсем немного (но не точно таких же), и проводил их нейрохирург Альберт Суфианов.
Альберт Суфианов — доктор медицинских наук, профессор, главный врач ФГБУ «Федеральный центр нейрохирургии» Минздрава России (Тюмень), заведующий кафедрой нейрохирургии ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России, заслуженный врач РФ, член Всемирной академии нейрохирургии (WANS), председатель научного комитета Азиатского конгресса нейрохирургов (ACNS), член правления Ассоциации нейрохирургов России.
— Мне сказали, что у врачей есть опыт, ранее провели две похожих операции, но немного другого формата, моя операция сложнее, — вспоминает Диана. — Один желудочек головного мозга у ребенка был полностью здоров, а другой закупорен, из-за этого спинномозговая жидкость не циркулировала, как должна. Мне сказали, что оперировать плод приедет Альберт Акрамович Суфианов, а доступ к плоду обеспечит профессор Наталья Косовцова из НИИ ОММ. Я сказала, что готова на любые риски и понимаю, на что я иду.

Врачам нужно было поставить наркоз не только Диане, но и ребенку в пуповину. Аделия вся в маму — боролась и дергала пуповину, чтобы врачи ее не достали
В НИИ ОММ занимаются внутриутробной хирургией с 2009 года. Наталья Косовцова рассказала, что операция проходила в два этапа. Сначала профессор обеспечила доступ к плоду, затем нейрохирург Альберт Суфианов с коллегой Юрием Екимовым оперировали ребенка. Обычно такие операции проводят уже родившимся детям.
Наталья Косовцова — доктор медицинских наук, доцент, заведующая научным отделением биофизических и лучевых методов исследований ФГБУ НИИ «Охраны материнства и младенчества» Минздрава России, профессор кафедры медицинской биохимии и биофизики УрФУ и кафедры акушерства и гинекологии Института медицинского образования Центра Алмазова.
— Было серьезное расширение бокового желудочка головного мозга, потому что не функционировало отверстие, которое отводит ликвор (спинномозговую жидкость. — Прим. ред.), — пояснила Наталья Косовцова. — Из-за этого происходило сдавливание коры головного мозга, в такой ситуации нарушается кровообращение, это грозит атрофией мозга. Чтобы сделать дополнительное отверстие для оттока ликвора, пришлось сделать внутриутробную операцию.
После того как врачи сделали дополнительное отверстие, жидкость в мозге стала циркулировать правильно. Так медики сохранили ребенку жизнь. Они уже не в первый раз выполняют внутриутробные операции вместе с коллегами из Федерального центра нейрохирургии.
— По месту жительства пациентке предлагали прерывание беременности, потому что к моменту родов были бы уже необратимые последствия, — рассказала Наталья Косовцова. — Риски были большие, могли начаться преждевременные роды, ребенок мог погибнуть. Мы обо всём предупредили маму, она героически согласилась. Мы были ответственны за две жизни.

Профессор Наталья Косовцова вместе с коллегами сопровождала Диану с первого дня поступления в НИИ ОММ
Как операция повлияла на беременность и роды
После операции женщина очнулась практически сразу. Обычно пациенты тяжело отходят от общего наркоза, но Диана так сильно хотела узнать о результатах, что уже через час пришла к врачу на УЗИ. Конечно, медики ругались, но никто не устоит перед настойчивостью и силой ее духа.
— Наталья Владимировна говорит: «Боже мой, Диана, куда ты так быстро? Час всего прошел». УЗИ показало, что всё прошло отлично, я была счастлива. Кстати, забавный факт: дочь во время операции всё время убирала пуповину рукой, когда ей пытались поставить наркоз. Я лежала после операции тут практически всё время под наблюдением — лишь несколько раз уезжала домой на пару недель.
Диана рассказала, что очень скучала по сыну и мужу. Сын очень самостоятельный: он сам готовит и ходит в школу, а еще заботился о беременной маме. Рожала героиня тоже в НИИ ОММ, кесарево прошло по плану на 38-й неделе. Дочь назвали Аделией.
Теперь Диана с дочерью будут приезжать на нейрореабилитацию в НИИ ОММ примерно раз в полгода: неизвестно, как себя поведет организм малышки после такого серьезного вмешательства.
Помимо гидроцефалии у ребенка, у Дианы были другие риски по здоровью. Девять лет назад она получила серьезные множественные переломы, в том числе был раздроблен таз, и вынашивание беременности в целом было испытанием для ее организма. Но желание родить дочь было сильнее боли и страхов.

После родов у Дианы обострились старые травмы, пока что она ходит с палочкой
После родов о себе дали знать старые травмы, у Дианы очень заболели крестец, спина, ноги. Ей необходима операция в центре Илизарова в Кургане.
— Сейчас мы приехали на первую реабилитацию дочери, из-за сильной боли мне трудно ее держать, — поделилась героиня. — Все заботы на себя взял муж, он лежит вместе с нами. Я решила, что пойду на операцию только после грудного вскармливания, там долгий путь реабилитации. А пока я нужна малышке рядом, хочу, чтобы у нее сформировался крепкий иммунитет на грудном вскармливании.

Аделия здорова, развивается, как и ее сверстники. Дополнительных операций не требуется. Врачи будут и дальше наблюдать за малышкой
Как сейчас со здоровьем у малышки
Врач, который оперировал Диану, тоже наблюдает за развитием девочки. Наталья Косовцова отметила, что Аделия развивается, как и все другие дети в ее возрасте.
— Она здорова, нет большого увеличения головки, как бывает при гидроцефалиях, — рассказала врач. — После рождения девочке не потребовалась никакая операция; отверстие, которое мы искусственно создали, нормально функционирует.
За Аделией будет наблюдать команда врачей: невролог, педиатр, логопед, психолог, врач ЛФК и физиотерапевт. Диана пообещала врачам, что через три года придет за третьим ребенком.
Прочитайте историю мамы с Урала, родившей тройню в 43 года. Роды принимали также врачи НИИ ОММ. Также мы писали про уникальную тройню, родившуюся в екатеринбургской семье, все малыши очень похожи друг на друга.
А еще устраивали ревизию роддомов: в сериале «Где рожать в Екатеринбурге» показывали приемный покой, палаты, родовые, операционные и комнату для выписки. Почитайте также советы молодой мамы о том, что нужно сделать за месяц до родов, чтобы заранее создать себе комфортную обстановку дома. Множество полезных статей для мам и пап мы собрали в разделе «Родишь — поймешь».