В Следственном комитете завершили экспертизу по уголовному делу о смерти 11-месячной Насти Красноперовой. Полтора года назад маленькая девочка из Лесного умерла от миокардита — воспаления мышечной оболочки сердца.
Признаки болезни родители заметили 30 июля 2023 года: дочка стала чаще спать, отказывалась от прикорма и другой еды — от всего, кроме грудного молока. Вечером 31 июля папа Насти вызвал скорую: малышка была вялой, покашливала. И не мочилась больше 12 часов.
Девочку вместе с мамой Кристиной госпитализировали в Центральную медико-санитарную часть № 91. Насте поставили диагноз: ОРВИ и острая почечная недостаточность, гипергликемия (повышенное содержание сахара в крови).
Уже в больнице в ночь на 1 августа у малышки резко поднялась температура, была рвота и одышка. Ее увезли в реанимацию. Там врачи сутки бились за жизнь Насти, но безуспешно. 2 августа в 18:45 девочка скончалась.
Была ли вина врачей?
В свердловском Следственном комитете возбудили уголовное дело по части 2 статьи 109 УК РФ — «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей».
Точку в расследовании поставила экспертиза ФГКУ «Судебно-экспертный центр Следственного комитета РФ». Специалисты обнаружили массу дефектов в лечении ребенка, но они оказались не так важны. Спасти малышку было нельзя: вирусная инфекция мгновенно поразила ее сердце.
— Характер и тяжесть поражения сердца, отсутствие специфических эффективных методов лечения молниеносного миокардита исключали благоприятный исход у ребенка, и смерть его от эндомиокардита была неизбежна, — подытожили эксперты.
Выявленные дефекты и недостатки оказания медицинской помощи не могли оказать и не оказали какого-то значимого влияния на прогрессирование и исход тяжелого заболевания сердца.
Миокардит — воспаление мышечной оболочки сердца. В данном случае воспаленная мышца перестала качать кровь в органы Насти, а именно — в печень и почки, и они отказались работать.
Причиной возникновения миокардита стала… простая ОРВИ. Какой именно из многочисленных вирусов вызвал такую реакцию, так и осталось загадкой.
И всё-таки врачи кое-что упустили
— Медицинская помощь Красноперовой А. А. была оказана не в полном объеме, — пришли к выводу эксперты.
Еще на приеме у педиатра врач не провела пальпацию мочевого пузыря, никто не искал причины анурии (малышка, напомним, не мочилась больше 12 часов), ее не направили к нефрологу и эндокринологу, не назначили УЗИ почек и мочевых путей, не взяли мочу на бактериальный посев и даже не вели учет выпитой и выделенной жидкости.
На начальных этапах лечения медики недооценили тяжесть состояния ребенка. С анурией и гипергликемией малышку сразу могли направить в реанимацию — еще 31 июля.
Девочке не назначили сахароснижающую терапию, а также дали препарат «Лазикс», противопоказанный пациентам с почечной недостаточностью и той же анурией. Впрочем, не будь этих дефектов, спасти Настю тоже не смогли бы, хотя ранее частные эксперты находили связь между дефектами оказания медпомощи малышке и ее смертью.
И всё же наличие дефектов оказания помощи играет свою роль. Теперь родители могут обратиться в суд и потребовать от больницы моральную компенсацию за смерть дочери.
— Итог гражданского дела при таких обстоятельствах очевиден, — говорит юрист, предоставляющая интересы семьи ребенка, Юлия Липинская. — Жаль, что в рамках уголовного дела таких обстоятельств недостаточно для предъявления обвинения.
Можно сделать вывод, что вся эта масса дефектов, которую установили эксперты, косвенно повлияла на смерть ребенка.
Прочитайте, как предупредить развитие миокардита у детей.
В Свердловской области это уже третий случай смерти ребенка от миокардита. 3 октября в Областной детской больнице скончалась полуторагодовалая Варвара Мангарова из Нижнего Тагила.
Часто симптомы опасной болезни развиваются скрытно, так произошло и с четырехлетним Сашей из Первоуральска. В 9-й детской больнице его лечили от гастрита. Дело в том, что мальчик в силу возраста жаловался только на боль в животе.