1 декабря отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом. В Свердловской области почти 60 тысяч людей живут с ВИЧ. Медицинский обозреватель E1.RU Ксения Маринина уверена, что игнорировать эту тему нельзя. Она провела день в СПИД-центре и поделилась с вами своими наблюдениями. Далее — от первого лица.
Вызываю такси, путь назначения — СПИД-центр. Сажусь в машину, таксист Максим здоровается и с ухмылкой спрашивает: «А что за центр профилактики такой, куда едете?» Я прекрасно понимаю, что он имеет в виду, но решаю немного потестировать парня.
— Еду в СПИД-центр, кажется, у вас это написано в приложении. А почему вы спрашиваете?
— А-а-а, ну понятно всё.
— И что же вам понятно?
— Да так… (замялся)
На самом деле мне досадно, ведь передо мной молодой человек, который явно проявил пренебрежение к человеку из-за места назначения. Мне любопытно, что им движет. Страх? Неприязнь ко всем «не таким», как он?
— Вы знаете, я еду в СПИД-центр писать репортаж, и прямо с нашего диалога его и начну. Вы же меня спросили не просто так? Подумали, что у меня ВИЧ?
— Ну да.
— И вы сознательно спросили у пассажира, у которого подозреваете ВИЧ, что за интересный центр профилактики? Явно показывая ему свое пренебрежение.
— Получается, так.
— А почему вы себя так ведете? От страха заразиться?
— Наверное, да. Мне внутри неприятно. Вообще, возить людей в больницы и из больниц неприятно.
Дальше была мини-лекция о том, как передается ВИЧ, в разговоре мы пришли к тому, что заразиться ВИЧ от пассажира во время поездки нельзя.
— Максим, а если бы человек на ваш подкол ответил: «Да, у меня ВИЧ, и что»? Что бы делали дальше?
— Я бы отреагировал негативно. Но человек бы не признался стопудово, тоже придумал бы легенду.
— Максим, это очень грустно. Придумал бы тоже — это вы имеете в виду меня? Можете мне не верить, но людям с ВИЧ и правда приходится придумывать истории, чтобы не нарваться на осуждение. Только вот пассажир с ОРВИ и температурой вас заразить может, а с ВИЧ — нет.
Я вышла из машины с чувством безысходности, на 15 минут примерив на себя образ ВИЧ-положительного.
Попала в сериал «Санта-Барбара»: истории пациентов
В СПИД-центре решила начать с кабинета обследования на ВИЧ. Туда можно прийти с любыми вопросами, минуя регистратуру. Находится кабинет на первом этаже, после гардероба первая дверь налево, очередь живая. Передо мной оказался один мужчина.
В кабинете сидят два специалиста — Екатерина Русакова и Марина Долганова. К ним приходят просто за консультацией, приводят мужей и жен — поговорить и провериться. В этом кабинете также сообщают уточненный результат анализа.
Накал страстей в кабинете обследования на ВИЧ максимальный. Практически ежедневно — новые серии «Санта-Барбары».
— Приходит беременная, ее направил врач для уточнения диагноза, предварительно пришел положительный результат, — начала рассказ Екатерина Русакова. — Мы подтверждаем, что у нее ВИЧ. У нее шок, она кричит, что такого не может быть, плачет, говорит, что они с мужем много лет вместе, у них никого нет на стороне. А впоследствии выясняется, что он с ВИЧ живет уже несколько лет, знал о своем диагнозе и был предупрежден об ответственности за передачу вируса. Сообщить об этом жене мы не имеем права.
В таких ситуациях мы настойчиво повторяем пациентам: «Будьте, пожалуйста, друг с другом откровенны, без этого невозможно дальнейшее лечение и решение проблемы».
Оказывается, такое бывает часто: кто-то один из пары уже давно знает о своем ВИЧ-положительном статусе, но не рассказывает об этом партнеру. И врачи тоже вынуждены молчать, ведь это персональные данные пациентов, да и каждому из них сообщают об уголовной ответственности за заражение. Врачи с пациентами постоянно проводят консультации по выяснению контактных и привлечению их к обследованию.
— Некоторые мужчины приходят по наставлению жен, но при этом даже не задумываются, почему время от времени те их сюда ведут, — поделилась Марина Долганова. — Спрашиваем: почему решили протестироваться, был ли у вас незащищенный половой контакт? Отвечает, что ничего подобного не было, но жена зачем-то приводит сюда регулярно. Он просто делает, что она просит. Конечно, мы не можем ему рассказать, зачем это делает супруга.
Есть ряд пациентов, как правило, пожилых, которые приходят в этот кабинет из-за страха заразиться от близких. Например, они узнали, что у детей или внуков ВИЧ, и приходят провериться, не зная, что заражение в быту практически невозможно.
— Мы успокаиваем таких пациентов, объясняем, что при бытовых контактах риска передачи ВИЧ практически нет. Конечно, мы тестируем их, чтобы им было спокойнее.
Среди пациентов кабинета есть несколько спидофобов: они сдают анализы каждый месяц и тратят много сил врачей: каждый раз выдумывают новые невероятные ситуации, в которых им грозит заражение ВИЧ. Но медики терпеливо раз за разом отвечают на вопросы пациентов и тестируют их, вместе с тем дают рекомендации пролечиться от фобии у психотерапевта.
— Много тех, кто приходит просто спросить о рисках после незащищенного секса. Мы с удовольствием консультируем таких сознательных свердловчан, — сказала Марина Долганова.
Кто был в этот день в СПИД-центре
Дорогие читатели, которые пишут под каждым текстом про ВИЧ, что инфекция есть только у наркоманов и проституток: мне есть что вам сказать. Я провела день в СПИД-центре и не увидела ни одного человека, похожего по характеристикам на употребляющего и неблагополучного. В центре было много молодежи: парни, девушки, а также мужчины и женщины в расцвете сил, в возрасте 40–50 лет. Все с виду очень даже благополучные, стильно одетые, явно устроившиеся в жизни.
Пока вы думаете, что ВИЧ — это что-то далекое и совершенно вас не касающееся, вы под большой угрозой. Собеседники рассказывали E1.RU десятки историй, как доверяли мужчинам и женщинам из-за внешнего благополучия, а потом оказывались в СПИД-центре после страстной связи, в которой решили не предохраняться.
— Ведь он такой интеллигентный!
— Ведь она такая ухоженная и красивая…
Кстати, врачи поделились важным фактом. В 2014 году в Свердловской области выявили 8,5 тысячи случаев ВИЧ за год, а в последние годы диагноз ставят менее чем трем тысячам свердловчан за год. Снижение количества новых случаев происходит благодаря обследованиям, охвату антиретровирусной терапии и широкому распространению информации в СМИ.
Экспресс-тест: испытано на себе
Рядом с кабинетом обследования на ВИЧ, где можно задать все волнующие вас вопросы, есть кабинет экспресс-тестирования. Заглянула и туда. Тут вы вправе не представляться, но номинально медик должен написать на пробе, у кого он взял анализ. Выбирайте любое имя, если хотите засекретить результат.
Помещение небольшое, но внутри чисто и уютно. Мне волноваться не за что, поэтому называю настоящее имя и наблюдаю за сотрудницей. Она изначально была в шапочке, маске и одноразовом медицинском халате, а перед забором анализа надела чистые перчатки, при мне вскрыла тест-систему и обработала палец спиртосодержащей салфеткой.
Пробу медик забрала быстро и совсем не больно, едва коснувшись скарификатором. Затем капнула кровью на тест-систему, протерла место забора крови спиртосодержащей салфеткой, заклеила пластырем и попросила подождать 10 минут в коридоре. Результат сообщила еще быстрее, пригласив в кабинет. Волноваться мне не о чем: результат отрицательный.
И всё равно со мной поговорили о мерах профилактики, обратив внимание, что если у меня был риск заражения, позже стоит протестироваться еще раз. Обычно от момента заражения до появления антител, которые можно обнаружить в крови, проходит от двух недель до трех месяцев, а иногда — от полугода до года.
Период от момента заражения до появления в крови антител к ВИЧ называется «серонегативным окном». Сотрудница пояснила, что если у меня есть сомнения в результате, нужно быть внимательной и в это время предохраняться, чтобы не подвергать опасности других. Имейте в виду!
Если при сдаче экспресс-теста результат оказывается положительным, пациента тут же направляют сдать анализ классическим методом для уточнения диагноза. Спросила у врачей, что тут у них интересного еще есть. Повели в лабораторию. Там меня встретила заведующая Татьяна Сандырева.
Когда результаты на ВИЧ бывают ложноположительными и как подтверждают анализ
Заведующая лабораторией рассказала, что прежде чем врач поставит диагноз «ВИЧ», результаты несколько раз перепроверят на разных тест-системах и аппаратах, чтобы исключить вероятность ошибки. Конечно, об этом я подумала в первую очередь: а вдруг медики ошибутся, и это повлияет на всю мою жизнь? Наверное, всем, кто услышал положительный результат, хочется в это верить. Но система контроля настолько тщательная, что СПИД-центр дает 100% верное заключение.
На первых этапах возможен ложноположительный результат за счет чувствительности тест-систем. Например, вы сдали кровь на ВИЧ в стационаре государственной или частной больницы, в поликлинике или где-то еще. Если результат пришел положительный, информацию вместе с образцом крови передают в СПИД-центр, где ее повторно проверяют на нескольких тест-системах. Всего по приказу Минздрава РФ кровь должна быть проверена на системах трех разных производителей.
— Но и это еще не всё! При получении двух положительных результатов из трех сыворотку крови везут в арбитражную лабораторию Центра СПИД, которая может обеспечить очень высокий уровень точности результатов проведенного анализа, — пояснила Татьяна Сандырева. — Заключительный метод исследования называется иммуноблот.
Иммуноблот — это современный метод лабораторной диагностики. Применяется он в качестве точного, «подтверждающего» обследования.
После получения положительного результата этим методом сомнений в наличии ВИЧ-инфекции у пациента не остается.
Как женщина с ВИЧ не передает инфекцию ребенку?! (и другие важные вопросы педиатру)
Педиатр Дарья Витюнина рассказала, что в Свердловской области ежегодно рожают около 900 ВИЧ-положительных женщин, и 99% детей при этом рождаются без ВИЧ-инфекции.
Если сравнить Свердловскую область с другими регионами России, мы в первой десятке регионов по числу молодых ВИЧ-позитивных женщин, становящихся мамами. Для предотвращения инфицирования все ВИЧ-положительные беременные принимают антиретровирусные препараты, а наблюдение у врача в течение 1,5 года необходимо, чтобы окончательно исключить ВИЧ-положительный статус ребенка.
Как только женщина забеременела, она наблюдается в отделении, оказывающем помощь матерям и детям, и потом приходит сюда на приемы с ребенком до полутора лет. Частый вопрос читателей E1.RU: как ВИЧ-положительным женщинам удается родить здорового ребенка? Как это вообще возможно?!
Дарья Витюнина рассказала, что при приеме антиретровирусных препаратов можно зачать, выносить и родить здорового ребенка, риск передачи ему ВИЧ будет минимальным. Это относится ко всем парам: и когда только один из партнеров живет с ВИЧ, и когда оба партнера ВИЧ-положительные.
Важно правильно принимать терапию и добиться неопределяемой вирусной нагрузки у матери, а также соблюдать назначения врача. Также ВИЧ-положительные женщины не кормят малышей грудью, чтобы не передать вирус через молоко.
Педиатр также ответила на мой вопрос о вредности лекарств. Терапия современными препаратами является безопасной как для матери, так и для ребенка, это доказано многочисленными клиническими исследованиями. Препараты не влияют на рост и развитие ребенка и не угрожают нормальному течению беременности.
Что делать, если диагноз поставили только что и человек в шоке
При первом визите, когда пациент узнает про свой диагноз «ВИЧ-инфекция», обязательна консультация клинического психолога. В СПИД-центре их несколько. Можно приходить к ним за поддержкой не только на первых этапах принятия статуса. Только после психолога пациент знакомится со своим лечащим врачом-инфекционистом, задает ему вопросы, проходит обследования, начинает лечение.
А еще в СПИД-центре есть самое уютное место, где вас каждый день ждут равные консультанты. Пространство для общения находится в цокольном этаже, слева от главного входа. Туда можно спуститься после приема врача и поговорить о жизни с тем, кто уже прошел путь принятия ВИЧ и устроил свою жизнь. Равные консультанты ждут вас в часы работы центра.
Всего в команде равных консультантов восемь человек, все они ВИЧ-положительные. Они готовы поговорить с любым про то, как строить жизнь с ВИЧ, как справиться с дискриминацией, как следить за здоровьем и продлить жизнь.
Екатеринбурженка Полина уже рассказывала нам свою историю о том, как 22 года живет с инфекцией. В день моего визита она как раз дежурила. В помещении, где сидят равные консультанты, есть чай, кофе и печенье, можно уютно устроиться о поговорить о самом волнительном.
— Нас часто спрашивают, как мы приняли диагноз, как привыкали к лечению, — делится Полина. — Я считаю, что наша важная функция, помимо человеческой поддержки, — наладить связь между пациентом и врачом, чтобы люди не боялись спрашивать всё, что их волнует. Большинство наших посетителей приходят регулярно, после сдачи анализов заглядывают на чай. Но приходят и новенькие, кто только что узнал о диагнозе.
Полина рассказала, что равные консультанты также выдают продуктовые наборы и подгузники для малышей, но такую помощь оказывают только нуждающимся ВИЧ-положительным пациентам.
Екатеринбурженка считает, что безопасное поддерживающее пространство для ВИЧ-положительных очень важно. Там проходят встречи равных консультантов с пациентами, они знакомятся друг с другом, объединяются по интересам, поддерживают друг друга и понимают, что теперь они не одни.
Свердловский центр СПИДа: г. Екатеринбург, ул. Ясная, 46, телефон регистратуры: 8 (343) 222-22-90.
Информационная линия о ВИЧ: 8 (343) 310-00-31, по будням с 09:00 до 18:00. Горячая линия по ВИЧ фонда «Новая жизнь»: консультации психолога и врача по телефону 8 800 550 68 41 (с 09:00 до 21:00 без выходных).
Обследование на ВИЧ в Екатеринбурге в Свердловском центре СПИДа (бесплатно, возможно анонимное обследование): кабинеты 109 и 143, будни с 08:00 до 18:00, перерыв с 12:00 до 12:30. Кровь на ВИЧ можно сдать в поликлинике по месту жительства (также бесплатно).
Сегодня, 1 декабря, тест-мобили работают с 14 до 19 часов у «Ельцин Центра» и у станции метро «Площадь 1905 года» (выход к «Пассажу»).
По этой ссылке — серия материалов, в которых мы рассказываем, как вирус пришел на Урал, как менялось лечение, как рожают здоровых детей пары, где у одного из партнеров ВИЧ, и другие истории.
Ранее врач объясняла, как работает терапия против ВИЧ. Почитайте также историю екатеринбурженки, которая с рождения живет с этим вирусом. Мы рассказывали, как проходят анонимные встречи ВИЧ-положительных людей, и публиковали три истории горожан, которые заразились вирусом после секса. А еще обратите внимание на историю семьи с ВИЧ, в которой родился здоровый ребенок.