Начало учебного года тяжело переживают не только дети, но и взрослые. Это обсуждается в каждой семье, в каждой курилке, на дружеских встречах и рабочих перерывах. «Опять эти домашки», «Снова по пробкам таскаться в школу», «Да когда же это всё закончится…»
Почему у родителей столько негативных эмоций в эти дни? Детский психиатр, заведующая филиалом «Детство» Свердловской психиатрической больницы Светлана Хабарова считает, что взрослые слишком тревожные: детям нужно передавать гораздо больше ответственности. Тогда учебный год не будет ужасать родителей, а сами школьники будут лучше готовы к самостоятельной жизни. Приводим мнение врача полностью.
У меня есть такое чувство, что начала учебного года больше боятся родители. Вы же, выходя из отпуска, не боитесь пойти на работу? Почему вы решили, что ребенок боится пойти в школу? Это просто начало года. Вы ведь не плачете по поводу 1 января — это же тоже какой-то рубеж. Почему тогда сентябрь стал каким-то страшным временем? Наверное, просто стало больше мемов.
Понятно, что у родителей становится больше занятости, они, может, поэтому так тяжело воспринимают. Потому что ребенка нужно отвозить, привозить, делать домашние задания… Развивайте у детей самостоятельность, если есть такая возможность, если вы не везете ребенка в школу из другого города.
Ничего страшного, если ребенок потолчется в общественном транспорте.
Родители еще поэтому взвинчены: они всё лето ездили на работу одни, им не надо было стоять в пробке до школы и от нее. Потом еще везут детей на секции. Но ребенок может научиться самостоятельно перемещаться по городу.
Будет здорово, если ребенок сам будет следить за своим расписанием, научится чувствовать время. Ему нужно помнить, какие дела у него будут в этот день: во сколько нужно выйти из дома, быть в школе, к какому времени — к репетитору, в секцию, в какое время надо сделать уроки, чтобы всё успеть.
Нужно приучать ребенка к самостоятельности, когда у него сформировано представление о времени — обычно это происходит в первом-втором классе.
Родители в последние годы однозначно стали тревожнее, поэтому стараются всё контролировать. Но нужно передать часть ответственности ребенку.
Если он не справляется — обсудить, что ему мешает, подсказать как нужно. Если всё же ребенок не реагирует — разговаривать по-другому.
Дети считают себя взрослыми. Нужно говорить: если ты ответственный, выполняй дела, учитывай время. Если ты не можешь с этим справиться, значит, незрелый, маленький. Обычно это действует на ребенка и помогает ему собраться. Но всё это прививается постепенно, с разговорами, с объяснением.
Конечно, нужно помогать детям разбираться со сложными темами, но не делать домашние задания за них!
Тогда и новый учебный год не будет вызывать столько переживаний. Большинство детей возвращаются в школу с интересом и желанием: они давно не видели одноклассников, учителей. Им в радость с ними пообщаться, обменяться новостями. Если не создавать этот негативный фон, ребенку будет гораздо проще вернуться в школу.
В сентябре стоит добавлять нагрузку порционно, не всё сразу: и школа, и секции, и репетиторы. Если дети не занимаются спортом профессионально, ничего страшного не случится из-за того, что они вернутся туда через пару недель. За это время они успеют адаптироваться к нагрузкам.
А вечером стоит гулять всей семьей на свежем воздухе, продумывать какую-то физическую активность, чтобы ребенок к концу дня уставал и быстро засыпал. Тогда адаптация для всех пройдет быстро и комфортно.
Свердловский областной круглосуточный бесплатный телефон доверия и психологической помощи: 8 800 300-11-00.
Телефон психологической помощи для детей, подростков и родителей: 8 800 300-83-83. Все звонки, в том числе междугородние, в пределах Свердловской области бесплатные. Подробнее об этих номерах можно прочитать здесь.
В Екатеринбурге есть центр социально-психологической помощи детям и молодежи «Форпост»: любой ребенок, проживающий в нашем городе, может позвонить по номеру (343) 385-73-83. Также есть единый общероссийский детский телефон доверия: 8 800 2000-122 (круглосуточно и анонимно).
А по этой ссылке вы найдете сайт, созданный Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Там есть материалы для социальных педагогов, родителей, администрации, педагогов, школьных психологов.
Ранее врач рассказывала, как новые субкультуры (вроде фурри, квадробики и териантропии) влияют на психику.
Вот еще подборка важных материалов про детей:
инструкция от Динары Березиной, как говорить с детьми о сексе. Надо понимать: знание о том, что это такое, — не побуждение к действию. Врачи объяснили, почему уроки секспросвета нужны в школах;
советы детского психиатра: что делать, если ребенок не хочет учиться и приносит двойки;
недопустимые фразы и инструкция от врача, как уберечь ребенка от суицида.