В Екатеринбурге открылась выставка картин детей с ментальными нарушениями. Как рассказали организаторы из фонда «Я особенный», конкурс придумали не только для того, чтобы показать Россию глазами особенных художников. Еще одна задача — вообще узнать, как ребята видят свою страну, чем им дорог и интересен их регион.
Всего пришло больше 100 работ из разных городов страны. Посмотреть на них вы сможете в Veer Mall до конца февраля, а прямо сейчас читайте наш репортаж с невероятно трогательной выставки.
— Получив весточки, мы удивлялись, как одновременно многогранна и похожа наша страна, — рассказала Галина Соловьева, директор по коммуникациям фонда. — Через раз — образ рек и деревьев, храмы и поля, цветы, архитектурные особенности, светлые цвета. Главное, что радовало — в письмах семьи писали, что часто выбираются к главным достопримечательностям области, не сидят на месте, изучают и знают свой край. Так снова разбились стереотипы о замкнутости жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта выставка — попытка объединить интересные и непростые судьбы детей, которые могут даже не догадываться друг о друге, но иметь похожее восприятие жизни, успокаиваться у воды, любоваться лесом, любить свои школы или парки.
Три ребенка из Екатеринбурга открыли нам свой мир и рассказали, почему видят страну и Свердловскую область именно так. Кате Половниковой 16 лет, у нее РАС (расстройство аутистического спектра). Чужих людей девочка стесняется, поэтому про картину сначала рассказывает неохотно, но, когда мама обещает купить две тетрадки, которые Катя очень хочет, — соглашается.
—Здесь нарисованы влюбленные люди, они держатся за руки, — говорит Катя, наклоняя голову. — Они идут вон туда — тонкий пальчик устремляется к разноцветным высоткам на заднем фоне. — Там домики. А вот это шарик, он такой огромный. — Палец перемещается вниз, шар очень напоминает фонтан у Театра драмы.
— Какая техника у тебя тут, чем ты рисовала? — подсказывает мама.
— Акварель.
— А еще что ты добавляла?
— Гуашь. Соль.
— Что тебе вообще нравится рисовать?
—Только людей влюбленных, — улыбается Катя. Но когда мама напоминает ей про другие рисунки, спохватывается: — Я рисую море, гимнасток, танцовщиц…
На море семья ездит каждый год, возможно, поэтому морская тема привлекает девочку. Как говорит сама Катя, рисовать ей легко. Например, картину с влюбленными она написала за 1,5 часа. Сейчас девочка активно пробует новые техники: использует соль, акрил, акварель, гуашь, карандаши. Например, простым карандашом она делает натюрморты, учится технике штриха.
Катя занимается с преподавателем из художественной школы индивидуально. Чтобы учиться в общей группе и потом получить диплом, программа должна быть адаптирована, но в художках такого нет. У сотрудников школы есть только идеи, как это можно сделать. Педагог, которая занимается с юной художницей, — проводник для этих идей. Она просит фотографировать все Катины работы, отправлять ей снимки дипломов и видео с выставок. И радуется победам девочки как своим.
— Рисует Катя постоянно, часто делает это по видеоурокам: находит в интернете, — рассказывает мама. — Даже когда настроения нет, бежит рисовать. Для нее это настоящая арт-терапия. После творчества Катя всегда успокаивается и в целом чувствует себя лучше.
Милене Галызовой-Цевиной десять лет, у нее задержка психоречевого развития с аутистическими чертами, легкое когнитивное расстройство. Для конкурса Милена изобразила Екатеринбургский цирк — яркие цвета, узнаваемый купол, клоуна и животных.
— Милена первый раз была в цирке, ей очень понравилось! — рассказывает Юрий, папа девочки. — Особенно тигры. Может показаться, что справа лев, но на самом деле это наш кот Тимоша. Дочка его очень любит, у него даже есть отдельный портрет. Рисовали с нашим тьютором Натальей Игоревной, которая и раскрыла талант дочери к рисованию.
Милена очень любит петь. Поет и детские, и взрослые песни. Ее любимая — советская «Песенка о капитане».
— Мы через пение «вытащили» речь, — поделился мужчина. — Ходим в театр для особенных детей, частный. Там дети много поют. И вот Милена смотрела, как это делают другие дети, и тоже начала петь, а потом — говорить. Рисование — второе открытие после пения.
Даше Ваулиной 15 лет, у нее синдром Дауна. Девочка нарисовала осеннюю набережную города. Среди высоток угадывается башня «Исеть».
— Расскажешь, что здесь? — спрашиваем Дашу.
— На картине, которая перед нами... — слегка волнуясь, тоном экскурсовода начинает Даша. — Изображены горы, листья (только они очень плотно раскрашены), море...
— Река, — мягко поправляет мама. — Наша Исеть, да?
— Да, Исеть, — соглашается девочка. — А вот это, тоже вы видите, это маленькая полянка, которая находится рядом с Исетью.
— Почему ты нарисовала именно это?
— Потому что мне понравилось. Мне очень нравится рисовать. Мы рисовали с Ириной Сергеевной (дефектолог фонда «Я особенный», которая занимается с Дашей. — Прим. ред.). И мне просто… Это любовь — эта картина! — эмоционально говорит девочка, расплываясь в улыбке.
— Сколько занятий ты рисовала? — спрашивают Дашу первые посетители выставки.
— Два часа!
По словам мамы, с педагогом у Даши случился тандем, им хорошо работать вместе, поэтому у девочки получаются настоящие шедевры. Дефектолог дает Даше задания и подсказывает идеи, а юная художница мастерски воплощает их в жизнь.
— Даше очень хорошо дается творчество, это вообще ее стезя: и танцы, и пение, — считает мама девочки. — Это та область, где она реализуется и не получает замечаний или критики. Творчество очень помогает Даше в жизни, но, к сожалению, на это остается мало времени. В основном время уходит на учебу. Вообще, рисованием специально практически не занимались. Сейчас она, как правило, рисует по указанию педагога (но всё делает сама). Ее личные сюжеты — это обычно мама, папа, домашние черепашки, что-то очень семейное и душевное. У Даши хорошо развито чувство колористики, она может передать эмоции через цвет.
В семье у Даши все творческие. Папа — фотограф, мама — музыкант, и все поют. Для девочки пение — тоже любимое занятие. Когда семья уже собирается домой, Даша подходит к организаторам и со сдержанным восторгом сообщает: «У вас замечательная выставка!»
Предлагаем посмотреть и другие картины с выставки. Перед вами — Россия. Согласитесь, весьма непривычная получилась трактовка? Эти фрагменты образа нашей страны рисовали особенные ребята — и сделали они это особенно трогательно.
В апреле прошлого года подобная выставка проводилась в «Гринвиче». Тогда сотрудники фонда «Я особенный» попросили детей изобразить то, что им важно и близко: себя, свой мир, мечты и увлечения.
Прочитайте, как семья из Екатеринбурга пыталась вылечить ребенка с аутизмом за рубежом, как принимала диагноз и новую жизнь. Ранее мы рассказывали про пять семей, которые воспитывают детей с расстройством аутистического спектра.