Стало известно, кто виноват в том, что в Свердловской области сразу двое детей пострадали после установки катетеров. В СК России завершили судебно-медицинскую экспертизу и пришли к неожиданным выводам: дело оказалось не в некачественных медицинских изделиях, а в медсестрах, которые в нарушение инструкции попытались вытащить из тел недоношенных малышей катетеры. В этот момент они и оборвались.
Рассказываем, к каким еще выводам пришли эксперты.
Семья Ивановых
Сын Глеба Иванова родился 28 июня 2022 года недоношенным и весил всего 1320 граммов. Ребенка положили в реанимацию и назначили препараты, которые вводили через специальный катетер для новорожденных. В первый же день кончик силиконового катетера отломился и остался в вене, а потом оказался в сердце.
Позже стало известно, что врачи ОДКБ без ведома отца провели малышу две операции: в день рождения ребенка они попытались достать катетер, разрезав кожу возле места, куда вкололи глубокую венозную линию. На следующий день, 29 июня, медики провели «ревизию вен правого плеча», но фрагмент катетера не увидели.
22 августа 2022 года доктора достали 10-сантиметровый фрагмент катетера из сердца мальчика. После родители обратились за помощью в Следственный комитет. Было возбуждено уголовное дело по статье «Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» (часть 1 статьи 238 УК РФ).
Экспертиза длилась полгода. Оказалось, что в процессе установки катетера медсестры поступили неправильно и попытались извлечь его, из-за чего тонкая трубочка порвалась. Здоровью мальчика был нанесен вред средней тяжести, так как больше 21 дня потребовалось, чтобы провести операцию и извлечь инородное тела из правого желудочка сердца.
Кроме того, наличие самого катетера в организме могло спровоцировать у ребенка нарушения мозгового кровообращения, сепсис, эмболию сосудов головного мозга или легких. К счастью, ничего из этого не произошло.
— Экспертная комиссия приходит к выводу, что в процессе установки палатными медицинскими сестрами глубокой венозной линии в нарушение инструкции к венозному катетеру, утвержденной производителем, кроме поступательных движений (проталкивающих катетер внутрь) имело место возвратное движение (направленное на извлечение катетера) сквозь иглу-бабочку, в это время находившуюся в просвете вены, сопровождавшееся повреждением стенки катетера остро заточенной кромкой иглы, а последующая тракция (вытяжение), направленная на полное извлечение катетера из вены, привела к его обрыву, — указано в заключении судебно-медицинской экспертизы.
Произошедшее признали дефектом оказания медицинской помощи.
При этом эксперты несколько раз отметили, что в Минздраве России нет разработанных клинических рекомендаций по диагностике и лечению в случае попадания инородных тел в сердце и легочные артерии. Это значит, что у врачей нет четких инструкций для подобных случаев, которые происходят уже не первый раз.
Кроме этого, эксперты выявили несколько нарушений в Верхнепышминской больнице, где родился малыш: там не зафиксировали рост и вес недоношенного и не дали рекомендации по его питанию.
Семья Зыряновых
Анастасия Зырянова из Заречного родила дочку Дашу 30 апреля 2022 года в НИИ ОММ, ей сделали кесарево сечение на 34-й неделе беременности. Появившаяся на свет малышка весила чуть больше двух килограммов и плохо дышала, поэтому ее перевели в реанимацию.
Как и многим недоношенным детям, Даше хотели установить венозный катетер для дальнейших процедур, но силиконовый кончик оборвался и остался в вене. Историю Зыряновых мы рассказывали в отдельном материале: девочке было восемь месяцев, когда ее родители обратились в редакцию E1.RU.
В НИИ ОММ произошедшее назвали «возможным осложнением» после установки глубокой венозной линии. Семья также обратилась в Следственный комитет, там возбудили уголовное дело по той же статье, что и в случае с Ивановыми. Анастасия Зырянова очень долго добивалась, чтобы ее дочери наконец-то провели операцию и извлекли катетер из тела. Дело взял под свой контроль глава СКР Александр Бастрыкин.
Благодаря помощи юриста Юлии Липинской 9 февраля 2023 года девочке провели операцию и достали катетер, его длина оказалась 18 сантиметров.
По этому делу эксперты пришли к аналогичным выводам: медсестры в процессе установки глубокой венозной линии нарушили инструкцию, попытавшись вытащить катетер. В этот момент острый край иглы повредил одну из стенок трубки и она оборвалась. Здоровью девочки также был нанесен вред средней тяжести.
— Установлен дефект оказания медицинской помощи — нарушение медицинскими работниками процедуры установки венозного катетера «Неолайн», сопровождающееся резаным повреждением его стенки, приведшее к обрыву и миграции фрагмента катетера в полость правого желудочка и легочную артерию, — отмечается в экспертизе.
Других дефектов оказания медицинской помощи малышке эксперты не нашли.
— Первоначальная позиция — о вине медицинских работников — нашла свое подтверждение. Сейчас мы ждем предъявления обвинения медработникам учреждений, где пострадали дети. Самая положительная сторона этих историй — это то, что детям были проведены операции по удалению катетеров. Надеемся, что их жизни больше ничего не угрожает, — прокомментировала ситуацию юрист Юлия Липинская, представляющая интересы обеих семей.
Также мы подробно рассказывали про производителя катетеров — компанию «Матрикс»: Росздравнадзор признал партию изделий недоброкачественной (и это уже не первое предупреждение в адрес фирмы).