Екатеринбуржцы Наталья и Артем Сафроновы — оба ВИЧ-положительные, но три года назад они родили здорового симпатягу Ивана. Семья не стесняется своей истории, напротив, хочет показать, что жизнь не заканчивается на диагнозе. Они женаты четыре года, познакомились в некоммерческой организации, куда оба пришли работать равными консультантами. Ребенка не планировали, специально не готовились, но оба давно принимали терапию против ВИЧ-инфекции. А когда узнали радостную новость, конечно, решили рожать. Наталье тогда было 40 лет.
Как заболели
Наталья узнала о том, что у нее ВИЧ, в 20 лет. Девушку пригласили в больницу и сообщили результат анализа.
— Я, мягко сказать, удивилась, мне казалось, что мир рухнул, как жить?! — вспоминает она. — В первую очередь узнали мои родные, отреагировали нормально. Такое ощущение, что они знали про ВИЧ больше меня, сказали, мол, ну есть и есть. Как это есть и есть, я ведь умираю?! Они сказали: «Да ничего, будем жить дальше». Я довольно быстро пришла в себя. Потом всё больше информации появлялось, и тогда я окончательно успокоилась.
Своего положительного ВИЧ-статуса не стесняется и Артем.
— Узнал про ВИЧ я в 2007 году, — рассказал он. — Тогда было мало информации, поэтому я не пил терапию, довел болезнь до стадии СПИДа, потом заболел туберкулезом, начал лечиться. Таблетки стал принимать в 2011-м. На вопрос, как заразился, у меня есть свой ответ: я эпидрасследование не проводил. Сейчас у меня есть жена, любимая работа, любимый сын. Я счастлив.
Почему открыли лица
Наталья сразу решила, что будет говорить о диагнозе открыто, ведь это часть ее жизни. К тому же она хотела показать другим людям, что жизнь с ВИЧ — полноценная.
— Я никогда не скрывала диагноза, хочу на своем примере показать людям, что жизнь после установления диагноза не заканчивается, — поделилась Наталья. — Мы женимся, рожаем детей, и это всё вполне реально, если просто знать, как жить с ВИЧ. И главное — не бояться обращаться к врачам за помощью, тем более что в Свердловском центре СПИДа они прекрасные, помогают, все непонятные моменты разъясняют. Еще очень удобно, что все обследования можно сделать в одном месте бесплатно, никуда больше ездить не надо.
Артем считает, что стесняться нечего, у каждого жизнь складывается по-своему. Мужчина консультирует пациентов, которым поставили диагноз ВИЧ. В этом он видит свое предназначение. А ВИЧ-инфекцию воспринимает как обычное хроническое заболевание.
— Моя задача — информировать и поддерживать, — рассказал Артем. — Да, иногда приходится повторять людям по пять раз, но чем больше человек информирован, тем меньше он боится. Я объясняю, как и зачем нужно начать лечение, проводить профилактику туберкулеза, постоянно наблюдаться у врача-инфекциониста, как родить здорового ребенка и многое другое.
«Депрессию проходят все»
— Мне кажется, депрессию проходят все ВИЧ-положительные, — добавила Наталья. — Она почему появляется? Потому что ты боишься реакции общества, боишься всего. Кажется, что ты остался один на один с этой проблемой. Порой люди думают даже о суициде, потому что не представляют, как жить дальше. Когда люди приезжают на встречу впервые, они, как правило, в слезах, у них горе. Они смотрят на нас, а мы улыбаемся, потому что уже знаем, что это такое, и умеем жить с ВИЧ.
По словам Натальи, обычно люди, которым только поставили диагноз, не могут понять их спокойствия и жизнерадостности. «У меня ведь ВИЧ», — твердят они.
— У нас тоже он есть, но мы живем, ни в чем разницы не чувствуем, — сказала героиня. — Единственное, утром я пью витамины — я так называю противовирусные препараты, и чаще хожу на обследования, чтобы держать всё под контролем.
У Натальи и Артема есть чат для «плюсиков», так называют людей, которые обратились за помощью. Нередко благодаря такому общению участники встречают свою любовь.
— Там мы рассказываем о своей жизни, отвечаем на вопросы и держим их в курсе того, что мы делаем, — рассказала Наталья.
Осуждает ли кто-то
— С явным осуждением и стигматизацией я не сталкивалась, — отметила Наталья. — Может, были какие-то случаи, но я не помню острых ситуаций. Мне важнее не реакция людей на меня, а донести до них, что такое ВИЧ и стоит ли бояться вируса и меня. Все относились с пониманием.
Артем рассказал, что не ориентировался на мнение окружающих. Принятие произошло почти сразу.
Как родили здорового ребенка
Артем устроился работать в фонд «Новая Жизнь» раньше Натальи на 3 месяца.
— Мы с мужем принимали терапию и просто жили, ничего не планируя, — вспоминает героиня. — В 40 лет я узнала, что беременна. Мы слушали врачей, следовали их рекомендациям и родили здорового ребенка. Его даже уже сняли с обязательного наблюдения. За детьми врачи СПИД-центра обязательно наблюдают полтора года.
Артем рассказал, что они много знают про ВИЧ, и призывают всех, кто столкнулся с этой проблемой, обращаться к врачам, обследоваться и лечиться.
Свердловский центр СПИДа,
Екатеринбург, ул. Ясная, 46.
Регистратура: 8 (343) 222-22-90.
Информационная линия о ВИЧ: 8 (343) 310-00-31 (доступен по будням с 09:00 до 18:00).
Горячая линия по вопросам о ВИЧ фонда «Новая Жизнь»: 8 800 550-68-41 (с 09:00 до 21:00 без выходных).
Консультации психолога и врача, а также обследование на ВИЧ в Екатеринбурге доступно бесплатно в Свердловском центре СПИДа на ул. Ясная, 46, кабинеты 104 и 143, по будням с 08:00 до 18:00 (перерыв с 12:00 до 12:30).
Возможно анонимное обследование на ВИЧ (сдача крови) как в центре СПИДа, так и в поликлинике по месту жительства.
Ближайший для вас тест-мобиль можно выбрать по ссылке. Также есть возможность задать анонимные вопросы о ВИЧ здесь.
В Свердловской области больше 68 тысяч людей живут с ВИЧ. По ссылке серия материалов, в которых мы рассказываем, как вирус пришел на Урал, как менялось лечение, как рожают здоровых детей пары, где у одного из партнеров ВИЧ, и другие истории.
Ранее врач объясняла, как работает терапия против ВИЧ. Читайте также историю екатеринбурженки, которая с рождения живет с этим вирусом. Мы рассказывали, как проходят анонимные встречи ВИЧ-положительных людей, и публиковали три истории горожан, которые заразились вирусом после секса.