Очереди, ругань и хаос стали обычным делом в екатеринбургских поликлиниках. Если вы пациент или врач, который страдает от того, что ничего не работает, — знайте, вы не одни! Все больницы города сейчас по очереди переходят на работу в новой информационной системе, поэтому и «виснут». Мы решили узнать у медиков, что не так с Единой цифровой платформой.
Если вам повезло и вы в последние месяцы не посещали поликлинику, то вот вам краткое описание обстановки: электронная очередь не работает, на «Госуслугах» запись доступна далеко не везде, в поликлиниках, которые переходят на новую систему, нужно стоять в очереди за талоном в регистратуру, как в старые добрые времена, больничные открываются и закрываются с трудом, а для того чтобы получить направление на льготные лекарства, нужно пройти квест. И это еще не полный список.
Читательница Татьяна поделилась своим опытом:
— Так во всех поликлиниках города. На [официальном] сайте Екатеринбурга записи нет, на «Госуслугах» так же: врачи не найдены, на письменные запросы в электронную приемную сайта мэрии и напрямую в 7-ю горбольницу ответов нет, только перекидывают письма в Минздрав, а те — в Минцифру, и тишина. И так с начала года.
Екатеринбурженка Наталья рассказала о своей боли:
— В «семерке» несколько дней назад пять часов простояла. Программа у них зависла, половина очереди, не дождавшись, ушла умирать домой.
В этой ситуации терпения не хватает не только у пациентов, но и у медиков.
— Ничего не работает, базы данных нет, готовы уволиться все, — рассказал один из руководителей больницы в городе.
Другой руководитель подтвердил, что у его коллектива тоже подобные настроения.
— Медики срываются уже, потому что пациенты кидаются на них за то, в чем они не виноваты, — поделился врач. — Ни у кого не хватает терпения. Но самые несчастные люди — сисадмины, на них жалко смотреть. Все шишки летят в их адрес, хотя и они не могут повлиять на происходящее.
Программа работает частично
— Закуплена основная версия [программы], как мы понимаем, часть модулей пока не работает, — предположил медик. — У нас куча вопросов по больничным листам. Их очень проблемно выписывать, приходится это делать через старую систему «МИР», пока нам ее не отключили. Данные о вакцинации тоже туда не заносятся. Рецепты на льготные лекарства не выдаются, приходится делать всё по старинке, пользоваться программой «Асулон».
Программный комплекс «Асулон М-аптека» предназначен для управления процессами льготного лекарственного обеспечения населения.
Теперь врачи добрым словом вспоминают АИС «МИР», в которой они работали. Она хоть и зависала временами, но была достаточно удобной в использовании.
АИС «МИР» — автоматизированная информационная система «Медицинская интегрированная регистратура».
— Прошлая система хоть и тормозила, но была довольно продуманной, мы в одной программе видели и приемы пациента, и назначенные ему лекарства, — вспоминает опытный врач. — Может, эта тоже хорошая, но пока она не заработала, и мы не привыкли. В итоге всё равно будем делать в ЕЦП (Единой цифровой платформе. — Прим. ред.), когда ее отладят, вариантов нет. Просто пока в процессе это добавляет нам работы и сложностей, с которыми мы боремся.
Врачи жалуются на то, что на данный момент программа не дает вносить информацию о приемах задним числом, но в день приема пациента медики физически не могут успеть этого сделать, если ЕЦП не работает (или работает некорректно).
— А если не внести день в день, то реестр пропадет, прием не посчитается, врачу не заплатят, и у пациента в случае чего нет никаких данных, что он был на приеме, — поделился медик. — Приходится задерживаться и вносить [информацию], это фактически еще одна смена, за которую не платят.
Сотрудники больниц назвали еще одну проблему. Регистраторы не видят данных о пациенте, например о том, что человек стоит на диспансерном учете. Это приводит к тому, что люди лукавят, что у них есть, например, хроническое сердечное заболевание, записываются к кардиологу, минуя терапевта. В итоге пациенты, фактически не нуждающиеся в этом приеме, занимают всё время врача.
— В итоге оказывается, что человек «просто хотел провериться», а реальный сердечник должен ждать приема, потому что все окна заняты, — возмущается руководитель одной из поликлиник Екатеринбурга. — Он получает помощь не вовремя. И так по всем узким специалистам. А еще на высокотехнологичные исследования (например, МРТ, КТ) мы отправляем людей в другие больницы, в «МИРе» направление делалось за минуту, там все данные пациента заполнялись автоматически из базы данных. Теперь же всё нужно вносить вручную — и так с каждым направлением.
Компьютеры «не вывозят»
Врачей беспокоит, что новая платформа не работает на тех компьютерах, которые стоят в поликлиниках, ведь на новые нужны деньги и время.
— У больниц Екатеринбурга стоят тонкие клиенты, и они с новой системой плохо работают, — начал рассказ один из руководителей городской поликлиники. — Когда мы были в ведении горздрава, у нас была другая система, она работала на тонких клиентах, а не на обычных компьютерах. Это удаленная точка доступа, всё действо происходит где-то на сервере, а в больнице стоит только респондентное устройство.
Тонкий клиент — компьютер или программа, которые переносят задачи по обработке информации на сервер.
Тонкий клиент представляет собой системный блок, у которого обычно нет жесткого диска, присутствует только минимальный набор железа, нужный для запуска операционной системы. К системному блоку подключают питание, мышь, клавиатуру, монитор, сетевой кабель. Кроме стандартного набора, к тонкому клиенту могут быть подключены другие устройства, при условии, что он сможет их распознать и передать терминальному серверу.
Врач рассказал, что система работает на обычных компьютерах, но, так как для предыдущей программы нужны были тонкие клиенты, поликлиники оснастили именно ими.
— Обычных компьютеров везде меньшинство, — сказал медик. — И теперь больницы думают, где взять денег, чтобы закупить другие компьютеры. Электронная очередь, которая была установлена в поликлиниках еще во времена горздрава, тоже несовместима с новой системой, поэтому и не работает. Может, позже их совместят. На обычных компьютерах система «МИР» не работала, только на тонких клиентах, теперь обратная картина. «МИР» тоже висел, тормозил центральный сервер, от этого всё тормозило и у нас.
В системе нет базы данных
— База данных, которая загружена в ЕЦП, старая, — рассказал заведующий одной из поликлиник Екатеринбурга. — Там данные о пациентах восьмилетней давности. Многие пациентки там с девичьими фамилиями, кого-то вообще нет. Поэтому всех пациентов мы просим подойти с паспортом, полисом и СНИЛС в регистратуру, чтобы внести все актуальные данные. Там они стоят долго, потому что регистратору нужно ввести всё вручную, причем без ошибок, иначе всё может зависнуть. Говорят, что базу данных разработчикам не дал ТФОМС, но точно мы не знаем, почему ее не перенесли из «МИРа».
По рассказам медиков, нередко бывают такие случаи, что пациент записался на прием через «Госуслуги», пришел к выбранному времени, а врач его не принял и отправил в регистратуру.
— Это происходит тоже из-за того, что в Единой цифровой платформе нет данных о некоторых пациентах. Медик не может их принять, отправляет в регистратуру, — объяснил доктор. — Естественно, пациент очень злится, теряет время, начинается хаос в очереди. Регистраторы предупреждают пациентов, когда те звонят записываться, чтобы они приходили за час до приема, но кому этого хочется?
Медики рассказали, что данные из старой системы «МИР» в новую ЕЦП собираются переносить, но неизвестно, когда это произойдет. Они также опасаются, что при переносе данных не всё будет корректно.
— Если нет хотя бы одной цифры или она указана неверно, всё летит. Вряд ли все данные будут корректными, даже если их перенесут, — считает врач. — А еще «забавное», с чем мы сталкиваемся: люди вопят, что не доверяют нам, и паспорт в руки регистратору не дадут, чтобы внести всё в систему. Это тоже затягивает процесс и очереди.
Ради чего всё это
— Нам обещают, что, когда всё это внедрим, у нас будет общее информационное пространство по всей области. Грубо говоря, человек сходил к врачу на прием в Карпинске, а потом пришел в поликлинику в Екатеринбурге, и там прием сразу увидели. Или если пациент лежал в стационаре, пришел в поликлинику, а мы в его карте видели диагноз, направления, рекомендации, — рассказал наш собеседник. — Раньше мы этого были лишены, а сейчас, если это будет прозрачно для медиков, это очень хорошо. Будет понятнее анамнез.
Еще один заявленный плюс новой системы в том, что если в базе данных будет актуальная информация, то все приемы сразу будут отражаться в личном кабинете на «Госуслугах».
Когда это закончится
В распоряжении E1.RU есть план-график внедрения новой платформы, но врачи рассказали, что уже серьезно отступают от этого плана.
— Большинство больниц начали переход на ЕЦП по графику, но закончить к запланированному времени не успели, — рассказал источник E1.RU в медицинских кругах. — Сейчас невозможно совсем отключиться от старой системы «МИР», потому что не все функции пока доступны в этой [новой] программе. Хотя у некоторых больниц такое благо, как запись на прием через «Госуслуги», уже доступно. Врачам и даже руководителям не называют никаких дат, мы пишем жалобы разработчикам, они внимательно слушают, но основная их задача — чтобы мы как можно скорее подписали акт приема работы и отвалили от них. Нет ощущения, что они хотят исправить проблемы и научить.
В комментариях в соцсетях E1.RU ЦУР ответил читателям на жалобы. По информации ЦУРа, скоро системы станут работать быстрее.
С 2018 года в России стали формироваться Центры управления регионом (ЦУР). Эта государственная структура создана для того, чтобы оперативно реагировать на жалобы россиян не только по прямому обращению в органы власти, но и на информацию в социальных сетях, газетах и иных общедоступных источниках.
— По информации минздрава региона, в Свердловской области проводится работа по переводу учреждений здравоохранения в Единую унифицированную медицинскую информационную систему, — написал представитель ЦУРа. — В период перевода не только развернута и внедрена новая система, но и полностью поддерживается и сохранена предыдущая информационная система, необходимая медицинским работникам на переходный период. Поддержание одновременно двух крупных информационных систем приводит к перегрузке серверных мощностей, которые отмечаются в утренние часы наибольшего количества приемов граждан в поликлиниках, а также в первую неделю каждого месяца в связи с периодом сдачи каждым учреждением ежемесячной отчетности об оказанной медицинской помощи. Наложение нескольких факторов привело к временному «зависанию» информационных систем. Тем не менее уже в сентябре 2023 года серверные мощности будут кратно увеличены и данный вопрос будет решен.
Ранее в первой поликлинике ЦГБ № 3 случились сбои в работе электронной очереди из-за перехода на новую информационную систему. Подобные проблемы начались еще в 2021 году, когда ликвидировали управление здравоохранения Екатеринбурга и городская медицина перешла в ведение областного центра. Почему же в поликлиниках «висят» компьютеры? Мы разбирались вместе с медиками.