В Свердловской области поменялся алгоритм получения лекарств для химиотерапии, и это добавит неудобств пациентам. Летом 2023 года в регионе онкобольные жаловались, что им не выдают препараты, потому что у больниц нет денег на их закупку. Проблему решили, но из-за нового порядка больным удлинили путь до лекарств. Объясняем, как так вышло.
В чем смысл приказа?
Раньше всю химиотерапию финансировал Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Каждая больница закупала препараты, а фонд позже возмещал их стоимость. Из-за того, что в регионе потратили выделенный на онкологию бюджет еще в середине года, ТФОМС сообщил о проблеме, и частично финансирование на себя взял областной бюджет.
В новом документе говорится, что закупать препараты централизованно будет областной Минздрав (речь именно о таблетированной форме химиотерапии). Получать таблетки пациент теперь будет сам в аптеке по рецепту врача, а не как раньше — в поликлинике в дневном стационаре.
— То есть мало того что ему надо в онкоцентре назначение получить, в поликлинику прийти сдать анализы, прийти проконсультироваться с результатами и получить рецепт — так надо идти в определенную аптеку забирать лекарства, — объяснил источник E1.RU в медицинских кругах региона. — Путь для онкобольного увеличили.
Как раньше выдавали таблетки для химиотерапии
И до приказа, и сейчас решение о необходимости лекарства и конкретном наименовании решал консилиум Свердловского онкоцентра. Когда пациент получал назначение с конкретным препаратом, он шел в поликлинику по месту жительства, врач проверял показатели его здоровья и решал, навредит ли ему этот препарат в данный момент или поможет. Если всё было в порядке, препараты выдавали в дневном стационаре поликлиники.
— Например, в онкоцентре решили, что нужен вот такой препарат, а когда пациент пришел, его лейкоциты оказались на ноле, или что-то не так с гемоглобином, электролитами, да неважно с чем именно, — объясняет врач. — И лечащий онколог в поликлинике решает, принесет ли в данный момент этот препарат пользу или больше навредит. Этот алгоритм был четко прописан, пациент был тщательно проверен.
В новом документе не прописаны условия выдачи пациентам рецепта на льготные лекарства, поэтому и есть опасение, что они останутся без контроля. В приказе сказано, что больницы, на базе которых организованы центры амбулаторной онкологической помощи, при необходимости должны будут взять у пациентов анализы и провести диагностику для контроля проведения противоопухолевой лекарственной терапии. То есть предполагается, что контроль будет после прохождения курса лечения, но наш собеседник уверен, что анализы нужно брать и до лечения.
— Как сейчас организовать контроль состояния пациента — пока непонятно, — сказал врач. — Скорее всего, давать рецепт на получение лекарства будут онкологи на местах в поликлиниках. Вряд ли с этим справятся терапевты, у этих препаратов масса противопоказаний. В любом случае, перед тем как выписать эти препараты, нужны анализы. В дневном стационаре пациентам уделяли больше внимания, но без контроля их оставить не должны, будем думать.
Пострадают ли пациенты? Мнение медика
— Если Минздрав будет централизованно и вовремя закупать препараты, то пациенты пострадать не должны, раньше больницы же закупали вразнобой, — сказал врач. — Мы пока не знаем, как это теперь будет организовано в поликлиниках, сейчас дневного стационара как такового не будет. Но надеемся, что этот вопрос решится и задержек в поставках не будет.
А что с другими формами химиотерапии — уколами, капельницами?
— Препараты, которые вводятся внутривенно и ставятся уколами, так и продолжат ставить в дневном стационаре, и оплачивать их будет ТФОМС, — пояснил медик. — В этой части лечения ничего не поменяется, это слишком опасно — отдавать получение таких препаратов на откуп пациенту. Он его может получить в аптеке, закинуть на заднее сиденье и довезти до холодильника в лучшем случае вечером. Очень важны условия хранения, а то он возьмет этот препарат за 300 тысяч в аптеке, за целый день с ним бог знает что случиться, а потом нам нужно будет в поликлинике этот препарат ставить.
«В случае с растворами невозможно проконтролировать, где и как человек хранил препарат, это с таблетками понятно всё»
Если вдруг в больнице всё же откажут в химиотерапии притом, что ее назначил консилиум, — напоминаем, что можно обратиться в страховую компанию. Приводим объяснение территориального фонда.
— Отмена лечения, перенос сроков проведения терапии по «экономическим», а не медицинским основаниям — если они действительно имеют место — являются грубейшим нарушением прав застрахованных граждан, — прокомментировали ситуацию в ТФОМС. — Фонд не получал подобных жалоб, но если факты отказа в помощи действительно существуют, мы призываем граждан обращаться либо в страховую компанию, выдавшую полис обязательного медицинского страхования, либо в отдел обеспечения защиты прав застрахованных граждан фонда по телефону 8 (343) 362–90–36, по электронной почте public@oms66.ru либо через форму обратной связи на сайте организации.
Также в фонде отметили, что по каждому такому случаю будет проведена проверка, а граждане будут восстановлены в своих законных правах.
Ранее мы задавали важные вопросы онкологу: как грязный воздух, телефоны и ожирение влияют на развитие рака. Фонд «Не напрасно» бесплатно помогает найти ответы на самые сложные вопросы. В справочной службе «Просто спросить» отвечают реальные врачи-практики.
Статистика показывает, что причиной смерти каждого пятого екатеринбуржца несколько лет назад был рак.