Сотрудники психиатрической больницы № 3 обратились в редакцию E1.RU с жалобой на коллег. Они утверждают, что санитарка психиатрического отделения № 3 толкнула пациента, он получил серьезную травму, попал в отделение реанимации и интенсивной терапии и скончался. Мужчине было больше 70 лет, его личные данные есть в распоряжении редакции.
По информации медиков, он был госпитализирован в отделение психиатрической больницы 18 июля.
— 22 июля во время завтрака санитарка толкнула беззащитного деда, что повлекло перелом шейки бедра и рассечение левой брови, — рассказал один из сотрудников больницы, обратившийся в редакцию. — После этого пациент долгое время находился привязанным к кровати, хотя, по закону, фиксировать можно максимум на 2 часа. Заведующая скрыла всё произошедшее от руководства больницы, чтобы не проводили служебную проверку. Никто из сотрудников не был наказан за такое грубое отношение к пациенту. Только на планерке из уст заведующей звучали такие слова: «Вы понимаете, если об этой ситуации узнает кто-то? А если узнает прокуратура, родственники? Мне тюрьма, зачем вы так подставляете. Я буду вас наказывать».
В редакции E1.RU нет видеозаписи инцидента, журналисты ориентируются на информацию, которую предоставили сотрудники «Психиатрической больницы № 3». Информация о смерти пациента подтверждена родственниками, причины смерти E1.RU неизвестны.
«Родственники не в курсе, как обращаются с их родными»
По словам собеседника E1.RU, в тот день завтракали четыре пациента, санитарка в это время играла в телефоне.
— Старшая медсестра видела запись [с камеры наблюдения] и после просмотра на планерке сказала сотрудникам: «22 числа *** (фамилия санитарки. — Прим. ред.) играла в телефоне, что произошло дальше — я не буду озвучивать, у меня просто волосы встали дыбом». Она озвучила это при всех. Нам сказали потом, что санитарка полностью признала свою вину и ее лишили премии. За что и почему толкнули пациента — непонятно, есть версия, что дедушка медленно ел.
Медики предоставили E1.RU письмо, которое похоже на объяснительную старшей медсестры на имя главврача. В нём описывается ситуация, как некий пациент упал и старшая медсестра услышала крик.
— Вместе с санитаром мы прибежали на пост, где увидели лежащего на полу пациента, — написано в документе. — У него была рассечена бровь. Со слов санитарки мне стало известно, что до палаты его довели под руки и уложили на кровать. Вызвала дежурного доктора. После выполнения назначенных процедур пациент был взят на мягкую фиксацию, так как находился в агрессивном неадекватном состоянии. Пытался встать с кровати, активно жестикулировал, ругался матом (зачеркнуто, вместо этого написано «пытался ударить медсестру»).
В объяснительной также говорится, что вечером того дня пациент сам с помощью санитара дошел до стола на посту и поужинал. Отмечается, что «на боль в ноге жалоб не предъявлял», а ночью не спал и громко кричал.
По словам медика, который связался с E1.RU, пациента отвезли в 23-ю больницу только через несколько дней. Там подтвердили перелом шейки бедра. После этого мужчину вернули обратно в психиатрическое отделение. Никто, по словам сотрудника больницы, наказан не был.
— Нам искренне жаль, что происходит такое безобразие и халатность, — сказал он. — В больнице нас никто не слушает, говорить бесполезно. И родственники не в курсе, как обращаются с их родными. Этого дедушку привезли из частной клиники, там он стал вести себя неадекватно, как мы говорим, «задурел», так и оказался у нас. В отделении есть камера, и мы знаем по рассказам коллег, что всё запечатлено на видео. Только его тщательно спрятали, остается надеяться, что не удалили, чтобы прокуратура могла проверить. С этим уже просто невозможно бороться, на это отношение больно смотреть.
Мы связались с дочерью этого пациента Татьяной, она сообщила, что отец скончался 14 августа.
— Врач сообщил нам, что отец сломал шейку бедра, что пытался сбежать, побежал и упал, — пояснила она. — Он попал в реанимацию, умер в больнице.
Официальная позиция
В 23-й больнице E1.RU подтвердили, что такой пациент поступал к ним 26 июля:
— Пациент осмотрен в приемном отделении ЦГКБ № 23 травматологом, подтвержден диагноз «перелом шейки бедра». Нет показаний для госпитализации на момент осмотра. Вся необходимая медицинская помощь оказана в полном объеме.
Мы подробно описали ситуацию в официальных запросах в региональный Минздрав и психбольницу № 3. В Минздраве сообщили, что изложенные в запросе факты проверены ведомством и администрацией больницы.
— Противоправных действий со стороны персонала в отношении кого-либо из пациентов не установлено, — сообщили в Минздраве Свердловской области. — Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, полученные при медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Предоставление сведений без согласия гражданина или его законного представителя не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Главврач психиатрической больницы № 3 в ответе на запрос E1.RU также сообщил, что была проведена проверка:
— Указанные факты не подтвердились. Противоправных действий со стороны персонала в отношении пациентов не выявлено.
Что происходит после запроса
По словам сотрудника больницы, после того как E1.RU направил запросы, в учреждение действительно пришли с проверкой.
— Старшая сестра забрала журнал чрезвычайных ситуаций, после чего там появилась запись о том, что якобы пациент угрожал санитарке, которая его кормила, физической расправой. Потом он якобы кинул тарелку с супом в коридор, побежал от санитарки и упал, — сообщил сотрудник. — Еще недавно этой записи не было. На линейке озвучили медикам: «Если вы думаете, что уволят заведующую, то вы ошибаетесь». А там ведь в отделении в принципе беспредел. После вашего запроса приходила проверка, но они даже не поднялись в наше отделение на 3-й этаж, где был случай с дедом. Сказали, что всё нормально, и уехали.
Работники психбольницы сообщили E1.RU, что инцидент пытаются замять и угрожают сотрудникам наказать их, если они распространят информацию.
— В отделении вообще всячески пытаются оградить сотрудников от информации, — поделился медик. — Мы очень хотим, чтобы за психбольницей стали наблюдать, чтобы там не было таких нарушений.
Отметим, что родственники пациента могут обратиться в Минздрав, больницу и прокуратуру для получения всей информации о случившемся и видеозаписи инцидента.
В начале августа президент Путин подписал закон об изменении правил оказания психиатрической помощи. 38-я статья закона была упразднена — независимый контроль в психоневрологических интернатах теперь отменен. По сути, поправка отнимает у недееспособных пациентов остатки прав и лишает некоммерческие организации (НКО) возможности им помочь.
После единогласного решения Госдумы об этих изменениях учредительница благотворительного Фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер опубликовала открытое письмо президенту с просьбой наложить вето на решение парламента. 98 тысяч человек и 151 НКО подписались под обращением к Путину.
Журналисты MSK1.RU попросили психиатра, создателя и генерального директора Научного центра персонализированной психиатрии Надежду Соловьеву и директора благотворительной организации «Перспективы» Екатерину Таранченко рассказать о том, что изменится с поправками в законе о ПНИ и в каких условиях содержатся пациенты интернатов. Прочтите их объяснение здесь.
Наша коллега с Е1.RU устраивалась работать санитаром в ковидную психбольницу и рассказывала об этом в репортаже. Устроиться сюда на работу мы решили после того, как в нашу редакцию поступило сразу несколько тревожных обращений от сотрудников больницы. Специалисты клиники рассказывали о насмешках, рукоприкладстве и эксплуатации пациентов. Чтобы понять, что из этого правда, а что нет, коллега устроилась в больницу, куда везут душевнобольных с коронавирусом со всего региона. Спрос на сотрудников в разгар второй волны был настолько высокий, что руководство готово было взять человека буквально с улицы.
А коллега из Читы дежурила смену в психбольнице вместе с врачами, и написала о своих наблюдениях.