Участники «Иннопрома» обсудили ситуацию с обеспечением лекарствами и оборудованием. Как отметил замглавы свердловского Минздрава Андрей Шастин, медицина частично переориентировалась на отечественных производителей.
— Базовую продукцию мы производим, она недорогая, но ее много. А лучевые ускорители, аппараты КТ, МРТ, ангиографы — в основном зарубежные, в том числе на рынок активно выходит Китай, — сказал Шастин.
По словам чиновника, у отечественных предприятий не хватает ресурсов для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Он считает, что частным компаниям слишком сложно с этим справиться самостоятельно.
— Важно продолжить вырабатывать государственную политику в этой сфере, — сказал Андрей Шастин. — Протекционистские меры не решают эту проблему. Нужна госпрограмма по разработке технологий, и ее надо финансировать из бюджета. Ни одна компания никогда не соберет таких ресурсов. У нас есть серьезные НИИ, они могут взять такой госзаказ, а потом эти технологии либо передавать, либо продавать производителям. Тогда у нас есть перспектива наладить свое производство и даже выйти на зарубежные рынки, которые для нас сегодня закрыты.
Не смогла отказаться от импортной продукции и химическая промышленность.
— У нас критическая зависимость от иностранных поставщиков, — сказал директор Института нефтехимического синтеза РАН Антон Максимов. — Да, базовые полимеры мы производим хорошо, какие-то специальные марки — относительно хорошо, а вот малотоннажную химию совсем плохо. При этом мы находимся в ситуации, когда не знаем, какие продукты мы должны разрабатывать. Речь о тысячах продуктов, трудно расставить приоритеты.
«Технологии у нас не появлялись по простой причине: в обычной рыночной ситуации это было невыгодно»
А вот сейчас возникает вопрос — выгодно или нет. Во многих случаях нам не надо даже новое разрабатывать, все технологии были еще в Советском Союзе, есть представление, как это работает на Западе, и научно-исследовательские институты (НИИ) могут их повторить. Например, полимеры в СССР были, в России технологии тоже разрабатывались, но не было спроса — и поэтому разработки по ним не шли дальше.
Полимеры — сложные химические вещества, широко применяемые в современной технике. Применение полимеров практически безгранично. Из них производят детские игрушки и комплектующие космических кораблей. Малотоннажная химия — выпуск химических соединений и завершенного производства в сравнительно небольших количествах.
Он отметил, что проблема также есть с добавками для медицинских полимеров.
— Ничего сложного тут нет — нужно масштабирование производства при наличии потребителя. Есть институты в Татарстане, в Кабардино-Балкарии, они могут расширить производство, но у нас нет сырья. Будем мы его покупать или — при масштабах рынка — покупать конечные полимеры? Скорее всего, в большинстве случаев — второе, — сказал Антон Максимов.
Ранее мы писали, какие препараты пропадали из аптек Екатеринбурга (список внушительный).
А гинекологи рассказывали, что в стране пропали важные гормональные препараты. Почитайте и о том, почему в аптеках случается дефицит и какие лекарства россияне покупают чаще всего.