Уже два сотрудника распределительного центра Ozon скончались в Екатеринбурге — они стали жертвами коварной менингококковой инфекции, которая бушует на складе. У обоих умерших инфекция развилась буквально за сутки.
Менингококковая инфекция отличается тем, что ею редко заражаются, но часто она заканчивается трагично. Врач-инфекционист, который лечит таких пациентов, рассказал о том, почему болезнь захватывает человека за считаные часы и кого-то не отдает живым.
Медик пояснил, что в Свердловской области редко бывают вспышки менингококковой инфекции, в год болеют около 10 человек, половина из них дети.
— В природе так менингококковая инфекция и распространяется, на 20 тысяч бактериовыделителей тяжело болеет один человек. Инфекция циркулирует в окружающей среде, иногда выстреливают тяжелые формы. В скученных коллективах риск инфицирования повышается, у кого-то из заразившихся тяжелая форма случится. В России вспышки бывают в детских садах, казармах, общежитиях, то есть там, где есть скученность людей. Госпитализируют пациентов как раз после тесного контакта в перечисленных местах, но вспышка обычно локализуется там, где заболел человек.
Инфекционист объяснил, что с лечением не должно быть никаких проблем, бактерия очень чувствительна почти к любым антибиотикам. Но ее нужно вовремя поймать, есть генерализованная форма менингококковой инфекции, она еще называется молниеносной.
«От здоровья до крайне тяжелого состояния проходят считаные часы. Врачи называют это септическим шоком, это цитокиновый шторм»
— Но гораздо более молниеносно, чем при ковиде, потому что инфекция не вирусная, а бактериальная, — пояснил врач. — Это редкое заболевание, но это всегда громкие случаи, удивляет необычностью. Мы ведь привыкли, что тяжело переносят хронические больные, а менингококк любит молодых и здоровых, это болезнь богатых. Одна из версий — причина в собственном сильном иммунитете. Чем сильнее иммунитет, тем он ярче реагирует.
Инфекционист рассказал, что чем сильнее организм атакует менингококковую инфекцию, тем больше менингококка в крови разрушается одномоментно и тем тяжелее форма заболевания.
— Если человек ослаблен, менингококки плавают в крови и ждут, пока их антибиотик убьет, если условно объяснять.
«А у людей, у которых иммунитет сильный, может быть волнообразная гибель бактерий, и у организма начинается неконтролируемая реакция»
А почему у одних протекает в виде насморка, а другие в реанимации — вопрос для науки, врачи до сих пор не знают точных ответов, — сказал медик.
Инфекционист рассказал, что были случаи, когда два человека, которые жили вместе, перенесли менингококковую инфекцию по-разному. Один переболел с кашлем и насморком, другой два месяца лежал в реанимации и кое-как выжил.
— Если у ковида мы могли выявить факторы риска (по сути, все люди с хроническими болезнями), то у менингококковой инфекции такого нет, — пояснил медик. — Есть такое понятие «менингитный пояс», это страны, в которых заболевание относится к высоко контагиозным и особо опасным. Климатические факторы помогают распространяться инфекции быстрее и дальше — из-за тепла и высокой влажности. Там один больной заражает гораздо больше людей, чем в России.
Наибольшая распространенность этой болезни наблюдается в Африке, в обширном «менингитном поясе», расположенном к югу от Сахары, от Сенегала на западе до Эфиопии на востоке. В «менингитном поясе» расположены 26 стран, через них проходит трансконтинентальная дорога, с которой связывают распространение менингококковой инфекции. Эпидемии отмечаются здесь через каждые 10–15 лет.
Этими 26 странами являются Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди, Демократическая Республика Конго, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Камерун, Кения, Кот-д’Ивуар, Мали, Мавритания, Нигер, Нигерия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Того, Уганда, Центральноафриканская Республика, Чад, Эритрея, Эфиопия, Южный Судан. Уровень риска эпидемии менингококкового менингита в этих 26 странах и между разными странами колеблется в широких пределах.
Инфекционист подчеркнул, что проблема с этой болезнью остро стоит во всем мире, все врачи и наука ищут ответы.
О вспышке инфекции на складе стало известно 5 июля, в екатеринбургском распределительном центре заразились семь сотрудников. В Ozon рассказали, кто стал разносчиком менингококка.
Известно о смерти двух сотрудников — молодого мужчины и мужчины 46 лет. Инфекционист объяснил, как можно подхватить менингококковую инфекцию.