Примерно от 70 до 84 тысяч человек в Свердловской области употребляют наркотики, половина из них — подростки. Такие данные привел главный нарколог региона Олег Забродин. При этом большинство этих людей еще не попадали в поле зрения медиков: на учете состоят семь тысяч человек, в том числе 50–60 детей.
— Самое страшное сегодня — наркотическая химия, — рассказал Олег Забродин. — На рынке появляются ранее никому не известные вещества, и по силе они превосходят все предыдущие средства. Одна капля пропорциональна 10 тысячам доз, которые может принять человек. Это приводит к отравлениям со смертельным исходом. Распространяют эти наркотики в интернете. Появляется периодически и героин, это до сих пор самое востребованное наркотическое средство, но против него известны механизмы борьбы.
По данным главного нарколога, ситуация с употреблением наркотиков в Свердловской области остается тяжелой. В прошлом году умерло около 300 взрослых и 5 детей. Человек, который когда-то попробовал наркотик, всю жизнь будет в группе риска. У таких людей резко снижается мотивация преодолевать трудности и чего-то достигать.
— Половина из всех наркопотребителей — это подростки. В их среде распространены химические наркотические вещества, которые могут приводить к летальному исходу. Основной показатель для нас — это латентное употребление наркотиков. То есть мы знаем примерное количество тех, кто употребляет, но в поле зрения наркологов они пока не попадались. Вот это и есть наш объем работы. Те, кого мы сегодня реабилитируем и лечим — только видимая часть айсберга. В прошлом году на учете состояло восемь тысяч человек — есть тенденция к снижению.
Главный психиатр-нарколог УрФО, главный врач Областной наркологической больницы Антон Поддубный рассказал, что в год в восстановительных отделениях центра «Урал без наркотиков» принимают 280–300 человек, а за всё время работы там помогли 2800 пациентам.
— Кто-то доходит до конца, некоторые уходят досрочно, но не более 28%. Большая часть уходит самостоятельно, но есть те, кто не заканчивают программу из-за состояния здоровья или уезжают в исправительное учреждение по решению суда. По порядку оказания наркологической помощи мы должны отслеживать пациента в течение трех лет, — объяснил Антон Поддубный. — Ремиссия наступает только после этого времени, у нас таких 74%, это знак качества реабилитации. Поэтому нам есть чем гордиться.
Рецидивы бывают, и некоторые возвращаются в реабилитационный центр. У таких людей совсем другая мотивация по сравнению с теми, кто обращается в первый раз. Они уже знают, каково это — жить без зависимости. Такие пациенты всегда делятся мыслями и эмоциями с теми, кто обратился за помощью впервые.
— Программа реабилитации длится полгода. Первый месяц — адаптация, затем пять месяцев самого реабилитационного процесса, — добавил Антон Поддубный. — Еще есть постреабилитационное сопровождение в содружестве с некоммерческими организациями, чтобы человек после ребцентра не возвращался сразу в агрессивную среду, а сделал это постепенно. Наша задача — чтобы после реабилитации человек вернулся в ту же самую среду, семью, двор и мог быть полноценным членом общества. НКО — это как тросточка после перелома, переходный этап.
Еще один осторожный повод для оптимизма — это то, что идет тенденция на снижение летальных отравлений. Их стало на 20% меньше.
— В этом году изъяли более 60 килограммов наркотиков — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вес вырос на 12 кг, но количество задержанных не увеличилось по сравнению с прошлым годом, — пояснил и. о. начальника регионального управления по контролю за оборотом наркотиков Владислав Гусев. — В Свердловской области за последние полгода-год не изымали каких-то новых наркотиков. В даркнете сложно контролировать распространение, мы только в этом году отправили 500 заявок в Роскомнадзор на закрытие сайтов, которые причастны к незаконному обороту наркотиков. И это только по Свердловской области.
Мы рассказывали историю 41-летней сотрудницы банка, которая стала закладчицей. В ее жизни была семья, дети, хорошая профессия... Прочитайте также откровения 20-летнего наркомана о том, как он испортил жизнь себе и близким.