Главный врач ОДКБ Олег Аверьянов объяснил, почему Мишу Бахтина больше года не обеспечивают лекарством «Спинраза». У маленького екатеринбуржца спинальная мышечная атрофия (СМА), остановить развитие болезни мог укол самого дорогого препарата на свете — «Золгенсма». Два года назад неравнодушные люди со всего мира собрали 160 миллионов рублей для мальчика. Укол действительно остановил болезнь, но пока не смог поставить Мишу на ноги.
Родители Миши Яна и Дмитрий записали видеообращение к главе Следственного комитета России Александру Бастрыкину и министру здравоохранения Михаилу Мурашко. Они рассказали, что по решению суда Минздрав обязан обеспечить Мишу «Спинразой». Главврач объяснил, почему этого не происходит.
— На сегодня в России нет доказательно подтвержденных случаев безопасного использования препарата «Нусинерсен» («Спинраза») после препарата «Золгенсма». С медицинской точки зрения показаний для введения Мише Бахтину, который два года назад получил инъекцию «Золгенсма», еще одного препарата нет, так как у него могут усугубиться уже имеющиеся побочные эффекты от ранее применяемых патогенетических препаратов, — пояснил E1.RU Аверьянов. — После введения Мише препарата «Золгенсма» в свердловской Областной детской клинической больнице провели врачебный консилиум и телемедицинскую консультацию с федеральным учреждением здравоохранения. Два независимых консилиума решили, что у Миши нет показаний к введению «Спинразы».
Препараты «Золгенсма», «Спинраза» и «Рисдиплам» зарегистрированы для лечения СМА. Первый вводится однократно, два вторых назначаются пожизненно. У препаратов разный механизм действия. Если говорить простым языком, «Золгенсма» заменяет поврежденный ген на копию, которая начинает за него вырабатывать нужный белок. А «Спинраза» и «Рисдиплам» заставляют активнее работать ген-дублер.
Главврач добавил, что Минздрав Свердловской области полностью исполняет решение суда — препарат «Спинраза» есть и хранится в аптеке, но ввести его можно только тогда, когда будут определены медицинские показания к его назначению и применению.
— У свердловской областной детской больницы самый большой в России опыт лечения детей со СМА первого типа, у нас наблюдаются детки из Челябинской, Курганской областей, Пермского края, Саратова. В сложных случаях ребенка можно направить в Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей в Москве, где проводится федеральный консилиум, который может изменить тактику лечения пациента. Для нас в первую очередь важны интересы ребенка, поэтому родителям Миши много раз предлагалось провести повторную консультацию в этом центре, в том числе по видеосвязи, но согласия от них мы не получили, — добавил главврач.
Ранее юрист фонда «Помощь семьям СМА» Алевтина Киле, которая занимается делом Миши Бахтина, заявила, что Министерство здравоохранения Свердловской области неверно истолковало решение суда.
Решение Ленинского районного суда Екатеринбурга, которое оставлено без изменений в апелляции и кассации, звучит так: «Возложить на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность по обеспечению Бахтина Михаила Дмитриевича лекарственным препаратом «Спинраза» <…> на весь период его нуждаемости в полном объеме, с учетом заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данного препарата».
Историю болезни и спасения Миши Бахтина нам подробно рассказывал его папа. А о том, что такое СМА и как ее распознать, можно прочитать в интервью с врачом-неврологом. Все истории детей со спинальной мышечной атрофией мы публикуем в специальном разделе.