На днях в Березовском жестоко убили фельдшера скорой помощи, когда он приехал оказывать помощь. Эта история потрясла всё медицинское сообщество. Терапевт Владимир Варнавский много лет работал медбратом скорой помощи в городе-миллионнике. Он вспомнил самые жуткие истории, которые с ним случались. Сатанисты, наркоманы, алкоголики и люди с нездоровой психикой — вот лишь небольшой список тех, кого успел повидать врач за годы работы. Далее — его рассказ от первого лица.
— Когда я работал на скорой помощи и на коллег нападали пациенты или когда коллеги попадали в ДТП, я ездил по вызовам и думал: «Я могу быть на его месте». Однажды поступил вызов: «ДТП с машиной скорой помощи». Там оказались коллеги, с которыми мы работали вместе много лет, делились историями из жизни, обедали, смеялись. Меня это потрясло, я сказал себе: если хоть раз попаду в ДТП или пациент причинит мне вред, это будет последний день работы в скорой помощи. На меня тоже много раз кидались пациенты, но я всё равно долгое время не уходил.
«Оправдывал тем, что это такая служба, как у участковых: страшно, но надо идти. Думал: если кипятком обольют или реально пырнут ножом, точно ухожу»
После некоторых историй я решил не заходить без полиции туда, где реально опасно, и выработал свои меры предосторожности. Однажды был вызов на передоз наркотиков. Подхожу к квартире, а там по двери видно, что внутри какие-то сатанисты, потому что был изображен козел, который обозначает темные силы. На двери были пентаграммы, внутрь заходить было страшно с учетом того, что вызов был на передоз.
Мы с коллегой прошли в квартиру. Там человек десять в неадекватном состоянии, все стены то ли в крови, то ли в красной краске. Прошел к пациенту и понял, что он уже мертв. Сразу представил, что они со мной сделают, если я им это сейчас скажу. Я сообщил в диспетчерскую, что у нас смерть пациента, чтобы вызвали полицию, и начал реанимировать.
«В течение получаса, пока не приехала полиция, мы с коллегой качали его в надежде, что нас за это время не убьют»
А еще однажды был вызов к 14-летнему пациенту. Было указано, что есть психическое расстройство и что ребенок кидался на родственников с ножом. Я не стал вызывать полицию, подумал, что справлюсь. Пришел. Ребенок закрылся в комнате и кричал нам матом, чтобы мы ушли. Я пытался его успокоить, сказать, что уйдем, когда убедимся, что с ним всё в порядке.
Потом дверь резко открылась, и в мою сторону полетел нож. Я увернулся. Решил, что выламывать дверь я не буду. Вызвал полицию. Когда сотрудник пришел и выломал дверь, ребенок уже стоял на подоконнике. А если бы еще пять минут? А если бы я взломал дверь, а меня пырнули ножом? Такие вопросы всегда очень спорные. Нет однозначного ответа, как нужно себя вести.
Я выработал для себя такие правила безопасности.
Отодвинуть опасные предметы
Сотрудникам скорой помощи часто приходится заходить к алкоголикам и наркоманам, рецидивистам. Я научился отличать таких маргиналов даже по входной двери, она обычно старая, обшарпанная. Нередко у таких людей на полке лежит пистолет или нож, прямо под рукой. В таких случаях я старался незаметно задвинуть оружие дальше, пока пациент не видит, даже если он был очень спокоен. Я делал это для того, чтобы у пациента не было возможности быстро схватить оружие, а у меня было время среагировать.
Отойти от двери
Но не всегда у маргиналов дверь обшарпанная. Были и шикарные хоромы, в которых пациенты представляли опасность. В любом случае я всегда старался отходить дальше от двери, чтобы, если на меня захотят накинуться с порога, я был на удалении. Мы с коллегами тоже всегда защищали и прикрывали собой женщин, как это сделал Степан, это очень достойно, по-мужски, профессионально.
Снять с шеи стетоскоп
Если вызов был к человеку с психическими отклонениями, я снимал с шеи стетоскоп и прятал его в карман, чтобы не стать легкой жертвой. Он ведь как раз висит на шее, силиконовый, им могут задушить.
Не идти в темноту
Я старался не заходить на вызовы в том случае, если дверь в квартире чуть приоткрыта, а внутри темнота. Как в фильме ужасов, длинный черный коридор, а такое было неоднократно. Я с порога кричал, что приехала скорая помощь, и просил выйти к порогу. Спрашивал, кто есть дома, есть ли животные, оценивал внешний вид человека, в себе ли он. Если никто не откликался, вызывал полицию.
Держаться дальше от двери
Если я заходил на вызов в квартиру и что-то меня напрягало в поведении пациентов, я старался занять положение ближе к выходу, чтобы мне, в случае чего, не перекрыли путь к двери.
Не заходить без полиции, если есть угроза жизни
По нашим правилам, если при вызове было упоминание чего-то, что может причинить вред, например «пырнул вилкой или ножом члена семьи», «угрожает всех убить», мы не заходили на вызов без полиции.
Понятно, что всё это гипотетические истории и в реальности всё может быть по-другому. Никто не застрахован от таких страшных ситуаций, к сожалению, медики не защищены. Очень больно за историю с медбратом. Надеюсь, что примут решение о мерах защиты.
Согласны с автором?
Нападения на бригады скорой помощи, к сожалению, нередки. Так, в январе мы рассказывали, как муж пациентки в Свердловской области набросился на врача, которая отказалась принять его супругу.
Прошлым летом в Академическом неадекватные хулиганы избили водителя медицинской бригады, а в декабре 2020 года на врача-педиатра напали за то, что она, приехав на вызов, перепутала номера квартир и постучалась в другую дверь. Нетрезвого мужчину разозлило, что его побеспокоили, он набросился на медика и жестоко избил ее, сломав нос. Дебошира задержали, а позднее отправили в колонию на два года.