Екатеринбурженка Оксана Троицкая задумалась о ребенке в 27 лет. Через пять начала активные попытки забеременеть, и только в 37, после нескольких операций и трех переносов эмбрионов, на свет появилась девочка Соня.
Оксана рассказала свою непростую историю, в которой были операции, неудачные попытки забеременеть, долгожданный ребенок и развод, который пришелся на первые месяцы жизни дочки. Эта история появилась на портале E1.RU для того, чтобы вы знали, что у каждого человека своя уникальная судьба, и истории рождения детей бывают выстраданными, долгожданными, не сказочными, но очень счастливыми.
— Я Оксана Троицкая, ЭКО-мама, мне 41 год, родила в 37, — так начала рассказ героиня.
Когда решила, что пора рожать
— Мне кажется, в нашей стране девочки с этим пониманием выходят из средней школы, ведь вокруг все только и делают, что твердят о главном предназначении любой женщины, — сказала Оксана. — На самом деле, не было такого понимания, что «всё, пора». Где-то в 27 лет я стала задумываться о том, что всё еще не замужем и в ближайшей перспективе ситуация не поменяется. Значит, материнство будет поздним. И хорошо было бы заранее подготовиться — проверить здоровье, понять, нет ли каких-то проблем, которые потребуют долгого лечения.
Сначала девушка пошла в обычную женскую консультацию, на ее участке работала Анна Осипенко. Оксана сказала, что доктор ей очень понравилась, она была молодой, но показалась суперадекватной и компетентной.
— А еще Анна Анатольевна — вежливый врач, раньше мне почему-то попадались только злобные грымзы с вопросами про половых партнеров, — поделилась Оксана. — Я сдала анализы, мы составили план лечения (обнаружились проблемы с гормонами), и в это время врач ушла работать в коммерческую клинику. В какую именно, я тогда не запомнила, да и проблемы показались не очень значительными. Поэтому я отложила вопрос подготовки в долгий ящик и вернулась к нему уже после свадьбы.
Оксана с мужем сразу решили, что хотят детей, девушке тогда было 32 года. Нашли Анну Анатольевну, она работала в Центре семейной медицины (ЦСМ), возобновили лечение и одновременно пытались прийти к самостоятельной беременности.
Что прошла до ЭКО
До того как Оксана с мужем приняли решение, что пора делать ЭКО, прошло полгода. Они соблюдали все рекомендации врача, но самостоятельно забеременеть так и не получилось. Во время обследований выяснилось, что у девушки не наступает самостоятельная овуляция.
— Я делала всё, что было необходимо: вела температурные графики, проходила УЗИ, тесты [на овуляцию] и так далее, — рассказала девушка. — Ничего сверхъестественного. К бабкам не ходила, свечки в храмах не ставила, форумы старалась не читать. Через полгода Анна Анатольевна сказала, что через медицинский центр можно оформить документы на квоту для ЭКО, чтобы сделать процедуру за счет государства. Очередь на квоту тогда шла долго — около двух лет. Так что решили не тратить время и совместить ожидание квоты с самостоятельными попытками.
Овуляция — это фаза, во время которой яйцеклетка, также называемая ооцитом, выходит из яичника в маточную трубу в результате разрыва зрелого фолликула. В маточной трубе она готова к оплодотворению.
Пока ждали квоту на бесплатное ЭКО, сделали несколько попыток гормональной стимуляции.
— Можно сказать, это лайтовая версия ЭКО: женщина так же делает себе уколы в живот, чтобы спровоцировать рост фолликула с яйцеклеткой, — объяснила Оксана. — Но дозировка препарата меньше, чем при стандартной процедуре, поэтому вырастает обычно только один фолликул (или не вырастает). Затем ставится триггер — укол, провоцирующий выход яйцеклетки. После этого нужно заняться сексом в определенное время. И ждать чуда. Мы не дождались.
Через некоторое время у Оксаны обнаружили дисплазию шейки матки тяжелой степени — иначе говоря, самую начальную стадию рака шейки матки. Пришлось делать операцию и отложить попытки забеременеть.
— Тут мне повезло второй раз, потому что Анна Анатольевна как раз писала научную работу на эту тему, — поделилась девушка. — Она сделала мне конизацию (операцию, при которой отрезается пораженная часть шейки матки), мы несколько раз пересдали анализы — все злокачественные клетки были уничтожены. Риска для вынашивания ребенка операция тоже не несла. Поэтому можно было выдохнуть и ждать дальше.
В 2017 году (через два года после подачи документов) долгожданное направление на ЭКО пришло, но воспользоваться им Оксана не смогла: на УЗИ обнаружили крупную миому. Ей пришлось делать новую операцию — ЭКО отложили еще на полгода. Через полгода наконец-то все препятствия были пройдены, и девушка получила заветную бумагу с направлением.
Беременность наступила с третьей попытки ЭКО
Оксана за эти годы стала уже экспертом в теме ЭКО. Она объяснила, как проводится экстракорпоральное оплодотворение. Сначала — гормональная стимуляция для роста не одного, а нескольких доминантных фолликулов. Затем — пункция, во время которой под легким наркозом репродуктолог забирает фолликулярную жидкость вместе с яйцеклетками. После этого яйцеклетки оплодотворяют в лабораторных условиях.
Дальше у всех свой сценарий, у кого-то даже при гормональной стимуляции не получается вырастить хотя бы одну качественную яйцеклетку, у кого-то их получается две-три или даже десять-двадцать. Это зависит от многих параметров — здоровья, овариального резерва и других. Но, даже если удалось получить несколько яйцеклеток, это не гарантирует, что все они смогут оплодотвориться и превратиться в эмбрионы.
— Эмбрионы переносят в матку женщины по одному, максимум два, — рассказала Оксана. — То есть, если получился один эмбрион, его перенесли в матку, но он не прижился, то процедуру ЭКО проводят заново. А если их получилось несколько, то оставшиеся замораживают и переносят в следующий раз. Значит, второй раз ЭКО делать не нужно.
«Мне и тут повезло: с первой же попытки ЭКО мы стали обладателями аж 11 качественных, пригодных к переносу эмбрионов»
Первые два не прижились, третий превратился в прекрасную девочку Соню. Теоретически я могу перенести еще 8 (они всё еще хранятся в клинике), и всё это будет считаться частью одного и того же ЭКО.
Стимуляцию и первый перенос эмбриона Оксана делала в ЦСМ, потом перевезла эмбрионы в Клинический институт репродуктивной медицины (КИРМ), так как туда ушла врач Анна Анатольевна Осипенко.
— Первую неудачу я переживала очень тяжело, — поделилась девушка. — Помню, как шла на работу и остановилась на половине пути. Села на скамейку у Плотинки, прорыдала час и поехала обратно. Сходила на несколько сеансов к репродуктивному психологу, стало легче. Уже заметно, что я везде хожу за Анной Анатольевной, как игуана за укушенным человеком из анекдота, поэтому я ушла за ней в КИРМ.
На одном из форумов Оксана прочитала о репродуктологе Юрии Евгеньевиче Буеве, и он тоже работал в этой клинике.
— Это репродуктолог, о котором ходят легенды, — сказала девушка. — На специальных беременных форумах его зовут волшебником, и мне несколько раз говорили знакомые, которые уже прошли через ЭКО: у Буева беременеют все! Конечно, я не могла его не выбрать. После первой неудачи я уже была более философски настроена, а к третьему переносу подошла опытным бойцом и почти не боялась неудачи. Хотя и в успех не очень верила. Почему не получилось с первого раза? Это даже врачи не скажут. Зачатие, даже с медицинской помощью, — это всегда чудо. У кого-то получается, у кого-то нет.
«ЭКО — это не панацея. И, к сожалению, даже после нескольких процедур ребенок может так и не появиться на свет»
Как узнала о беременности
— Ох, это было волшебство! На восьмой день после переноса, в День святого Валентина, муж приготовил мне завтрак — яичницу в виде сердца. Я сделала тест (вообще-то его рекомендуют делать только через 14 дней, но ждать было невыносимо). Тест показал бледную-бледную вторую полоску. Я скинула фотку мужу. Он ответил: «Ну не расстраивайся, получится в следующий раз». Мужчины такие невнимательные! Я отправила это же фото подругам в чат, и они подтвердили: есть вторая полоска! Следующие четыре часа я сидела как на иголках и ждала, когда переварится моя романтичная яичница, — анализы можно делать только на голодный желудок.
Как только прошло время, Оксана сдала кровь на ХГЧ в ближайшей лаборатории и стала проверять почту каждые две минуты, не пришел ли результат.
Анализ крови на ХГЧ (хорионический гонадотропин человека) — это один из самых надежных методов определения беременности на ранних сроках.
— Потом трясущимися руками открываю письмо, а там… ХГЧ — 78, я беременна! — рассказала девушка. — Но вместе с радостью было и страшно — а вдруг прервется, а вдруг рассосется, а вдруг-вдруг-вдруг... Конечно, написала Анне Анатольевне, она мне записала голосовое сообщение, которое я потом еще кучу раз переслушивала: «Оксана, вы беременны, всё будет хорошо, через неделю сдадите официальные анализы, встанете на учет и родите. Поздравляю вас».
Как вынашивала беременность
После такого длинного пути к беременности о любых проблемах Оксана рассказывает легко и относится ко всему позитивно.
— В целом всё прошло хорошо, ограничений не было, — поделилась девушка. — Конечно, случались какие-то неприятности — то я на 17-й неделе ногу подверну и на рентген еду, то ложноположительные анализы на токсоплазму появятся. Но всё решалось. Беременность я наблюдала у Светланы Геннадьевны Коваленко.
Токсоплазмоз — это распространенная инфекция у человека, возбудителем которой является паразит Токсоплазма Гондии. Он может представлять угрозу для беременных, так как легко проникает через плаценту и может попасть в организм плода, вызывая опасные последствия для будущего ребенка.
— Проблемы появились уже ближе к финалу: поднялось давление, начались отеки и головные боли. ПДР была 25 октября, а в конце сентября меня попросили рассказать историю своей беременности на дне открытых дверей в КИРМ. Я приехала в клинику, опухшая как кит. Светлана Геннадьевна увидела мое отекшее лицо и сказала готовиться к плановому кесареву сечению: началась преэклампсия. Это опасное и довольно распространенное осложнение беременности, при котором есть риски и для матери, и для ребенка.
Где рожала
У Оксаны был договор с роддомом 40-й больницы, поэтому девушка поехала туда. Накануне операции она не могла втиснуться в тапочки 42-го размера: так распухли ноги.
— И весила я 92 килограмма, огромную часть которых занимали отеки, — вспоминает Оксана. — Так что, если бы врач не отправила меня в роддом на три недели раньше, всё могло бы закончиться очень печально. 3 октября 2019 года, в четверг, в 12:30 родилась моя Соня. Ее сразу дали в руки отцу (у нас были партнерские роды), потом приложили к груди. Если честно, я не помню своих эмоций и мыслей в первый момент. Наверное, радовалась, что всё закончилось и Соня наконец-то появилась.
Героиня поделилась мыслями о том, что всё в жизни произошло вовремя. К тому моменту, когда появилась дочь, она была морально готова ко всем особенностям декрета, и теперь искренне радуется каждому дню с ребенком.
— Мы лежали в двухместной палате, моя молодая соседка, родившая второго ребенка, однажды сказала: «Вы такая смелая — не испугались рожать в таком возрасте». А я, честно, до сих пор не понимаю — в каком «таком».
«Вряд ли в 25 лет мне бы понравилось не спать круглые сутки, укачивая орущего младенца, или носить коляску на четвертый этаж»
Скорее наоборот — сейчас я больше зарабатываю и лучше соображаю, чем 15 лет назад. Я хожу в спортзал и люблю бегать с дочкой наперегонки, мне не трудно носить за ней самокат. Я неплохо выгляжу — вряд ли ей будет стыдно в школе за «слишком старую мать», как это часто рассказывают сторонники ранних родов. Опять же, это потому, что могу заработать на косметологов, массажистов и врачей.
Сложности после рождения дочери не закончились, но Оксана ко всему относится с юмором и очень счастлива, что на свете есть Соня.
— Первый год вообще прошел как в тумане, потому что адаптация к новой роли совпала с разводом и переживаниями по этому поводу, — рассказала героиня. — Но сейчас с каждым днем с дочкой становится всё интереснее. Она невероятно умная — в 2,5 года рассказывала наизусть «Мойдодыра», знает весь русский алфавит и половину английского, считает до двадцати и может ошарашить фразами типа «фронтальный погрузчик». У нее офигенное чувство юмора. И еще она очень-очень милая. Стоило терпеть столько лет, чтобы родить такого классного человека ,как она.
Оксана открыто делится историями о своем непростом пути в блоге и планирует написать книгу.
Возможность родить бесплатно по программе ЭКО появилась только в 2016 году, а в 2018 году появилась возможность переносить эмбрионы, которые были заморожены по программе ЭКО. Прочитайте интервью с профессором НИИ ОММ о том, зачем замораживают эмбрионы.
Здесь — советы от врача по грудному вскармливанию: сколько кормящей маме сидеть на гречке и курице и почему бывает мало молока. В предыдущих сериях проекта «Родишь — поймешь» мы говорили о бесполезных покупках для новорожденных. Обсудили с филологом, как меняется речь женщины после родов — почему мам тянет на форумы обсуждать тугосерей, кесарят и годовасиков. И выяснили, чем опасно кесарево сечение и кому без него не стать мамой.