В Екатеринбурге открылась выставка картин, написанных особенными детьми. Некоторые рисунки не уступают работам известных художников, в них можно вглядываться снова и снова, находя прежде не замеченные смыслы.
В выставке участвует больше 100 детей со всей России с расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, умственной отсталостью, задержкой психического развития, синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Сотрудники фонда «Я особенный» попросили юных художников нарисовать себя или свой мир, мечты, увлечения: то, что им важно и близко.
В силу своих особенностей ребята не всегда могут изобразить реальность в общепринятом смысле, а себя — глазами других. Они как бы впускают нас к себе в гости, показывая жизнь по-своему: ярко, сложно, трепетно. Понимание этих картин требует большой душевной работы. Мы пообщались с несколькими художниками и их родителями.
Дане 10 лет. У него частичная атрофия зрительных нервов, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), резидуальная церебральная органическая недостаточность, инвалидность по зрению и неврологии. Всё это не мешает ему заниматься рукопашным боем, играть в шахматы и рисовать.
СДВГ — это неврологическое поведенческое расстройство, начинающееся в детском возрасте. Оно проявляется трудностями концентрации и поддержания внимания, чрезмерной двигательной активностью (гиперактивностью) и несдержанностью (импульсивностью).
Резидуальная церебральная органическая недостаточность (РЦОН) — патология, которая представляет собой результат отклонений в нервной системе ребенка, которые развивались либо еще в утробе матери, либо после рождения.
— Я нарисовал себя, шахматы и своего кота, — поделился Данил. — Он мне мешает и везде лезет, поэтому я нарисовал его на шахматной доске. Но я всё равно его очень люблю! Мне нравится играть в шахматы, моя любимая фигура — король, я ее поместил в центр. Рисовать было легко, я справился за несколько вечеров!
— Конкурсы рисунков и выставки для особенных детей, такие как эта, очень нужны, — поделилась Юлия, мама Данила. — У каждого ребенка мысль развивается по-своему, каждый умен и талантлив, нет ни одного неспособного и бездарного. Участие в таких конкурсах повышает самооценку и родителей, и детей. А еще показывает, что мы есть, что есть особенные дети. Что мы не только нуждаемся в помощи, но и можем нести в этот мир прекрасное, красоту, дарить добро. В душе у каждого ребенка есть невидимые струны, и если их тронуть умелой рукой, то они очень красиво зазвучат! Они могут звучать музыкой, картинами — чем угодно!
По словам Юлии, нужно как можно больше сильных социальных проектов, чтобы стирать границу между особенным ребенком и «нормиком». Эти мероприятия должны не давить на жалость и вызывать недоумение у окружающих, а показывать сильные стороны детей.
Нике 12 лет, у нее моторная алалия и ДЦП. Девочка не говорит, но, несмотря на это, очень социальная, ей удается общаться и располагать к себе без слов. Сразу понимаешь, чего она хочет и что испытывает. Глядя на Нику, невозможно сдержать улыбку, потому что она сама почти всегда улыбается и искренне восторгается миром.
Моторная алалия — нарушение координации движений и моторики, памяти, гиперактивность или заторможенность, быстрая утомляемость.
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это комплекс специфических двигательных нарушений, возникших в результате поражения центральной нервной системы ребенка в процессе внутриутробного развития, во время родов или в первые 1–2 года жизни.
Первое, что сделала Ника на открытии выставки, — начала обниматься со всеми. После объятий она повела посетителей к своей картине: уверенно и радостно, зазывая зрителей рукой. Кажется, девочка испытывала гордость за свою работу и счастье от происходящего. Ника не разговаривает, но, даже несмотря на это, очень социальна, ей странным образом удается общаться и располагать к себе без слов.
— Чем старше Ника становится, тем заметнее ее разница со сверстниками, — рассказала ее мама Ксения. — Она не говорит, и поэтому детям ее трудно понять. Они либо сторонятся, либо терпят, но потом всё равно уходят. Бывают в общественных местах «доброжелатели», которые пытаются Нику одернуть, пристыдить ее или меня, когда она ведет себя громко или не как все, например хватает с полок в магазине шоколадки.
«Чаще всего нас игнорируют и избегают, отводят глаза, при этом вежливо улыбаются»
Я не могу оставить ее одну дома, хотя ей 12 лет. Она может залезть на кухонный гарнитур или включить газ. Поэтому, пока я работаю, приходится, чтобы за ней кто-то присматривал. Получается, ползарплаты трачу на то, чтобы Ника была в безопасности. Продленки в школе нет, на платную продленку не берут, хотя очень хотелось бы, чтобы она не сидела после школы дома, а общалась с другими детьми…
Ксения жалуется, что в нашем регионе очень мало инклюзивных летних лагерей, где особенные дети проводили бы каникулы наравне и вместе со здоровыми — а те, что есть, либо очень дорогие, либо там нет здоровых, что тоже важно для общения, знакомства друг с другом.
Кире 8 лет, у нее расстройство аутистического спектра. Она пришла на выставку раньше открытия и помогала координаторам. Девочка подвела маму к своей картине, рассматривала другие. С собой она принесла ящерку, которую недавно слепила, и показывала ее всем.
Несколько недель назад Кира увидела в музее ящерицу на драгоценном камне, расстроилась, что ее нельзя купить, но решила сделать такую сама: нашла камень и налепила на нее фигурку из пластилина, украсила бусинами. Так во всём: она очень тонко чувствует мир, принимает близко к сердцу и часто расстраивается, но находит выход.
Расстройства аутистического спектра (РАС) — это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации, то есть процессе общения и передачи информации другим людям.
— Мне нравится лепить. Я слепила маму, себя и Тролля: это наш кот, — поделилась девочка. — Мы его нашли в деревне, он за нами побежал, и мы забрали его себе. Теперь он везде с нами ездит и всегда с нами. Он пушистый, у него кисточки на ушах. Я хочу стать актеркой (Кирин вариант слова «актриса». — Прим. ред.). Я бы играла кошечек, собачек, лошадок. Мне очень нравятся животные, нравится кого-то изображать...
Кате 15 лет, у нее органическое расстройство, связанное со смешанными заболеваниями.
Органические расстройства — психические заболевания, которые характеризуются устойчивым нарушением работы головного мозга и, как следствие, значительными изменениям в поведении. Пациент страдает от психического истощения и снижения мыслительных функций. Как правило, органические расстройства личности проявляются еще в раннем возрасте и дают о себе знать всю оставшуюся жизнь.
Катя пришла с мамой и бабушкой. Сначала очень стеснялась, отводила глаза, наклоняла голову и пыталась быть как можно ближе к маме. Фотографироваться не хотела, но постепенно раскрепостилась, стала ходить по выставке, рассказала о своей картине. Сперва она не узнала свой рисунок, но, когда мама напомнила ей работу, очень обрадовалась. Она занимается в художественной школе, видимо, поэтому внимательно рассматривала картины других детей. Девочке очень нравится культура Востока и танцы, а сейчас она полюбила балет и мечтает стать балериной — в работе получилось соединение этого всего. В ней Катя настоящая — смелая и эмоциональная.
— Я люблю готовить, танцевать, рисовать! — поделилась Катерина. — Я нарисовала себя. Мне нравятся яркие цвета, моя картина очень яркая. Я рисовала сама!
— Она увлекается танцами, поэтому на картине изобразила танцующую девочку, — объясняет мама Елена. — Так Катя видит себя — яркой, стремительной. Каждый день у нее рождаются новые идеи, ей хочется попробовать всё: восточные танцы, балет. Сейчас мечтает стать балериной! Увы, я не могу найти танцевальную школу именно для особых детей… Но недавно мы стали ходить в художественную школу, и дочка делает большие успехи.
Прочтите, как семья из Екатеринбурга пыталась вылечить ребенка с аутизмом за рубежом, как принимала диагноз и новую жизнь.
Ранее мы рассказывали про пять семей, которые воспитывают детей с расстройством аутистического спектра. Почитайте также репортаж из тренировочной квартиры для людей с аутизмом.
А еще прочтите удивительную историю о том, как в Екатеринбурге мальчик с аутизмом научился играть на синтезаторе, не зная нот.