28-летняя Надежда Кабанова, которую сбили на пешеходном переходе, ушла из екатеринбургской клиники на своих ногах. После ДТП Надя два месяца была в коме. Врачи считали девушку безнадежной, полагая, что она нуждается лишь в паллиативном уходе.
Авария случилась в марте прошлого года в городе Бузулуке Оренбургской области. Надежда с дочкой переходили дорогу на зеленый. Момент ДТП попал на видео. На записи видно, как мать с дочерью, перед тем как ступить на дорогу, остановились, чтобы убедиться, что там безопасно. Мчавшийся автомобиль они просто не успели увидеть в темноте. Машина пролетела, не остановившись на красный, и сбила Надежду.
Позже дочка расскажет, что мама в последние мгновения успела с силой толкнуть ее вперед, благодаря чему спасла. От удара Надежду отшвырнуло на несколько метров. Два месяца она провела в коме. Врачи спасли ее — а дальше всё. Семье сказали, что реабилитационного потенциала нет.
Друзья и родные не хотели в это верить, стали обзванивать реабилитационные центры в других городах. Вышли на екатеринбургский центр Ирины Волковой.
Первое знакомство было по видеосвязи.
— Мама Нади рассказывала нам про аварию, про прогнозы врачей, — рассказывает Ирина Волкова. — Как при пациентке персонал обсуждал, что она ничего не понимает, что она всю жизнь будет овощем. Надя в этот момент заплакала. То есть девушка всё слышала и понимала! И я сказала тогда маме Наталье: «Берем». Через несколько недель на реанимобиле Надежду доставили к нам.
Клиника обратилась в благотворительные фонды, рассказав историю Нади.
Откликнулись «Правмир» и фонд Богатикова (создан владельцем крупнейшей в стране транспортной компании Александром Богатиковым в память о брате, погибшем в ДТП).
— Первое впечатление тяжкое: глаза постоянно закрыты, контакта практически нет, уровень сознания неясен. Стоит трахеостома, назогастральный зонд, подключичный катетер, памперсы, — вспоминает Ирина Волкова.
Кроме этого, у пациентки был сложный перелом — огромная открытая, незаживающая рана на ноге. В 23-й больнице Екатеринбурга врачи сделали нужную операцию: растянули сломанную ногу, зафиксировали аппаратом Илизарова, поставили стержень, чтобы вернуть опорную функцию. Дальше началась реабилитация. С каждым днем, неделей, месяцем Надя восстанавливалась. Убрали все трубки. Она заново научилась глотать, потом говорить, писать, считать. Память, мышление, когнитивные функции восстановились полностью.
Но самым сложным было поставить Надежду на ноги и заново научить ходить.
— Полностью потерялся алгоритм, казалось бы, простых движений, — объясняет реабилитационные моменты Ирина Геннадьевна. — Сложно и долго формировался навык ходьбы, вставания, пересаживания. Только всё многократно повторим, а через час будто ничего и не было. Не укладывалась программа в голове, хотя все физические возможности для этого были. Но решили и эту проблему, хотя над ней нужно еще работать.
Надежда при выписке вышла из клиники на своих ногах. Помогая себе ходунками, потому что до полной реабилитации еще далеко. Но ходунки — это не навсегда: врачи говорят, что все ресурсы для восстановления есть.
Сейчас Надя уже дома, в родном городе, вместе с мамой и дочкой. По квартире ходит самостоятельно, а на дальние прогулки по городу ее пока вывозят на коляске подруги: перегрузки могут навредить восстановлению. Дома она занимается сама, также наняли специалиста по ЛФК (лечебной физкультуре), она приходит два раза в неделю. Нужно продолжать занятия.
Несколько месяцев назад был суд над водителем. Надежда очень хотела приехать на вынесение приговора, но не смогла — тогда они с мамой еще были в Екатеринбурге на реабилитации. С дочкой на это время оставались родственники. Суд приговорил виновника аварии к судебному штрафу в 700 тысяч рублей и лишению водительских прав на 2,5 года плюс присудил миллион рублей компенсации пострадавшей.
Водитель на заседаниях уверял, что обязательно будет помогать девушке, что всё понимает, просит прощения. До суда он передал семье 70 тысяч. Деньги на первые дни реабилитации и на спецсредства для ухода собирали неравнодушные горожане. Хорошо, что в скором времени подключились благотворительные фонды. После суда виновник аварии перечислил семь тысяч. Сейчас приставы арестовали и выставили на торги его машину, оценив ее в 130 тысяч рублей. Когда получится взыскать всю компенсацию — неизвестно.
Мы также рассказывали историю 20-летней пациентки этого медицинского центра. Инну Зарицкую ранило при обстреле Донецка. Врачи спасли ей жизнь, но крошечный осколок попал прямо в позвоночник, задев спинной мозг. Девушку парализовало, врачи занимаются ее реабилитацией.